Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка — форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты, носящая периодический характер. Процедурная сторона камеральной налоговой проверки описана в i ст. 88 Н К РФ. Она осуществляется в налоговом органе в день поступления налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов или в последующие периоды. Камеральная налоговая проверка проводится в отношении всех налогоплательщиков без специального решения руководителя налогового органа.

Задачами камеральной проверки являются:

* визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

» проверка правильности составления расчетов по налогам;

* логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;

* предварительная оценка достоверности отчетности и налоговых расчетов.

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Продление срока проведения такой проверки не допускается. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Результаты камеральной налоговой проверки. В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречиях сведений, содержащихся в представленных документах, сообщают налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется заключение, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей выездной проверки.

Возможно также применение санкций за правонарушения, которые не требуют документального подтверждения. Так, руководитель налогового органа вправе наказать налогоплательщика за несвоевременное предоставление необходимых документов.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно у налогоплательщика. Основанием для такой проверки является решение руководителя налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки оговорен в ст. 89 НК РФ.

Выездная проверка проводится не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Деятельность организации проверяется от даты предыдущей документальной проверки до даты составления последнего бухгалтерского отчета, но не более трех последних календарных лет.

Установлена продолжительность проверки — не более двух месяцев. При наличии у организации филиалов и представительств срок увеличивается на один месяц на проверку каждого такого структурного подразделения.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не имеет права проводить в течение одного календарного года две налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но он вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований. Копия акта об изъятии передается налогоплательщику, который имеет право делать замечания по форме и существу содеянного и требовать внесения этих замечаний в акт (ст. 89 НК РФ).

Экспертиза проводится в соответствии со ст. 95 НК РФ в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, осуществляется на основании ст. 90 НК РФ. Кроме того, в ходе проверки могут принимать участие специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий — осмотра помещений, выемки документов и т. д. (такие действия регулируются ст. 96-98 НК РФ).

Достоверность фактов хозяйственной деятельности организации устанавливается двояко:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие удостоверяют не только правильность заполнения всех реквизитов документов, но и подсчетов в них;

2) путем встречных проверок, когда учетные данные организации сверяются с соответствующими данными организации-контрагента.

Следует отметить, что нарушение процессуальных правил (в частности, порядка и условий привлечения специалистов, свидетелей и т. д.) может привести к тому, что данные, полученные налоговыми органами с нарушением этих правил, не будут обладать доказательной силой при решении вопросов о взыскании налога или привлечении к ответственности.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Общие требования, предъявляемые к данному виду документа, приведены в ст. 99 Н К РФ.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных (ст. 100 НК РФ). Форма и требования к составлению акта устанавливаются Федеральной налоговой службой.

В акте налоговой проверки указываются:

* документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

* выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

* ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие соответствующую ответственность.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка.

Акт налоговой проверки передаётся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или пересылается по почте заказным письмом.

Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяснить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые с его точки зрения документы).

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки производится в соответствии со ст. 101 НК РФ. Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается. На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом.

В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение. При невыполнении налогоплательщиком добровольно требования об уплате налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций.

Налогоплательщик также может быть привлечен к административной ответственности. В этом случае уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении, на основании которого налоговые органы производят действия в соответствии с административным законодательством РФ.

Характеристика налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Из приведенного определения вытекают следующие юридические признаки налогового правонарушения:

* виновность (проявление умысла или неосторожности в деяниях обязанного лица);

* противоправность (нарушение законодательства о налогах и сборах);

* наказуемость (применение санкций, установленных Налоговым кодексом, к налогоплательщикам в случае нарушения ими налогового законодательства).

Объект налогового правонарушения — охраняемые законодательством налоговые отношения (например, отношения по исчислению и уплате налогов, по осуществлению налогового контроля); субъекты — виновные лица (организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста).

В качестве налоговых правонарушений могут выступать следующие.

1. Сокрытие доходов как налоговое правонарушение выражается в неотражении в бухгалтерском учете выручки от реализации, неоприходовании поступивших денежных средств, невключении в прибыль доходов от внереализационных операций и др.

2. Занижение дохода (прибыли) — это неправильный расчет налоговой базы при правильном отражении выручки в учете. Наиболее распространенными способами занижения дохода являются: неправомерное отнесение расходов к обоснованным и документально подтвержденным затратам; неправильное списание убытков; счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.

3. Сокрытие или неучет объекта налогообложения касается всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта — отсутствие в учете организации первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения.

4. Неучет объекта связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, предусматривают применение штрафных санкций.

5. Отсутствие учета объектов налогообложения как одно из налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсутствия сальдо прибыли за отчетный период на соответствующем бухгалтерском счете.

6. Ведение учета с нарушением установленного порядка обусловлено: отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей; отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношения к производству и реализации продукции; отнесением затрат на себестоимость не в том периоде, в каком это должно быть, и др.

7. Непредоставление или несвоевременное предоставление документов в налоговый орган для налогового производства влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от возникшей недоплаты или переплаты по налогу.

8. Задержка уплаты налога. В этом случае производится взыскание пени — денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить за просрочку платежа помимо уплаты налога.

9. Неудержание налога у источника выплаты. Налоговые агенты несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.

В соответствии с Налоговым кодексом к прочим налоговым нарушениям, в частности, относятся ответственность свидетеля (ст. 128); отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ст. 129). Также установлены виды нарушений законодательства о налогах и сборах в отношении банков.

Состав налогового правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков (элементов), квалифицирующих противоправное деяние (действие или бездействие) как налоговое правонарушение; это необходимое основание налоговой ответственности.

Для установления ряда составов налоговых правонарушений используются такие признаки, как систематичность нарушений, повторность, временной критерий, умысел. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода, характеризуется как систематическое противоправное действие с временными рамками.

Наши рекомендации