Соскальзывание с края потока
Если пилот входит в сильный поток, летательный аппарат взмывает вверх. Пилоты дельтапланов поджимаются и выкручивают до базы, парапланеристам это сделать не так-то просто. Угол танга жа может быть настолько велик, что мо жет произойти срыв потока, и параплан соскользнет с термика в нисходящий поток. Если это произошло, то сначала нужно выйти из срыва и только потом ду мать, что делать дальше.
Теперь есть следующий выбор:
1. Полететь в другое место и попробо вать обработать другие потоки.
Рис. 6.16 Так сильно может задрать параплан при входе в сильный поток. Если при этом па раплан сорвался, то в первую очередь необ ходимо выйти из срыва. И только после этого думать, можно обработать этот поток или все же стоит поискать другой.
2. Наполовину выжав акселератор, попробовать пробить поток. Шанс попасть внутрь потока достаточно ве лик, однако существует риск получить сложение.
3. Облететь поток сбоку и влететь в него по ветру.
Срез ветра
Различные направления ветра на раз ных высотах - это прежде всего вызов для хороших пилотов. Не так то просто набрать высоту на срезе ветра. В этом месте потоки обычно слабые, рваные или совсем разрушены. Значит, успеха может достичь только тот, кто сможет правильно отцентровать такой поток или хотя бы недолго продержаться в нем. Тогда возможно ему удастся спра виться со срезом ветра.
Рис. 6.17 Вход в доли ну Циллерталь (Zillertal) (Австрия). Вечером дует сначала слабый ветер через нижние горы. В это время еще образуются потоки и, когда их нужно обработать, приходит ся учитывать их снос по отношению к долинному ветру. Когда поток под нимается выше, то из гибается под влиянием высотного ветра.
Если ветер над гора ми слишком сильный, то летать становится очень опасно, потоки становятся достаточно рваными.
У пилота, который ле тит с озера Ахензее (Achensee), есть только один шанс набрать высо ту: ему нужно лететь над вершинами гор за жел той линией. Там находят ся горы, которые выше турбулентного слоя.
Голубая линия: долинный ветер Красная линия: высо тный ветер.
Например, на всех высотах дует сла бый ветер. На 2500 метрах есть значи тельный срез ветра. Если пилот только что обкрутил поток и вываливается из него все время на одной и той же вы соте, то ему следует увеличить радиус спирали в поиске потока и попробовать снова найти ядро, которое возможно просто переместилось из- за ветра. В этом случае необходимо обращать внимание на пыль, листья, бабочек или других пилотов. Иногда кажется, что в этом месте поток просто заканчивает ся, но по базе облаков видно, что пото ки поднимаются значительно выше.
Если есть облака, или же в потоке на бирают другие пилоты, то все значи тельно проще. Нужно попробовать про вести связь между облаками и потоком и, таким образом, найти ось потока или проследить направление сноса потока.
Замечание:
Когда я летаю один, иногда я закрываю глаза, чтобы полностью сконцентриро ваться на своем варио.
но обработать, то пилоту следует лучше сконцентрироваться и обращать боль ше внимания даже на незначительные изменения в звуках вариометра.
Замечание:
Когда центрируете поток, всегда обра щайте внимание на землю, особенно если у вас маленький запас высоты. Таким образом, можно определить, какой снос потока. Например, каждый виток спирали вы смещаетесь на не сколько метров на север. Как только вы попадаете в незначительный срез вет ра, то ядро потока, возможно, начнёт сноситься на юг. Тот, кто не обращает внимание на сигнал вариометра, будет вываливаться из потока в одном и том же месте. Если поток достаточно слож
Замечание:
В нижней части поток всасывает воздух внутрь. Это можно определить при по мощи GPS или просто быть достаточно внимательным, чтобы заметить увели чение горизонтальной скорости. Иног да это заметно по боковому ветру. Если пилот заметит это, то ему нужно лететь в сторону уменьшающегося снижения и там попытаться найти поток. Пилот ле тает в верхней части потока до тех пор, пока его не выкинет из него, как прави ло, с увеличением снижения. См. вихре вую структуру потока.