Реинжиниринг бизнес-процессов

Современные предприятия имеют сложную структуру, обусловленную многопрофильностью деятельности, территориальной разобщенностью подразделений, большим числом кооперативных связей с партнерами. Постоянно изменяющиеся потребности рынка, ориентация на потребности заказчиков, совершенствование технологий, конкурентная борьба и прочее заставляет менеджмент предприятия не только обеспечивать управление ресурсами и, соответственно, функциональными подразделениями, но и обращать особое внимание на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими воедино деятельность отдельных подразделений. Следовательно, происходит перестройка менеджмента от функционально-ориентированного к процессо-ориентированному управлению.

Под бизнес-процессом (БП) понимают совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению продукции или выполнению услуги на основе потребления ресурсов. Основная цель, при этом – качественное обслуживание потребителя (заказчика).

Согласно определению М. Хаммера и Д. Чемпи ренижиниринг бизнес-процессов (BPR – Business process reengineering) определяется как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия». Целью BPR (РБП) является системная реорганизация всех ресурсов, направленная на упрощение организационной структуры, повышение эффективности использования ресурсов, сокращения сроков и повышение качества обслуживания заказчиков (клиентов, потребителей).

Менеджмент бизнес-процессов зародился в рамках концепции всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management), однако, революцию в управлении бизнес процессами внесли достижения в области современных ИТ, которые дают возможность проведения инжиниринга и ренижиниринта бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов - student2.ru

Инжиниринг бизнес-процессов – это периодически выполняемый реинжиниринг (3-5-7 лет), непрерывное совершенствование и адаптация бизнес процессов по отношению к внешней среде. В его основу заложены инженерные методы и современные программные средства моделирования бизнес-процессов.

РБП возможен только на основе интегрированных (корпоративных) экономических информационных систем (КИС), которые обеспечивают поддержку управления деловыми процессами на всех уровнях. Они предполагают трансформацию системы управления на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес-процессами. Причем адаптация структуры КИС к изменениям потребностей системы управления должна быть непрерывной и предполагать изменения архитектуры КИС на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях. Это требует совершенствования и синхронизации информационных потоков, поддерживающих деловые процессы, повышения качества принимаемых управленческих решений и перепроектирования существующих бизнес-процессов.

Общими требованиями к созданию корпоративных экономических систем, обеспечивающих эффективный реинжиниринг бизнес-процессов предприятий, являются модульность, интегрируемость, адаптивность, масштабируемость, открытость, конфиденциальность, Соблюдение этих требований позволяет создавать ЭИС, обеспечивающие автоматизацию необходимых видов деятельности с любым числом пользователей, получающих доступ к системе в соответствии со своей компетенцией. Системы такого типа настраиваются на различные схемы бизнес-процессов и могут быть интегрированы другими ИТ-решениями.

Обратный инжиниринг предполагает исследование функционирующих на предприятии бизнес-процессов. С его помощью можно построить принципиальную модель существующих бизнес-процессов и выявить направления их реорганизации. Здесь широко используются методы и средства структурного анализа деловых и информационных процессов, такие как BPWin, ERWin, ARIS Toolset, Design/IDEF и другие.

Для оценки эффективности существующих бизнес-процессов используются методы и средства функционально-стоимостного анализа ABC (Activity Based Costing), поддерживаемые, например, Design/IDEF, Easy ABS+, ARIS ABC и другие. При наличии развитой информационной системы, поддерживающей существующие бизнес-процессы, используются методы и средства имитационного моделирования, например Workflow Analyser, Servise Model, Re Think, Pilgrim, Ithink и другие.

Наши рекомендации