Условия формирования самооговора по делам об убийствах и методы изобличения

Ложные показания могут заключаться в самооговоре. Не следует забывать, что тактические приемы должны работать в равной мере и на установление невиновности, если обвинение необоснованно. Это относится к лицам, признающим себя виновными, но в действительности не совершившим преступления. Ложные показания по обвинению самого себя должны быть распознаны точно так же, как и ложные показания, направленные на отрицание действительной вины. Следователь должен анализировать, есть ли реальные причины для лжи. Наиболее типичные причины – наличие угроз, зависимости (материальной, служебной), желание помочь близкому и взять вину на себя, попытка путем лжи скрыть более тяжкое преступление. Бывают случаи, когда лицо, полагая, что ему «хуже не будет», по просьбе другого преступника берет на себя вину еще и за его преступление.

- приемы психологического воздействия. Они находятся на грани допустимого, могут перерасти в психологическое насилие. Приемы основаны на психологических закономерностях. Эти приемы не понятны лицу, в отношении которого они применяются. Ограничения применения этих приемов:

1. знание глубинных сторон личности допрашиваемого лица.

2. приемы основаны на факторе внезапности.

Виды приемов:

-- допущение легенды. Легенда - это сконструированные показания. Следователь выслушивает эти показания, соглашается с их содержанием. Когда лицо убеждается, что следователь принял эти показания (у допрашиваемого появляется стартовая поза – сидит на кончике стула, поджав ноги), следователь демонстрирует, что он не верит ни одному слову допрашиваемому. У допрашиваемого возникает состояние фрустрации (крушении планов), при котором не возможно сразу придумать новую ложь, это глубокое психологическое состояние. Главная задача следователя – уловить состояние наибольшей расслабленности допрашиваемого.

-- сила инерции. Следователь прекращает допрос на интересующую его тему по обстоятельствам события преступления и переключается на посторонние темы (изучив жизнь допрашиваемого, он знает о значимых для него моментах). Допрашиваемый забывает реальную обстановку, так как переносится в важные для него события в прошлом. Тогда следователь одной фразой возвращает его в настоящее состояние. По инерции человек рассказывает правду, так как представляет себя в другом месте и другом времени.

-- встряска. Необходимо выяснить наиболее отрицательные стороны психики человека (обидчивость, вспыльчивость, гнев). Это позволяет взорвать этого человека, изменить его состояние отрешенности, изменить его оценку ситуации следователя как безнадежной.

-- вызов. Применяется в отношении принципиальных, стойких людей. Необходимо воздействовать именно на эти стороны характера.

- приемы логического воздействия. Если есть возможность применить эти методы, то применять психологические методы не потребуется.

-- предъявление доказательств - самый сильный прием. Существует несколько правил предъявления доказательств, но в судебной психологии и криминалистике разные подходы. Васильев считал предъявление доказательств приемом психологического воздействия. Он разделял 2 способа предъявления доказательств:

а) предъявление самого сильного доказательства (если слабый тип личности)

б) путем нарастания доказательств

Криминалисты считают предъявление доказательств приемом логического, а не психологического воздействия. Самое сильно доказательство – экспертиза.

Нужно предъявлять систему доказательств путем нарастания их по силе.

Объем предъявляемых доказательств: такой объем доказательств, который не покажет моменты недоказанности.

Предъявлению доказательств обязательно должна предшествовать проверка доказательств.

Как предъявлять вещь, оставленную на месте происшествия: необходимо предварительно допросить знакомых, родственников обвиняемого об этой вещи.

Весь процесс предъявления доказательств должен быть отражен в протокол.

-- беседа на равных (убеждение логикой фактов). Обвиняемый должен сидеть по одну строну стола со следователем. Обязательное условие – предъявление всей системы собранных доказательств. Если есть пробелы, то этот метод применять нельзя. Предъявление доказательств должно осуществляться путем постепенного нарастания их силы. Этот прием работает не очень хорошо, так как следователь должен выстроить строгую систему фактов.

- приемы комплексного воздействия:

Виды:

-- система рефлексивного управления – воспроизведение в сознании следователя хода мыслей, поведения, эмоционального состояния обвиняемого с целью управления этими мыслями и принятия данным лицом нужного для следователя решения. Система должна состоять из определенного количества элементов. Нужно уметь управлять:

1) объективной обстановкой

2) субъективной обстановкой

3) методами

4) целями.

1) Следователь должен понимать: как оценивает объективную обстановку сам допрашиваемый, то есть следователь должен со своих глаз оценить обстановку допроса. Сначала происходит оценка допрашиваемым следователя, а затем следователь должен оценить то, как допрашиваемый оценивает эту обстановку. Допрашиваемый сразу смотрит на стол, затем на дело (каково состояние дела, собраны ли все материалы). Далее он оценивает как ведет себя следователь. Затем следователь дает собственную оценку обстановке. Иногда складываются ситуации когда важно создать представление о преувеличенном или преуменьшенном объеме доказательств.

Уменьшенный объем необходим, когда нужно допросить в качестве подозреваемого; при формировании представления: выясняется общая обстановка, удовлетворение допрашиваемого результатом проверки. Следователь постоянно возвращается к определенным вопросам, так как надо сформировать оценку следователя как непонятливого, чтобы выяснить моменты, которыми лицо будет обосновывать свою непричастность. Здесь лицо допрашивается в виде беседы. Допрашиваемый должен уйти от следователя уверенным, что никаких доказательств и материалов нет.

2) следователь оценивает допрашиваемого, а допрашиваемый оценивает следователя. Происходит оценка обстановки глазами допрашиваемого, оценка допрашиваемого с позиции следователя, оценка следователя. следователь обращает внимание на изменяющееся положение глаз, сжатые губы. Это значит у допрашиваемого сформировалась установка, как вести себя на допросе. Бегающие глазные яблоки при опущенных веках – идет незаметное изучение следователя. Взгляд мимо следователя – допрашиваемый не слушает следователя, находится в безвыходном состоянии.

Методика постановки вопросов допрашиваемому:

- по последовательности:

-- общий

-- частный

-- дополнительные

- по значимости:

-- главные

-- второстепенные

-- существенные

-- несущественные

- по целевому назначению:

-- уточняющие – дают возможность доказать (когда нужна детальная фиксация особенностей изготовления взрывчатого вещества)

-- напоминающие

-- контрольные – выясняются данные о сложных явлениях, связанных с цифрами и суммами. Сначала задается вопрос, на который дается ответ, который фиксируется. Затем задаются другие вопросы, а потом повторяется первый вопрос, являющийся контрольным. Если ответ такой же, то данные достоверные.

-- косвенные. Они не объясняют в связи с чем допрашивается человек.

-- внезапные

Допросов в свободной форме не существует.

Основные правила постановки вопросов:

- свободный рассказ позволяет получить больше информации.

- постановка вопросов об общих к частному

- никогда не ставить только главные вопросы. Их нужно чередовать со второстепенными.

- вопросы нужно формулировать в категоричной форме.

- не следует задавать вопросы до того, как не записан ответ на предыдущие.

- все вопросы должны быть лаконичными, сформулированы простыми предложениями.

- все вопросы должны быть выстроены в логической последовательности.

- по мнению психологов все вопросы являются наводящими. Наводящие вопросы делятся по объему передаваемой информации:

-- с прямой подсказкой

-- с косвенной подсказкой.

Необходимо контролировать объем передаваемой информации (чем меньше, тем лучше).

Наши рекомендации