Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Выносится решение о проведении выездной налоговой проверки налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении выездной налоговой проверки.
Мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.
В отдельных случаях выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Это возможно в том случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами.
Для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа является либо письменное ходатайство налогоплательщика, либо соответствующая докладная записка руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр, предусмотренный ст. 92 НК РФ.
Лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о принятом решении.
Решение о проведении выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет этого налогоплательщика в качестве крупнейшего.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
1. полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика.
2. предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.
3. периоды, за которые проводится проверка;
4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Разработка и утверждение формы решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки отнесены законодательством о налогах и сборах к компетенции ФНС России.
В ходе выездной налоговой проверки налоговые органы проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Исключение составляет случай, когда налогоплательщик в ходе соответствующей выездной налоговой проверки предоставляет уточненную налоговую декларацию. Тогда в рамках проводимой выездной налоговой проверки без принятия дополнительно какого-либо специального решения проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
При проведении выездных налоговых проверок существуют определенные ограничения. Так, налоговые органы не имеют права проводить более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Кроме того, нельзя проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение составляют случаи, когда решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения принимается руководителем ФНС России.
Вышеуказанные ограничения не учитывают самостоятельные выездные налоговые проверки, проводимые в отношении филиалов и представительств налогоплательщика. То есть количество проверок филиалов и представительств определяется отдельно.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако в определенных случаях указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются Федеральной налоговой службой. Основаниями продления срока проведения выездной или повторной выездной налоговой проверки до четырех, а в исключительных случаях и до шести месяцев могут являться:
1. принадлежность налогоплательщика к категории крупнейших налогоплательщиков;
2. получение налоговыми органами в ходе проведения налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов или же из иных источников информации, которая свидетельствует о возможном налоговом правонарушении, и данные сведения требуют дополнительной проверки;
3. наличие форс-мажорных обстоятельств на территории, где проводится проверка. К числу таких чрезвычайных обстоятельств могут относиться затопление, наводнение, пожар и т.п.;
4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
а) четыре и более обособленных подразделений – до четырех месяцев;
б) менее четырех обособленных подразделений – до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, или удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
в) десять и более обособленных подразделений – до шести месяцев;
5. непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной или повторной выездной налоговой проверки;
6. иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной или повторной выездной налоговой проверки определяются с учетом таких обстоятельств, как длительность проверяемого периода, объемы проверяемых и анализируемых документов, количество налогов и сборов, по которым назначена проверка, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленность организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложность технологических процессов и других обстоятельств.
Для прошения срока проведения выездной или повторной выездной налоговой проверки налоговый орган, проводящий проверку, должен направить в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос о продлении срока проведения налоговой проверки.
Соответствующее решение о продлении срока налоговой проверки принимается руководителем или заместителем руководителя ФНС России:
1. при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2. при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
3. при продлении срока выездной или повторной выездной налоговой проверки, проводимой ФПС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной или повторной выездной налоговой пронерки представляется руководителю ФНС России или его заместителю руководителем проверяющей группы.
В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.
Проверки деятельности филиалов и представительств налогоплательщиков могут быть проведены как в рамках выездной налоговой проверки организации в целом, так и в ходе самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов и представительств.
При этом в ходе самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов и представительств налоговый орган вправе оценивать только вопросы, связанные с правильностью исчисления и своевременностью уплаты региональных и (или) местных налогов.
Аналогично ограничениям, связанным с проведением выездных налоговых проверок налогоплательщиков в целом, налоговые органы в течение одного календарного года не имеют права проводить в отношении одного филиала или представительства более двух выездных налоговых проверок.
Срок самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств составляет один месяц. И этот срок относится ко всем филиалам и представительствам, указанным в решении о проведении проверки. То есть независимо от того, каково количество проверяемых филиалов и представительств, указанных в соответствующем решении, все они должны быть проверены в течение одного месяца.
Исчисление срока проведения выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивается датой составления справки о проведенной проверке.
Кроме того, в отличие от камеральной налоговой проверки выездная налоговая проверка может быть приостановлена по определенным основаниям.
По решению руководителя налогового органа, проводящего проверку, выездная налоговая проверка может быть приостановлена:
1. для истребования документов (информации) и соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3. проведения экспертиз;
4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Речь в данном случае идет об истребовании документов (информации) касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов или иных лиц, располагающих соответствующими документами или информацией.
Как приостановление, так и последующее возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен еще на три месяца.
В течение периода приостановления проведения выездной налоговой проверки все действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика приостанавливаются. Налогоплательщику возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются все действия налогового органа на территории налогоплательщика.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки се проведения, и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Необходимо обратить внимание на то, что ст. 89 НК РФ не содержит указаний на то, когда в случае почтового отправления справка считается полученной налогоплательщиком.
Кроме того, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверена деятельность налогоплательщика, связанная с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также налоговые органы имеют право запросить у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки. Если проводится выездная налоговая проверка налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, действующие по отношению к выездным налоговым проверкам и рассмотренные ранее, не применяются.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку;
2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
Проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика не зависит от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков.В ходе выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков проверяется правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков. По общему правилу указанная проверка проводится на территории (в помещении) ответственного участника этой группы и на территориях (в помещениях) иных участников этой группы па основании решения руководителя налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении участников консолидированной группы может проводиться по месту нахождения соответствующего налогового органа, если у участника консолидированной группы налогоплательщиков отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносится налоговым органом, который произвел постановку па учет ответственного участника данной консолидированной группы.
В отличие от общеустановленных положений законодательства о налогах и сборах в отношении правил проведения выездных налоговых проверок, самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков проводиться не может.
Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является исключительно правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе.
Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения проверки может быть увеличен на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.
Решение о приостановлении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносится по тем же правилам и по тем же основаниям, что и решение о приостановлении выездной налоговой проверки.