Действительно, «ух ты». Бог будет казаться таким, каким
вы его будете видеть. Так каким ты Меня видишь?
^ Я вижу Тебя как бо! a, m-i орый дает мне возможность создавать
тот опыт, который я выбираю, и снабжает меня инструментами Лря этого.
И одним из самых мощных инструментов является твоя t дружба с Богом. Поверь Мне.
Я верю Тебе Ибо я понял, что у меня нет в этом необходимости. Процесс жизни таков, каков он есть Доверие не обязательно, Яужно только знание.
Совершенно верно.
7
/л. не всегда был таким. Я хочу сказать, мне не всегда нужно было так дотошно объяснять что-то, чтобы я смог поверить. На самом деле в молодости я всегда верил, что все будет хорошо.
Я был несгибаемым оптимистом. Даже, можно сказать, безрассудным оптимистом. Учитывая, что я вырос в страхе перед Богом, такое мое отношение к жизни кажется вдвойне безрассудным. И все же я был именно таким. В детстве я всегда «знал», что получу то, чего хочу, — и всегда получал. Причем, как правило, без особых усилий. Это по-настоящему задевало моего брата, который, бывало, вслух жаловался: «Нилу всегда везет». Однажды я услышал, как отец ему ответил: «Нил сам делает свое везение».
Он был прав. Частично в этом помогли мне мои родители. Мать наделила меня любовью к жизни и всем творениям, а отец благословил меня уверенностью в себе. Какая бы сложная задача передо мной ни стояла, он всегда меня спрашивал: «Как ты собираешься что-то решить, если не попытаешься?»
Когда мне было лет пятнадцать, он сказал фразу, которую я запомнил навсегда.
— Сынок, — сказал он, — нет «правильного» способа что-то сделать. Есть только тот способ, которым ты это делаешь. Сделай так, чтобы твой способ был правильным.
— Как это сделать? — спросил я. И он ответил:
— Выполнив работу.
Тридцать пять лет спустя компания «Найк» выразила эту краткую жизненную философию в трех словах:
Просто делай это.
Как я уже говорил, поступив в среднюю школу, я сразу же занялся кучей дел. Внеклассные занятия отнимали все мое вре
мя, но я хорошо успевал по предметам, которые мне нравились:
английскому языку, устной речи, политологии, музыке, иностранным языкам. Должен признать, что здорово плавал в предметах, которые мне казались скучными, — биологии, алгебре, геометрии, — но меня приняли в Висконсинский университет в Милуоки: с испытательным сроком.
Я там долго не задержался. Декан попросил меня освободить место уже после третьего семестра, но я не слишком сильно расстроился. Мне не терпелось скорее начать самостоятельную жизнь, и я хотел сразу же попасть на радио.
После того как я вылетел из колледжа, отец мне сказал:
— Хорошо, сын, теперь ты сам себе хозяин. Я сделал для тебя все, что мог, но ты хочешь жить по-своему.
Часть меня была до смерти напугана, а часть была так взволнована, что я просто не мог этого вынести. Я уже немного работал в эфире бесплатно на одной крошечной радиостанции, которая только-только открылась. И когда отец дал мне волю, я отправился в офис директора другой радиостанции, которая был чуть больше, и самонадеянно заявил, что он должен взять меня на работу.
Ларри Ла Рю откинул голову назад и загоготал:
— И почему я должен это сделать?
Я не растерялся. — Потому что я лучите любого вашего диктора.
• Ларри перестал смеяться, но улыбка не сошла с его лица.
— Малыш, — сказал он. — Ты мне нравишься. У тебя есть
Тогда я еще не знал этого слова и подумал: «Это хорошо?»
>< — Вот что я тебе скажу, — он наклонился вперед. — Прихо-
ЯК сегодня вечером, в восемь — я скажу, чтобы вечерний дик-
•вр показал тебе, что к чему. В девять часов ты выйдешь в эфир.
^'буду слушать. Если я не позвоню тебе до полдесятого, ты
вберешься оттуда и не будешь больше никогда показываться
Мне на глаза.
h Его ухмылка стала лукавой.
<» •—Логично, —пискнул я, пожимая ему руку.
"н Потом добавил:
— Поговорим вечером.
Я вышел на улицуи на стоянке чуть не расстался со своим ленчем.
Когда я встал перед микрофоном i ем вечером, меня все еще тошнило. Я объявил заставку станции и включил музыку Прозвучало несколько песен, и на часах было уже 9:28 Звонка не было, и, ютовясъ уступить месю старому диктору, я был здорово подавлен Когда я собрал вещи, он просунул голову в комнату
— Ьоссна проводе, — сказал он и ушел Я поднял трубку.
— Ты принят, — проворчал Ларри — Оставайся у микрофона до одиннадцати Жду тебя в офисе завтра в девять.
