Формы организации творческой деятельности в журналистике
Виды деятельности
–деятельность организаторская,то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания массовых информационных потоков.
- деятельность моделирования,подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов массовых информационных потоков (номер газеты, программа радио или телевидения), задаче создания средств для организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое.
-деятельность редактирования,цель которой – привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией.
- собственно журналистское творчество,связанное с подготовкой особого вида текстов.
- деятельность по выпускумассовых информационных потоков (точнее, их соответствующих фрагментов).
В силу этого виды деятельности сложились в единую структуру таким образом, что на основе административно-ответственной и морально-ответственной зависимости участников производственного процесса образовали систему профессиональных обязанностей, предполагающих согласованное решение коллективных творческих задач и потому выступающих как единая деятельность – творческая деятельность журналиста.
У всех этих видов деятельности один субъект – журналист. Их вызывает взаимодействие данной структуры производства с другой его структурой, в основе которой – средства объективации информации, средства производства массовых информационных потоков.
Под средствами объективации информации обычно подразумевают материал, в котором она «консервируется», используемые для этого знаковые системы и орудия труда. А, говоря о средствах производства массовых информационных потоков, помимо перечисленного необходимо иметь в виду еще и средства организации их: системы задач, методов и правил, определяющих их характер и конфигурацию потоков.
В стуктуре подсистемы производства массовых информационных потоков по средствам производства можно выделить виды производства:
1) книжное;
2) газетно-журнальное;
3) телевизионное;
4) радийное;
5) кинопроизводство.
Сегодня в этой структуре формируется еще один элемент – компьютерное производство.
Направления творческой деятельности журналиста:
1. каждый журналист так или иначе участвует в планированиимассовых информационных потоков.
Планирование – основное средство, с помощью которого можно добиться непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации и организовать работу так, чтобы обеспечить высокое качество актуальной информационной картины мира. Система редакционных планов – то звено в журналистском инструментарии, без которого невозможно сформировать информационные потоки, как невозможно отлить деталь без формовки на машиностроительном предприятии.
2. работа по организации духовного сотрудничества в обществе,необходимого для создания массовых информационных потоков и тем самым для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции. Она весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил. В нее входит отлаживание контактов и с представителями разных сфер деятельности, производящих массовую информацию; и с институтами власти; и с бизнесменами и общественными активистами – словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации», способный оповещать о новостях, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событиях и т. д., и т. п. Сюда входит и «работа с авторами» – создание актива из лиц, склонных к участию в СМИ и обладающих определенным литературным потенциалом или явно тяготеющих к публицистическому творчеству.
3. участие в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. то есть о процессе сборки, процессе объединения в некую целостность отдельных «готовых» продуктов массовой информации, среди которых есть и журналистские тексты. Основное здесь – редактирование текстов,предназначенных для опубликования.
Второй ряд обязанностей на этом направлении – участие в конструировании номера или выпуска.Как правило, дизайн издания или программы сегодня – дело специалистов. Но каждый журналист, подавая заявки на публикации, включаясь в обсуждение макетов номера или эфира, вносит свою творческую лепту в формирование содержания и облика массовых информационных потоков.
Есть тут и еще один ряд обязанностей: через систему дежурств журналисты оказываются, подключены к самому процессу выхода информации в свет, оперативно решая возникающие проблемы, подстраховывая от ошибок и «сбоев».
Как соотносится моделирование, конструирование, макетирование?
Моделирование – наиболее широкое понятие. С одной его разновидностью – планированием – мы уже познакомились. Макетирование – еще одна его разновидность: это оперативная подготовка графической модели номера... А конструирование – процесс реального «устройства» информационного потока, расположения его частей. В газетно-журнальном производстве для обозначения этого процесса есть хороший профессиональный термин – «верстка». Но в практике электронной прессы он стал употребляться в значении «словесный макет»...
Возникнув как хроникально-репортерское, журналистское творчество сегодня обнаруживает весьма любопытную тенденцию: оно развивается таким образом, что журналистский текст становится все более полифункциональным. Идет ассимиляция журналистикой определенных закономерностей других видов производства массовой информации, и она оказывается способной замещать их в информационном процессе.