Для укрепления горизонтальных коммуникаций следует развивать определенные направления организационной культуры компании
1. Отказ от статусных мотиваторов трудовой деятельности работников (персональных кабинетов, секретарей, автомобилей и т.п.), единый статус работников, справедливость во всем и равенство шансов всего персонала компании (при получении премий, продвижении по служебной лестнице, повышении квалификации и т.п.).
2. Переход от бригад, формируемых представителями разных Функциональных подразделений, к командам, способным генерировать новые идеи, работая в режиме самообучения и самоуправления. Значительное сокращение числа звеньев управленческой иерархии — наличие лишь функционально необходимых подразделений, взаимосвязь которых с командами не должна носить одиозный приказной характер, а представлять собой скорее шаимоотношения уважающих друг друга партнеров по бизнесу. При этом вознаграждаются результаты командной, а не индивидуальной деятельности, мотивируя овладение разносторонними навыками, а не узкоспециализированной деятельностью.
3. Уделение особого внимания двум аспектам работы с человеческими ресурсами: подбору персонала по совместимости ценностных ориентации, норм поведения, жизненных целей и созданию благоприятного социального климата в коллективе, закладывающего правильные образцы использования горизонтальных личностных взаимосвязей. Это не подразумевает обязательного единомыслия — напротив, создаются механизмы использования несходства мнений и открытого их обслуживания для принятия решения, наилучшего для компании. Свободный обмен мнениями, идеями, предложениями подразумевает наличие у работников определенной внутренней культуры, межличностной культуры общения и соответствующей организационной культуры. При этом может возникнуть ряд сложностей, обусловленных различными ролевыми поведенческими аспектами коммуникаций.
Например, работник предпочитает эмоционально нагруженные (дружеские или скандальные) отношения, в то время как оргкультура ком-i :ании базируется на эмоционально нейтральных коммуникациях. В раде клановых культур деловые отношения возможны при условии их рас-
плывчатости, многомерности, диффузности, множественности измерении (что свойственно семейным отношениям), а кто-то предпочитает одно значность и ясность. Приходят в противоречие также универсальный (но1 продавцы одинаковые) и индивидуальный (все продавцы разные) под ходы. Без достижения консенсуса в этих и ряде других отношений не возможно обеспечить нормальное функционирование компании.
Наименее насыщена горизонтальными внутриорганизациоп ными коммуникациями иерархическая культура. Для рыночной культуры характерны вертикальные (нисходящие) и горизонталь ные коммуникации. Общение и обмен информацией в клановой культуре горизонтально-вертикальный (восходящие коммуника ции). И лишь в части новых нарождающихся адхократических культур преобладают горизонтальные коммуникации: полный отход от классических культур, отказ от принципов единоначалия, равенства ответственности и полномочий, ограниченного владения сотрудниками информацией. Доверие и открытость всей информации безусловно способствует улучшению социального климата в коллективе, удовлетворенности потребности в информации, защищенности. Еще один немаловажный фактор развития горизонтальных коммуникаций — планировка рабочих помещений и размещение сотрудников.
Т. Алленом установлено, что если люди работают на расстоянии 10 м друг от друга, вероятность их общения между собой хотя бы раз в неделю равна 8-9%; если это расстояние составляет 5 м, вероятность общения увеличивается до 25%. Следует отказываться от размещений специализированных подразделений в отдельных помещениях — вместо этого используется так называемая плантационная система, когда одно помещение предназначено для нескольких отделов. При этом размещение осуществляется не только на основе технологий выполняемых работ, но и с учетом личных симпатий.
4. Необходимость учитывать существование в коллективе нескольких субкультур: каждая бригада, команда обладает своей субкультурой, отличающейся от других. Наличие различных субкультур является объективной закономерностью, обусловленной рядом причин, в том числе различными требованиями к персоналу, подбираемому на ту или иную должность, личностными особенностями работников, разными профессиональными компетенциями, разными условиями труда, уровнем образования и т.п. Эти причины вызывают и объективные сложности в горизонтальном взаимодействии субкультур.
Скажем, если специалист по продажам /маркетингу говорит о необходимости выпустить продукт «в скором времени», а специалист по научным исследованиям соглашается с ним, это не значит, что они говорят об одном и том же времени. Исследователь может считать полугодовую задержку в проекте, рассчитанном на три года, вполне законной, а
426
или специалиста по продажам она не допустима, поскольку он не может носполъзоваться трехмесячным рыночным «окном». Субкультуры отдела i »)ыта и отдела разработок и исследований часто настолько не соответствуют друг другу, что организации приходится создавать проектные команды, ииимающиеся согласованием всех функций выпуска изделия.
Поэтому очень важно выстраивать коммуникационные промессы таким образом, чтобы учитывать проблемы кроссфункци-ональных коммуникаций и способствовать взаимопониманию представителей различных организационных субкультур.
Традиционно различны субкультуры руководства и подчиненных, прежде всего в силу разницы целей и задач деятельности, поэтому лидеры не должны удивляться тому, что их распоряжения и послания могут интерпретироваться достаточно вольно и что забота руководства о росте прибыли и снижении издержек совершенно не свойственна подчиненным. Только соединение этих субкультур путем разработки общих целей, мотивации и общих процедур принятия |тешений может привести к построению эффективной организации.
Особый интерес представляют горизонтальные коммуникации дивизиональных субкультур, национальных субкультур совместных предприятий и субкультур мультиорганизационных предприятий.
Проблемы горизонтальных коммуникаций в многопрофильных, аутсорсинговых мультимедийных корпорациях, расположенных порой в разных частях света и занимающихся часто не взаимосвязанными производствами, возникают в двух случаях: при попытке внедрить общие организационные методы и управленческие процедуры и при решении распространить на все подразделения единую организационную культуру. В каждом случае появляется проблема межнациональных особенностей организационного поколения. Как показывает опыт внедрения многих западных и американских оргкудьтур в России, российский персонал чаще всего просто приспосабливается к требованиям как к неизбежной необходимости, не кооптируя себя в эту культуру.
5. Необходимо помнить, что для горизонтальных структур двигателем производственной деятельности является не прибыль, не снижение издержки, не повышение стоимости акций компании, а удовлетворение потребителей. Поэтому цель коммуникаций — максимальное расширение контактов с заказчиками и потребителями продукции.
Для этого фирма может, во-первых, обеспечить каждому работнику условия для успешного взаимодействия с внешним потребителем, предусмотрев для этого специальное место и время (на покупательских конференциях, презентациях, встречах и т.п.). Это позволит получить от потребителя прямую оценку качества
427
продукта и оценить тенденции изменения его требований к вы пускаемым изделиям. Те виды деятельности, которые не добаи ляют ценности продукции, не улучшают обслуживание и не во стребованы потребителем, следует исключить.
Во-вторых, не следует бояться жалоб и претензий со сторо ны покупателей. Напротив, следует облегчить им эту процеду ру и не скупиться на возврат денег и полное разрешение их про блем. Такая политика существенно укрепит доверие покупать лей к фирме и ее продукции.
В-третьих, необходимо предоставить властные полномочия пи решению проблем тем, кто имеет дело с конечным потребителем, исключая сбор необходимых подписей на документах и поиск от ветственных за ошибку. Максимальное удовлетворение спроса потребителя должно быть основой мотивационной системы компании.
Большинство компаний пока еще используют иерархический функциональный подход в своих организационных культурах. Од нако горизонтальные коммуникации обладают столь многими преимуществами в плане удовлетворения потребностей, роста качества и гибкости, что именно их развитие позволит фирмам выжить в условиях жесточайшей конкуренции.