Проверочные действия в стадии возбуждения уголовных дел о корыстных преступлениях в сфере экономики
Уголовные дела о корыстных преступлениях в сфере экономики чаще возбуждаются по результатам оперативно-розыскной деятельности органов дознания.
Не менее важным источником информации о корыстных преступлениях является сообщение руководителя предприятия (организации), на собственность которого совершено посягательство. В отличие от таких поводов к возбуждению уголовного дела, как заявления граждан, сообщения в печати и др., в материалах, прилагаемых к заявлениям руководителей предприятия (организации), содержатся документальное обоснование выявленных фактов и исковые требования к виновным.
Выбор приемов обнаружения признаков корыстных преступлений зависит от объекта посягательства и форм контроля за сохранностью материальных ценностей. Вынос или транспортировка товарно-материальных ценностей с территории крупных предприятий при задержании с похищенным фиксируется работниками вневедомственной охраны. Подлог в учетных документах, недостача или излишки каких-либо ценностей, вверенных материально ответственному лицу, обычно выявляются посредством проведения инвентаризации и документальной ревизии. Такие формы контроля за сохранностью материальных ценностей действуют на государственных объектах. Принимая материалы официальных проверок, необходимо прежде всего обратить внимание на правильность их оформления и наличие документов, подтверждающих выводы ревизионной комиссии. Перечень документов, которые должны быть приобщены к сообщениям руководителей предприятия (организации), зависит от предмета преступного посягательства и должностного положения виновного. В частности, при выявлении крупных недостач или излишков товарно-материальных ценностей к письму руководителя должны быть приобщены инвентаризационные описи на начало и конец периода, подвергнутого проверке; сличительная ведомость при количественно-суммовом учете или акт результатов проверки ценностей при суммовом учете; акт документальной ревизии;
документы, поставленные под сомнение контролирующими органами в подлинниках; объяснения материально ответственных лиц по поводу выявленных фактов; заключение главного бухгалтера или ревизора об обоснованности доводов заинтересованных лиц; договоры об имущественной ответственности; приказы о приеме и увольнении лиц, ответственных за допущенные нарушения.
При изучении ревизионных материалов необходимо убедиться, были ли соблюдены в процессе ведомственной проверки права материально ответственных лиц на участие в инвентаризации, все ли материальные ценности учтены и нет ли у лица, деятельность которого проверяется, документов, не принятых членами ревизионной комиссии.
В тех случаях, когда в представленных материалах обнаруживаются существенные пробелы, препятствующие принятию правильного решения, их следует вернуть для дополнительной проверки. К существенным нарушениям можно отнести: проведение инвентаризации в отсутствии материально ответственного лица, неполная опись товаров, находящихся на его подотчете и др. Материалы ревизии возвращаются заявителям только в тех случаях, когда выясняется, что недостатки, допущенные при ее производстве, невозможно восполнить в ходе проверки, проводимой в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РСФСР.
Признаки хищений и иных корыстных преступлений, совершаемых в области финансово-кредитньгх отношений, выявляются путем внутри банковского контроля. В соответствии со ст.45 Закона «О банках и банковской деятельности» работа банков должна ежегодно проверяться независимыми аудиторскими организациями, имеющими лицензии Центрального банка России на проведение таких проверок. В актах аудиторских проверок могут содержаться факты, указывающие на признаки совершения корыстных преступлений. Факты подлога в банковских документах иногда удается обнаружить сотрудникам контрольных банковских служб. В частности, бухгалтер-операционист РКЦ филиала «В», обнаружив дефектное кредитовое авизо, должен направить в РКЦ филиала «А» запрос с просьбой подтвердить факт отправки этого документа в адрес РКЦ филиала «Б». При поступлении отрицательного ответа операции по перечислению денег приостанавливаются, а о факте обнаружения фальшивого авизо сообщается в правоохранительные органы.
Материалы о невозврате банковских кредитов собирают работники службы экономической безопасности банка, выдавшего кредит недобросовестному клиенту. В них должны содержаться: документы, свидетельствующие о выдаче кредита; документы, относящиеся к кредитуемой сделке; документы, подтверждающие отсутствие ссудозаемщика по месту его жительства, если он, получив деньги, скрылся, не погасив долга. Поводом к возбуждению уголовного дела по фактам присвоения денег, полученных по договорам в счет предоплаты, являются заявления обманутых клиентов, к ним прилагаются договоры, послужившие основанием для перечисления денег, и платежные поручения, а также другие документы, свидетельствующие об уклонении их партнера по договору от выполнения своих обязательств.
В ходе проверки заявлений обманутых предпринимателей и банковских служащих следует в порядке ст. 109 УПК РСФСР установить законность образования и регистрации предприятия, расчетные счета которых использовались при совершении хищений и других корыстных преступлений. С этой целью проверяется подлинность документов учредителей и руководителя предприятия, а также наличие у него складских, производственных и иных помещений, необходимых для выполнения условий заключенных договоров.
В отличие от официальных методов проверки выявление корыстных преступлений в сфере экономики с помощью оперативных средств органов дознания проводится негласно. В результате оперативно-розыскной деятельности органов дознания нередко еще до возбуждения уголовного дела удается установить способ совершения преступления, а также лиц, причастных к его совершению. В связи с этим после возбуждения уголовного дела следователь получает возможность использовать в полной мере фактор внезапности проведения следственных действий. К недостаткам оперативно-розыскного метода выявления преступлений, совершаемых в сфере экономики, следует отнести ограниченные возможности анализа учетной документации. В этой связи следователь или орган дознания, принимая решение о возбуждении уголовного дела по оперативным материалам, должны позаботиться о немедленной выемке подложных документов, проведении инвентаризации, документальной ревизии или аудиторской проверки.