Современная юридическая практика
Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.
С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции. Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.
Наиболее свежим примером судебного разбирательства о плагиате является Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.
В юридической практике есть и такое понятие, как непреднамеренный (подсознательный) плагиат. В таком плагиате был признан виновным Джордж Харрисон, который случайно использовал в песне «My Sweet Lord« мелодию, совпадающую с песней группы The Chiffons — «He’s So Fine» и вынужден был выкупить на неё права.
18 ноября 2005 г. бельгийский суд постановил, что основная тема песни Мадонны Frozen была украдена из песни «Ma vie fout le camp» (англ. »My Life’s Getting Nowhere»), сочинённой Сальваторе Акавивой (Salvatore Acquaviva). Суд обязал отчислять деньги с продаж дисков и запретил дальнейшее проигрывания песни на бельгийском телевидении и радио. Также судья предписал компаниям Warner Music Group, EMI и Sony распространить решение суда в течение 15 дней под угрозой штрафа в 125 тысяч евро.
Тема 4. Списывание как вид академической нечестности
Вопросы
Понятие списывания.
2. Основные типы поведения списывающих обучащихся
Понятие списывания.
Списывание – это скрытное использование не разрешенных внешних источников информации при подготовке к ответу на контрольные вопросы во время учебного занятия, экзамена. «Читинг» (сheating) - обман в учебном процессе.
Масштабы распространения нечестного поведения (списывание, плагиат) в студенческой среде приводят к снижению качества основного продукта вуза — квалифицированных специалистов — в силу того, что «мошенники» вряд ли получат необходимые навыки и знания. Происходит обесценивание человеческого капитала, его недопроизводство. Студенты, которые списывают, получают более высокие оценки, чем те, которые они заслуживают, что искажает свободную конкуренцию, снижает стимулы студентов к обучению и приводит к ошибочной оценке знаний студентов.
Списывание - проблема не только в нашей стране, списывание сегодня стало проблемой во многих странах мира. При этом часто даже самые жестокие наказания за списывание не останавливают учащихся, и они раз за разом пытаются сдать экзамены или любые другие виды работ нечестным путем.
При этом все согласны с тем, что чаще всего списывают именно нерадивые ученики, которые в дальнейшем станут нерадивыми работниками, привыкшими подтасовывать факты. В западных странах все давно привыкли к тому, что обычно на экзамене есть информаторы из числа самих студентов, которые докладывают преподавателю о том, что кто-то из их соседей на экзамене списывает - и это норма для запада. А вот на территории постсоветских стран, напротив, к таким информаторам относятся чрезвычайно негативно. Поэтому и нетипично для Казахстане, чтобы кто-то видел списывающего и сразу же или спустя время "сдал" его преподавателю. То есть в разных странах по-разному и сами студенты относятся к факту списывания.
На Западе списывания считается мошенничеством и социально не приветствуется. Тот, кто списывает, воспринимается как лицо, с которым не стоит общаться. В американских и европейских университетах мошенничество в учебном процессе в любой форме запрещено. Большинство университетов имеют «Кодексы чести», обязывающие студентов не списывать самому и не позволять списывать другим.
В зарубежных развитых странах проблема «читинга» считается одной из животрепещущих.
В США могут наказать не только того, кто списывал, но и тех, кто сидел рядом, видел, как другой списывал, но не поставил преподавателя в известность о нарушении. При этом наказание студентам за списывание выносится очень суровое - дисквалификация на данном экзамене и занесение такого студента в особый "черный список". Большинство престижных ВУЗов страны откажутся его принимать учиться даже на платной основе.
В Израиле, если студент попадается на списывании, в большинстве учебных заведений страны его просто отчислят. Именно поэтому эта страна считается одной из самых защищенных на экзаменах. Здесь так боятся списывать, что списывания как социального факта в данной стране фактически нет.
Во Франции со списыванием на экзаменах также все достаточно строго. Если студента или учащегося ловят на нечестной сдаче экзамена, ему запрещают сдавать любые экзамены по стране в течение пяти лет. А это значит, что провинившийся учащийся практически лишается права поступить в учебное заведение, получить профессию и в дальнейшем это очень серьезно влияет на его дальнейший жизненный путь.
А вот Италия долгое время могла избавиться от проблемы списывания - оно стало в этой стране едва ли не национальным видом спорта. Сами преподаватели достаточно часто были заинтересованы в том, что их учащихся списывали на экзаменах. И тогда на самом высоком уровне было решено - все экзамены в стране будут приниматься только в устной форме. Только такими радикальными мерами страна сумела добиться проведения более-менее честных экзаменов.
Таким образом, эти данные по разным странам показывают, что «читинг» в современном мире образовательных процессов приобретает воистину массовый характер.