Я всегда помнил Ларри Ла Рю за то, что он дал мне шанс Другой человек мог бы вышвырнуть меня вон Много лет спустя, занимая должность директора прей ра мм в Балтиморе, я старался вернуть долг, используя «Правило Ла Рю» всегда давай парню шанс
В мою дверь стучалось много парней, которые хотели попасть на радио. Я не мог просто отправм ь их в студию и выпустить в эфир, как это сделал Ларри, — для этого у нас была слишком крупная станция, —но я всегда приглашал их в свой офис и внимательно прослушивал их пробную запись. Я также подсказывал им, что, по моему мнению, им нужно было улучшить. Однако и никогда не принимал их на работу в тот /ке день. Думаю, времена, когда такое было возможно, уже прошли. Сегодня дляних не существует мест, где можно было бы взять разбег Сегодня приходапся сразу же брать высоту в любой профессии. Возможно, мое поколение бьио последним, которое имело возможность проскользнуть через боковую дверь. И это очень плохо. Нам нужно больше мест, где молодые могли бы поучиться Давление, под которым находятся cei од няшние двадцати- и двадцатипятилетние ребята, пытающиеся добиться успеха, огромно
И что еще хуже, сегодня многие из них подготовлены к самостоятельной жизни очень плохо. Я хотел бы поговорить об этом. Образование, которое я получил в южном отделении Ми-
дуокской средней школы, равняется i ому, которое сейчас полуодет выпускник неполного колледжа — если ему повезет
Вы должны улучшить систему образования, снопа зажечь пламя познания и возродить радость учения в ваших школах. Я дал тебе несколько чудесных подсказок, как это можно сделать, в Книге 2 «Бесед с Богом». Я не буду их здесь повторять. Вместо этого я попрошу тебя припомнить их и применить па практике.
Применить на практике7
Жизнь — это процесс воссоздания. Я прошу тебя наделить мир силой возродить опыт «школы» в следующей высочайшей версии вашего величайшего представления о ней.
Нам нужно не только возродить школу Нам нужно понять, что мы никогда не сможем разжечь огонь мышления и побудить детей к самостоятельным исследованиям, если будем позволять детям проводит ь двадцать часов в неделю перед телевизором и еще двадцать часов — за видеоиграми. Так они мало чему научатся.
Напротив, очень многому. Они научатся, как жаждать немедленного вознаграждения, как ожидать, что все жизненные проблемы решатся сами собой за двадцать восемь
с половиной минут, и как выплескивать свое раздражение из-за проблем, которые не решаются незамедлительно, через насилие.
Представители компаний, разрабатывающих индустрию развлечений, отрицают, что телевидение, кино и видеофильмы, сколько бы насилия в них ни было, ответственны за проявление насилия в поведении молодых людей
Это те же представители, которые продают рекламные ролики чемпионата по американскому футболу за полмиллиона долларов каждый и утверждают, что они могут оказать влияние на поведение человека за шестьдесят секунд?
Ну, да!
Понятно.
Но не может быть, чтобы одни только видеоигры делали детей нечувствительными к смерти и насилию. Дети знают, что это «просто игра».
Ты знаешь, что используют в некоторых полицейских и военных академиях, чтобы научить профессионалов быстро реагировать и убивать без эмоции?
Видеоигры?
Я только спросил. Я дам тебе возможность самому найти ответ. Но ты можешь представить более бысгрый и более эффективный способ обучения?
Ох, мне, наверное, не следовало касаться этой темы. Почему?
Людям не нужны мои комментарии по поводу социальных проблем, и, конечно, им не нужны Твои комментарии. Это книга о Боге, а от Бога не ожидают мнений по поводу современных социальных вопросов.
Ты хочешь сказать — реальной жизни?
Я имею в виду политические и социальные проблемы. Ты должен заниматься только духовными вопросами, как и я.
Разве есть более духовный вопрос, чем «как сделать так, чтобы ваши дети не убивали друг друга»? Сколько колумбийских средних школ вам еще нужно, чтобы вы поняли, что у вас есть серьезная проблема?
Мы знаем, что у нас есть проблема, мы просто не знаем, как ее решить.
Знаете, но просто еще не собрались с силами, чтобы ее решить.
Во-первых, проводите с детьми больше времени. Перестаньте вести себя так, что с одиннадцати лет они остаются сами по себе. Занимайтесь их жизнью. Говоритес их учителями. Подружитесь с их друзьями. Окажите на них влия
ние. Принимайте реальное участие в их жизни. Не позволяйте им ускользать от вас.
Во-вторых, активно выступайте против насаждения насилия и ролевых моделей насилия в их жизни. Образы на экране действительно учат. Более того, образы учат быстрее и оставляют более глубокий след, чем слова.
