Повторение. грамматические ошибки

1.

А) Те, кто знали Левитана близко, говорили, что он любил русскую природу фанатически, почти исступленно. Б) Будучи в Италии, Левитана радовало все: итальянская весна, ее глубокое синее небо, изумрудная трава, цветущий миндаль. В) Картина «Явление Христа народу», поглотившая всю творческую энергию А.Иванова, разочаровала его и не закончена. Г) В картине «Итальянское утро», написанном Брюлловым, проявилось мастерство художника в разработке света. Д) Сравнивая варианты картины Федотова «Вдовушка», нам видно, как автор добивается простоты и ясности.   1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами

2.

А) По окончанию работы над «Проводами покойника» Перов приступил к новой картине о жизни бедных детей. Б) Перов и другие русские художники крепкими узами был связан со своей родиной. В) О рок-опере «Прометее» было много лестных отзывов. Г) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигает в жизни. Д)Слушая любимую музыку, всегда обнаруживается что-то новое.     1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ТЕОРИЯ

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.

1. Паронимы, различающиеся приставками: опечатки - отпечатки, уплатить - оплатить;

2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный - безответственный, существо - сущность; командированный - командировочный;

3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой - производную. При этом в паре могут быть:

a. слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост - возраст;

b. слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз - торможение;

c. слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз - нагрузка.

В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две группы.

1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический и под. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической сочетаемости; ср.: экономические последствия - экономичное ведение хозяйства, богатое наследство - тяжелое наследие; выполнять задание - исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу: гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный. Таких единиц в языке немного.

Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются функционально-стилевой закрепленностью или стилистической окраской; ср.: работать (общеупотр.) - сработать (проcт. и спец.) жить (общеупотр.) - проживать (офиц.).

ПРАКТИКА

Задание: составьте словосочетания с данными паронимами.

Методический – методичный;_________

Ненавистнический – ненавистный;_____

Нестерпимый – нетерпимый;__________

Обеднеть – обеднить;________________

Опасный – опасливый;_______________

Описка – отписка;___________________

Освоить – усвоить;__________________

Органический – органичный;__________

Осуждение – обсуждение;____________

Ответный – ответственный;___________

Отчетный – отчетливый;______________

Политический – политичный;__________

Понятливый – понятный;_____________

Представительский – представительный;________________________________

Представление – предоставление;______

Приметливый – приметный;___________

Реалистический – реалистичный;______

Скрытный – скрытый;________________

Тактичный – тактический;____________

Технический – техничный;____________

Удачливый – удачный;_______________

Хозяйский – хозяйственный.__________

Задание: подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам

Длинный – длительный (протяженный, долговременный)

Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный)

Злой - злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый)

Комический – комичный (смехотворный, комедийный)

Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый)

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный)

Опасный – опасливый (рискованный, осторожный)

Понятный – понятливый (ясный, способный)

Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный)

Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный)

Фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный)

Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый)

Наши рекомендации