Решение этических проблем

Указанные выше два правила имеют следующую логику: открытость и этика идут рука об руку и любые действия считаются неэтичными, если их нельзя публично обсудить. Открытость принятия решений отражает ту же ло­гику. Она предоставляет тем, кто заинтересован в определенном реше­нии, возможность обнародовать свои взгляды и открывает для дискус­сий причины, по которым были приняты определенные решения. Это в свою очередь позволяет лицам, принимающим решения, учиться на основе опыта и улучшать свою способность выносить суждения.

Многие известные бизнесмены полагают, что открытость является наилучшим способом развеять посторонние подозрения относительно мотивов и действий компаний. Открытость не панацея для улучшения взаимоотношений между бизнесом и обществом, но стремление дей­ствовать в открытой системе лежит в основе подобных взаимоотноше­ний. Бизнес должен быть открытым для мнений общества и открыто говорить о себе. Это необходимо для создания доверия.

ТЕМА 11

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: пять категорий

Этические проблемы можно поделить на пять общих категорий: взяточничество, принуждение, обман (введение в заблуждение), воровство и несправедливая дискриминация. Эти категории охватывают наиболее тревожащие и достойные самого строгого осуждения приемы ведения бизнеса, которые были упомянуты менеджерами в ходе четырёх независимых друг от друга эмпирических исследований. Они же дают основу для упорядочения нашего обсуждения этических проблем бизнеса.

Взяточничество

Взятку используют для манипулирования людьми посредством приобретения влияния. Взяточничество определяют как «предложение, дачу, получение или вымогательство чего-то ценного с оказания влияния на действия лиц, выполняющих долж­ностные государственные или юридические обязанности». Упомянутой ценностью может быть прямая выплата в денежном или натуральном выражении. Та же ценность может принимать форму «смазки» или «отката», выплачиваемого после завершения сделки. Мануэль Веласкес говорит о коммерческой взятке как об «учете интересов служащего компании посторонним лицом, основанном на понимании того, что при ведении сотрудником бизнеса компании тот благоприятствует сделкам, совершаемым с этим посторонним или с компанией, где он работает». Взятки порождают конфликт интересов взяткополучателя и организации, в которой он служит. Это лицо несет фидуциарную ответственность перед своей компанией (Лица, несущие фидуциарную ответственность, занимают должности, требующие доверия другого лица, в данном случае — организации. Фидуциар должен осуществлять все права и полномочия, принадлежащие организации, во благо этой организации.). Взятки создают частный интерес, который, вполне вероятно, вступит в конфликт с интересом организации. Чаще всего взятки используют для того, чтобы обеспечить сбыт, проникнуть на новые рынки, изменить государственную политику или избежать ее воздействия. Мы говорим не о взятках, предлагаемых сотрудникам таможенных служб, чтобы облегчить таможенный досмотр ввозимых товаров. Такие «смазочные» платежи являются формой благодарности за выполнение услуг, которые в ряде стран по традиции остаются платными.

Хотя в приглашении проституток и платежах наличными легко усмотреть взятки, порой бывает крайне трудно установить намерения людей, делающих подобные подарки. Иногда подарки являются знаками обычной вежливости. Иногда их преподносят, чтобы оказать влияние на деловые решения, которые могут быть приняты когда-нибудь в будущем.По всей вероятности, ключевое значение имеют вопросы о намерении стороны-дарительницы и реакции, ожидаемой ею от принимающего подношение лица. Если подарок сделан с целью воздействия на чье-то поведение — это взятка. Если подарок, независимо от намерений дарителя, оказывает влияние на поведение того, кто его принял, то он также действует как взятка. Если же подарок не влияет на будущее поведение принявшего его человека, то он не срабатывает как взятка. Впрочем, отсутствие воздействия или влияния порой трудно доказать.

На основе известной нам информации о деле Goldenberg Company можно предположить, что одно или несколько должностных лиц кенийского правительства имели от этой компании «откаты». Компания получала деньги, не предоставив документов, которые подтверждали бы факты отгрузок золота или драгоценных камней ее контрагентам. Кроме того, стимулирующая продажи премия в размере 35% представляется необычайно высокой. А то, что ее одобрил вице-президент Саитоти, делает его главным подозреваемым.

Принуждение

Принуждение — это управление людьми и компания посредством силы или угрозы. Это понятие определяют как «принуждение силой, оружием или угрозой... Принуждение может быть физическим, или реальным, — в тех случаях физическую силу применяют, чтобы вынудить человека совершить какие-то действия против его воли, либо имплицитным, или легальным, — например, когда одну сторону средством ее подчинения другой стороне, заставляют сделать то, что она по своей доброй воле отказалась бы делать»

Силой зачастую является угроза применения административных мер в отношении более слабой стороны, например угроза отказа в продвижении по службе, увольнения или очернения лица, работающего в определенной сфере. Человека могут принуждать совершать действия, которые противоречат его личным убеждениям. Принуждение может быть применено и по отношению к компаниям — например, фирму, занимающуюся розничной торговлей, могут заставить продавать определенные продукты, для того чтобы получать другие, более нужные ей продукты.

В литературе описан случай с отравлением больных лекарственным средством тайленол. Этот случай представляет собой, по-видимому, пример принуждения. Тайленол отравили, чтобы нанести ущерб компании путем подрыва ее репутации и принуждения ее к дополнительным огромным расходам, с которыми было сопряжено решение этой проблемы. Конкретный виновник случившегося и его подлинные мотивы остаются неизвестными. Следует отметить, что впоследствии предпринято несколько подобных отравлений с целью причинения вреда конкретным лицам.

Специфической формой принуждения можно считать вымогательство. Веласкес дает следующее определение вымогательства:

...наемный работник занимается коммерческим вымогатель­ством в том случае, если он требует учета его личных интере­сов в качестве условия благоприятного ведения дел с лицами со стороны, с которыми работник совершает сделки как долж­ностное лицо.

Вымогательство может сочетаться с теми или иными угро­зами, от которых можно «откупиться» выплатой мзды. К умыш­ленным угрозам чаще всего прибегают для того, чтобы обеспечить продолжение деятельности на рынке, предотвратить конкуренцию или уберечь компанию от возможного ущерба.

Наши рекомендации