Настаивайте на том, чтобы те, кто отвечает за качество массовой культуры (создатели фильмов, продюсеры, создатели видеоигр и других образов — от комиксов до кредитных карточек), создали новую культуру с новой этикой —этикой ненасилия.
В-третьих, делайте все, чтобы инструменты и средства насилия не были легко доступны вашим детям.
И самое важное — исключите насилие из вашей жизни. Вы — самая яркая модель для ваших детей. Если они ви-; дят, как вы применяете насилие, они будут делать то же самое.
Значит ли это, что нам не следует шлепать своих детей?
Вы не можете придумать какой-нибудь другой способ учить тех, кого вы, по вашим словам, так сильно любите? Неужели испугать или ударить ребенка — единственный способ воспитания, до которого вы додумались?
В вашей культуре физическая боль давно используется '' как наказание за неприемлемое поведение не только у детей, но и у взрослых. Вы убиваете людей, чтобы люди прекратили убивать других людей.
Безумие — использовать энергию, которая создала проблему, для того, чтобы решить эту проблему.
Безумие — повторять те поступки, от которых вы хотите избавиться, для того, чтобы от них избавиться.
. Безумие — демонстрировать всем обществом поведение, которое, по вашим словам, вы не хотите видеть у своих детей.
И совершенное безумие —притворяться, что ничего этого не происходит, а потом удивляться, почему ваши дети поступают безумно.
Ты хочешь сказа! ь, что мы все безумны?
Я даю определение безумию. Вам самим решать, кем и чем вы являетесь. Вы решаете это каждый день.
Каждый поступок — это акт самоопределения.
Ты только что упогребил очень сильные слова.
Для этого и нужны друзья. Хочешь знать, каково это — дружигь с бо! ом? Вот тебе пример.
Друзья говорят тебе правду. Друзья говорят то, что есть. Друзья не потакают тебе и не говорят только то, что ты хотел бы услышать.
Но, сказав тебе правду, друзья не оставляют тебя один на один с проблемами. Друзья всегда рядом, они предлагают постоянную поддержку, помощь и безусловную любовь.
Так поступает Бог. Об этом мы сейчас говорим с тобой.
Как долго будет продолжаться наш диaлoгг Я думал, что он закончится с последней книгой «Бесед с Богом»
Он будет продолжаться столько, сколько ты решишь.
Значит, после этой книги будет еще oднa?
После этой определенно будет еще одна книга, как Я уже сказал тебе несколько лет назад, но это будет не диалог.
Не диалог?
Нет.Что эго будет за книга3'
Книга, которая говорит Одним Голосом.Твоим голосом.
Нашим голосом.Нашим?
Твоя беседа с Богом привела тебя к дружбе с Богом, а твоя дружба с Богом приведет тебя к единению с Богом.
Мы будем i оворить Одним Голосом в «Единении с Богом», и это будет необычайный документ.
Все книги с Богом необычайны.
Несомненно.Будут ли еще книги-диалош, где Ты и я просго разговариваем'
Если ты пожелаешь, да.
Мне чрезвычайно нравятся наши разговоры, ведь они заставляют меня думать Хотя иногда я удивляюсь тому, как часто Ты высказываешь свое мнение Для Бога без Предпочтений Ты слишком много их выражаешь
Давать указания не означает объявлять Предпочтения.
Если ты говоришь, что хочешь попасть в Сиэтл, а сам находишься на дороге в Сан-Хосе и, если ты спросишь у кого-то направление, является ли выражением Предпочтения сказать тебе, что ты ошибся дорогой, что повернул не в ту сторону? Разве указать тебе правильный путь означает s высказать свое мнение?
Ты уже использовал эту аналогию Ты говорил об этом раньше
И Я снова и снова буду повторять это, пока ты будешь 1>* пытаться сделать из меня Бога, которому что-то от тебя " ' нужно.
„. Вот что Я тебе скажу: Мне от тебя ничего не нужно. Ты полагаешь, что Я настолько бессилен, что Мне что-то нужно от тебя, а Я не могу э roi о получить? Ты думаешь, Я хочу,
* ' чтобы что-то произошло, по не знаю, как сделать так, что-
*'бы это произошло?
W
Ты думаешь, что, если бы Мне нужно было, чтобы ты поехал в Сиэтл, Я бы не смог заставить тебя туда добраться?
„ Все совсем не так. Ты говоришь Мне, куда ты стремишься, а Я говорю тебе, как туда добраться.
Люди на протяжении тысячелетии рассказывали Богу, как они хотели бы жить. Вы объявляли Мне и друг другу, что стремитесь к долгой жизни в мире, гармонии, здоровье и достатке. Я, в свою очередь, на протяжении тысячелетий рассказывал вам, как этого можно достичь.