Понятие о функциональной стилистике
Кроме традиционно выделяемых в языке трёх стилей – разговорного, нейтрального, книжного. Существует и развивается функциональный поход. Он оказался наиболее перспективным и плодотворным в стилистике. Намеченный еще античными ораторами /например, Цицероном/, наиболее последовательно разработанный лингвистами XIX в. /в частности Вильгельмом Гумбольдтом/, этот подход разрабатывался и XX в. Развитие идей функциональной стилистики находим в работах славянских ученых: А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.В. Панова, И.Г. Гальперина, В.Г. Костомарова, О.Б. Сиротиной, М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, А.К. Панфилова, Д.Э. Розенталя, а также Ф. Травничека, Л.Долежела, К Кожевниковой и др.
Функциональный подход к определению стилей предполагает, что учитываются условия функционирования языка.
Охарактеризовать условия функционирования языка – это значит прежде всего, учесть те факторы которые влияют на языковую форму речи, на отбор говорящим наиболее подходящих в процессе коммуникации языковых средств. Это могут быть субъективные и объективные факторы. Субъективные факторы:
1. Социально-экономические /профессия, уровень образования говорящих, их общественное положение, социальная принадлежность, семейное воспитание, круг общения и др./;
2. Психологические особенности говорящих /характер, особенности темперамента, культурный уровень, самоконтроль за речью…/;
3. Настроение говорящего в момент речи, его настрой…
4. Возраст говорящего, традиции народа в общении и т.д.
К объективным факторам относятся:
1. Форма речи /письменная или устная/;
2. Вид речи /монолог, диалог, полилог, внутренний монолог;
3. Способ коммуникации /общественная или личная/.
4. Жанр речи /в широком смысле этого слова, т.е. выступление на митинге, участие в диспуте, письмо, объявление, деловой документ, лекция, переписка, торжественный приём и др.
5. Сфера общественной деятельности, в процессе которой происходит общение.
Содержание функциональной грамматики раскрывается в следующих понятиях:
1) Функциональный стиль – система признаков текста, которые отличают один стиль от другого /научную речь в целом от художественной, последнюю от разговорной, разговорную от книжной и т.д.
2) Стилеобразующие факторы – внелингвистические /сфера общения, содержание высказывания/и лингвистические /устная или письменная форма общения, жанр, способ изложения – повествование, описание, рассуждение/;
3) Стилевая черта – специфический признак, отличающий один стиль от другого /например, точность, не допускающая инотолкования, краткость, сухость изложения, афористичность, стандартизация – специфические признаки специально-делового стиля, противопоставленного разговорному стилю, для которого характерны неофициальность и непринуждённость общения/;
4) Языковые особенности стиля - лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические единицы, воплощающие специфику функционального стиля, его стилевые черты.
Ещё в школе обращается большое внимание на назначение, на функцию речи /цель высказывания/:
1. Функцию общения выполняет разговорный стиль речи;
2. Функцию познания и сохранения знаний – научный стиль;
3. Функцию воздействия, управления поведением – публицистический стиль;
4. Функцию фиксации обстоятельств общественной жизни и людей – деловой стиль;
5. Функцию эстетическую – поэтический стиль речи.
Учащиеся без особой специальной подготовки, на примерах различных текстов должны приобрести следующие умения:
1. Умения определять стиль того или иного текста /анализировать текст с учётом содержания, цели и задач общения, выделять его стилистические черты, языковые особенности, устанавливать жанровую принадлежность текста/;
2. Умение создавать в устной или письменной форме различные по стилю связные высказывания в определённом жанре с использованием в них характерных для каждого стиля языковых средств;
3. Умение совершенствовать в соответствии с заданным стилем /жанром/ свой и чужой текст.
Обучая школьников основам функциональной стилистики, необходимо руководствоваться пониманием того, что основу стилеобразования составляют осознанный и целенаправленный выбор языковых средств. Формированию умений и навыков осуществлять такой выбор и должно быть подчинено обогащение учащихся знаниями, практическое усвоение ими основных характеристик и закономерностей использования функциональных стилей современного русского литературного языка.
Вопрос об определении функционального стиля чрезвычайно сложен. Приведём несколько определений:
«Функциональным стилем языка называется особая его подсистема, имеющая ограниченное и определяемое социальными задачами употребление, обладающая как специфическими языковыми средствами; так и межстилевыми, включая и стилистически нейтральные» /№6, с. 22/.
«Функциональный стиль речи – это определённая социально осознанная разновидность речи, соответствующая той или иной сфере общественной деятельности и форме сознания, обладающая своеобразной стилистической окраской, создаваемой особенностями функционирования в этой области языковых средств и специфической речевой организацией /структурой/, имеющей свои нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющиеся задачами общения в данной сфере». /Кожина М.Н., с. 13, О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966/.
«Функциональный стиль – это исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которую регулярно функционирует в определённой сфере общественной деятельности». /№ 4, с. 41/.