Типология свидетелей. Общетактические приемы их допроса. Особенности допроса свидетелей-очевидцев

1. Общие вопросы.

Свидетель – это лицо, которому могут быть известны какие-то обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Не подлежат допросу в качестве свидетелей судья, присяжный заседатель, защитник, адвокат, священник, член СФ и депутат ГД об обстоятельства, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей.

Лицо не обязано свидетельствовать против самого себя, супруга, близких родственников.

При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден, об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, а также что его показания будут использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

2. Типология свидетелей.

По отношению к расследуемому событию:

1 – Свидетели очевидцы – видели, как происходило расследуемое событие.

1. Активные свидетели –очевидцы. Это те, кто пытался пресечь, предотвратить посягательство, принимал участие в задержании лица, вызвал милицию, оказывал помощь потерпевшему.

Они испытывают как правило сильное психическое напряжение, которое может помешать восприятию событий. В показаниях таких лиц возможны дефекты, пробелы, искажения, преувеличение своей роли.

2. Пассивные свидетели очевидцы.

- Те, кто имели возможность противодействовать, но под влиянием страха, нежелания вмешиваться предпочли остаться в стороне. ИХ показания могут быть деформированы за счет стремления скрыть некоторые неблаговидные нюансы своего поведения и желании представить себя в более выгодном свете. Например, разбой осуществлялся безоружными карликами, но лицо, чтобы не высветить себя слабым человеком, говорит, что разбой осуществляли вооруженные пулеметами карлики.

- Свидетели, которые не могли проявить активность в силу объективных причин: например, наблюдали из окна.

Они являются достаточно объективными, но могут быть излишне впечатлительными.

2 – Свидетели, не являющиеся очевидцам, могут показать о различных обстоятельствах, связанных с преступным событием.

По отношению к даче показаний:

Свидетели бывают добросовестные и недобросовестные, это влияет на тактику допроса.

Недобросовестные пытаются о чем-то умолчать, исказить, выдумать – то есть дать ложные показания.

По истинности даваемых показаний:

Есть свидетели которые говорят ложь и правдивые.

2. Общие тактические приемы.

1. Психологический контакт.

В начале устанавливается психологический контакт: уважительное, доброжелательное отношение.

Выражение благодарности за явку и готовность помочь следователю. Если нет оснований сомневаться в добросовестности, то просто надо мельком указать про ответственность и отдельно заметить, что сомнений нет, просто закон предписывает предупреждать («для соблюдения небольших процедурных формальностей»).

Если есть сомнения, то необходимо предупредить и разъяснить статьи 307 и 308 УК РФ, указать, что ссылка на «не знал», «не помню» - опровергается, и все можно проверить.

2. Приемы по выявлению лжи.

Ложь – есть активная (когда свидетель пытается нарисовать ложную картину в целом, или каких-то элементов).

Пассивная ложь – когда уклоняется, не знал, не видел, не слышал, етс. Но не придумывает, просто «партизанит».

Сложнее изобличить пассивную ложь, ибо в голове рыться не научились. Активная ложь легче выявляется, ибо человек придумывает картину и должен состыковать ее с другими обстоятельствами, что далеко не всегда получается.

Пассивная – всегда можно сказать, что забыл.

Ложь.

Она обладает рядом признаков:

- Заученность, повторение показаний нередко в одних и тех же выражениях (!).

- Использование чужих слов и выражений, неприсущих в силу интеллекта.

- Наигранность показаний.

- Показания могут противоречить другим данным по делу, не стыковаться с какими-то обстоятельствами.

- Могут возникнуть проговорки, ибо в сознании конкурируют две картины – реальная и придуманная. И реальная (истинная картина) донимает человека – «доминанта», которая беспокоит, провоцирует проговорки. В ходе допроса необходимо выделить и разбить доминанту.

Выявление ложных показаний:

- Максимальная детализация допроса. Например, показания связаны с эпизодом дня – надо детализировать весь день, который прожил: спросить, что делал до события, непосредственно перед событием, после. И на этом начинаются нестыковки, ибо продумывают не все, и начинают теряться.

- Следователь может задавать вопросы в разной формулировке, быстрые вопросы, блиц-опрос, или наоборот замедлить задавание вопросов. Скорость задавания вопросов зависит от того, пытается ли преступник давать ложные показания – ибо если видит, что преступник лжет, надо быстрее задавать вопросы, чтобы не было времени сосредоточиться.

Если допрашиваемое лицо быстро говорит какой-то важный момент, то наоборот, надо замедлить («С этого места поподробнее»).

- Проверка показаний на месте – это отдельное следственное действие, в ходе которого проверяются разные показания: свидетелей, подозреваемых, потерпевших.

3. Приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и забывания фактов.

Во-первых, создание благоприятной атмосферы, спокойный деловой тон, без спешки, возможно даже предоставление чая, угощение конфетами (но без панибратства).

4. Активизация ассоциативной памяти.

Это делается путем вопросов по смежным с исследуемым событием обстоятельствам.

Ассоциации по времени возникают тогда, когда свидетель дает показания в том же порядке. В каком развивались события. Если свидетель не может вспомнить каике—либо факты (явления), то ему необходимо напомнить последствия происшедшего события. Попытаться найти связь данного события с какими-либо обстоятельствами из личной жизни свидетеля.

Ассоциации в пространстве начинают действовать, если свидетелю предъявить предмет, имеющий отношение к расследуемому событию, или фотографию места происшествия и другое.

Восстановлению в памяти фактов нередко способствует допрос свидетеля в определенном месте, использование схем, рисунков, фотографий.

Иногда ассоциация в пространстве возникает в ходе составления допрашиваемым схемы места, где он находился в момент восприятия события.

Ассоциации по сходству могут быть использованы для того, чтобы свидетель вспомнил фамилии, черты лица, одежду человека. С этой целью можно предложить допрашиваемому полистать телефонную книгу с фамилиями абонентов, принять участие в составлении фоторобота ил изготовлении художником портрета, посмотреть образцы одежды, машин,

5. Использование объектов и доказательств.

Необходимо использовать их так, чтобы избежать подсказки и наводящих вопросов.

Ее можно использовать лишь после свободного рассказа и в тех случаях, когда следователю не удалось обратиться к ассоциативным связям и преодолеть забывание.

Наши рекомендации