Классическая модель научного исследования

Каковы особенности классической модели научного исследования?Классическая модель научного исследования базируется на классическом стиле рациональности, основой которой выступают, с одной стороны, принцип нейтральности субъекта научного познания, с другой – принцип тождества научного мышления и социальной реальности. Классическая рациональность, в которой разум, с одной стороны, дистанцируется от социальной действительности, а с другой – абстрагируется от деятельностной природы субъекта научного исследования, элиминирует из процедур объяснения все то, что не относится к его объекту. Поэтому классическая рациональность, претендуя на познание социальной действительности такой, какой она есть сама по себе, без примеси человеческой субъективности, предполагает, что в научном знании не должно быть ничего того, что не относится к предмету научного исследования.

Основу классической модели научного исследования составляют принципы социологизма и реализма. Принцип социологизма утверждает первичность общества и вторичность человека как продукта общественного развития. Принцип реализма связан с решением вопроса о том, скрывается ли за общими понятиями социальная реальность или общие понятии – это только научные имена и познавательные конструкты. С позиций реализма общие понятия, вроде «общество» или «социальная группа», являются подлинными социальными реальностями, конкретное же человеческое лицо – это эфемерность, не заслуживающая научного внимания. В связи с этим глав­ными акторами в социальной реальности провозглашаются не отдельные личности, а социальные группы и социальные организации.

Предметный аспект принципов социологизма и реализма проявляется, с одной стороны, в холизме, в представлении об обществе как целостной надындивидуальной социальной реальности, с другой – в социальном детерминизме, признающем жесткую взаимозависимость различных сфер жизнедеятельности людей. Поэтому предметом классической модели научного исследования выступают социальные процессы, структуры, отношения и интересы.

Методологический аспект принципов социологизма и реализма реализуется в когнитивной стратегии научного исследования, носящей номотетический характер. Основой этой стратегии является «генера­лизирующий метод», который ориентирует исследователя на установление общего, присущего определенному классу социальных явлений, выражаемого посредством научных понятий, на выявление повторяющихся взаимосвязей между социальными явлениями, а также рациональное объяснение научных фактов, представляющее собой подведение их под определенную научную теорию. Классическая модель научного исследования, игнорируя казуальность в социальной реальности и признавая только ее каузальность, стремится к целостной реконструкции этой реальности, опираясь на «теорию факторов». При этом предполагается, что изучение взаимосвязей между различными факторами позволяет выявлять их повторяемость и устанавливать социальные закономерности. В связи с этим целью номотетической стратегии классической модели научного исследования является реконструкция социальной реальности в виде системы эмпирического и теоретического знания, свободного от оценочных суждений и адекватного этой реальности. Достижение этой цели первоначально связывается с описанием предмета научного исследования с точки зрения его эмпирических характеристик. Однако в рамках номотетической стратегии эмпирически данный предмет исследования еще не представляет научной значимости. Такую значимость он приобретает только при рассмотрении его в качестве типа, т.е. идеализированного объекта, лишенного индивидуальных характеристик.

Основу номотетической стратегии классической модели составляют принципы объективизма и монизма. Принцип объективизма исходит из необходимости реконструкции социальной реальности такой, какой она есть на самом деле, независимо от культуры ученого и его методологического сознания. Поэтому необходимым условием получения объективных научных знаний является соблюдение ученым принципа «нейтральности субъекта» научного исследования. Согласно принципу монизма, существует только один способ научного изучения социальной реальности, поэтому ученые-монисты считают, что только одна из конкурирующих теорий является истинной, т.е. соответствующей изучаемой социальной действительности, а остальные ложными. Отсюда вытекают претензии ученых-монистов на монопольное обладание научной истиной.

Вывод: в классической модели научного исследования, базирующейся на классическом стиле рациональности, его предметом выступает надындивидуальная и каузальная социальная реальность; основными принципами являются социологизм и реализм; когнитивная стратегия, основу которой составляют принципы объективизма и монизма, носит номотетический характер.

2.4. Неклассическая модель научного исследования.

Каковы особенности неклассической модели научного исследования?Неклассическая модель научного исследования базируется на неклассическом стиле рациональности, в котором деятельностная природа субъекта научного познания выступает в явном виде. Это предполагает осмысление соотнесенности объяс­няемых характеристик предмета научного исследования с особенностями способов и средств научной деятельности. Поэтому в рамках неклассической рациональности большая роль в научном исследовании отводится самому субъекту научно-исследовательской деятельности, прежде всего в плане возможности выбора им способов и средств этой деятельности. в связи с этим неклассическая рациональность предполагает, что содержание научного знания зависит не только от предмета научного исследования, но и от его методологии.

Основу неклассической модели научного исследования составляют принципы антропологизма и номинализма. Принцип антропологизма утверждает первичность человека и вторичность общества как продукта взаимодействия между людьми. Согласно принципу номинализма, наоборот, подлинной социальной реальностью выступает только индивиды, а общие понятия, вроде «общество» – не более чем имена и познавательные конструкты.

Предметный аспект принципов антропологизма и номинализма проявляется в «человеческом измерении» социальной жизни, наполненной индивидуальными ценностями и смыслами, а также в когнитивном интересе к индивидуальному как уникальному, связанному с жизнедеятельностью людей. Поэтому предметом неклассической модели научного исследования выступает жизнедеятельность людей, обусловленная их ментальными программами, включающими когнитивные, аксеологические и конативные структуры осознанного и неосознанного характера.

Методологический аспект принципов антропологизма и номинализма реализуется в когнитивной стратегии научного исследования, носящей идиографический характер. Основой этой стратегии является «индивидуа­лизирующий метод», который ориентирует исследователя на познание индивидуальных и неповторимых жизненных практик людей, их коммуникативной и символической природы, превращая тем самым научное исследование в «субъект-субъектное» отношение, в «диалог культур» – культуры, носителем которой выступает ученый, и культуры тех, кого он изучает. Целью этой идиографической стратегии, основным познавательным средством которого выступает понимание, является постижение ценностных оснований индивидуальных жизненных практик в их социокультурном контексте.

Основу идиографической стратегии неклассической модели составляют принципы аксиологизма и плюрализма. Сделав предметом научного исследования индивидуальное как уникальное, связанное с жизнедеятельностью людей, неклассическая модель индивидуализировала и само научное исследование, придав ему аксиологическое звучание. Поэтому основу идиографической стратегии составляет принцип аксиологизма, согласно которому точка зрения ученого на то или иное событие является достаточно автономной по отношению к предмету научного исследования, поскольку эта точка зрения в сущности сама создает предмет когнитивного интереса. В результате возникает возможность различных интерпретаций индивидуальных жизненных практик, выступающая основой принципа плюрализма в научно-исследовательской деятельности. Однако при этом представители неклассической модели научного исследования не отказываются от идеи реконструкции этих практик, поскольку «вовлеченность» субъекта научного исследования в его предмет путем «вживания» в иное коммуникативное и символическое простанство еще не означает элиминации самой жизненной реальности, а предполагает ее интерпретацию и понимание. Поэтому в рамках неклассической модели научного исследования сложилось представление о возможности проникновения путем понимания в жизненный мир «чужой» индивидуальности и воспроизводства его, но в форме воспринимаемой культурной традиции познающего субъекта. В связи с этим в научном познании была поставлена проблема «отнесения к ценности». «Отнесение к ценности» в рамках неклассической модели научного исследования выступает в качестве критерия отбора научных фактов, но не как их «оценка», от которой ученый должен воздерживаться. Дело ученого – представить факты в их взаимосвязи, индивидуальности и неповторимости.

В целом, поставив под сомнение принцип «нейтральности субъекта» научного познания, представители неклассической модели научного исследования особую роль в нем стали отводить самому исследователю. В результате произошел отказ от того понимания научной объективности, сложившегося в рамках классической модели научного исследования, которое основывалось на идеальном представлении о научном познании как отражении социальной реальности. Представители неклассической модели научного исследования считают, что такая объективность принципиально недостижима, так как никому из ученых еще не удалось избавиться от «идолов собственного сознания», и поэтому содержание научного познания во многом определяется индивидуальной точкой зрения самого исследователя, отдающего приоритет определенной системе ценностей.

Вывод: в неклассической модели научного исследования, базирующейся на неклассическом стиле рациональности, его предметом выступают индивидуальны и казуальные жизненные практики; основными принципами являются антропологизм и реализм; когнитивная стратегия, основу которой составляют принципы аксиологизма и плюрализма, носит идиографический характер.

Наши рекомендации