Лидерство и менеджмент
Личные мотивы и публичная сцена
В случае по-настоящему великих лидеров видение глубоко заложено. Оно основано на внутреннем театре с его сценарием ГТКО. Как было отмечено ранее, когда Генри Форд сказал: «Я хочу делать машины для масс» (заявление, которое он сделал в 1905 г., когда машин становилось все больше и больше), он имел в виду гораздо больше, чем сказал. В глубине его заботы о массах лежало намерение сделать все правильно для одного конкретного фермера: его отца.
Уолта Диснея тоже направлял его внутренний театр. Постоянно повторяющаяся фраза: «Я хочу сделать людей счастливыми» — находилась в прямой связи с его несчастливым детством. Если мы обратимся к его семье, мы увидим, что его отец был не особенно приятным человеком, а оба старших брата убежали из дома (показатель дисфункциональной динамики семьи). Когда Дисней вспоминал свое детство, одним из немногих счастливых моментов, которые он помнил, был момент, когда он рисовал вместе с матерью утят и кроликов на ферме. Уолт Дисней представляет очень интересную картину. Чтобы убежать от трудностей семьи, он создал придуманный мир, который он, в конце концов, разделил с целым светом. Дональд Дак и Микки Маус были его альтерэго — Дональд Дак представлял взрывную сторону его личности, а Микки Маус — более интеллектуальную, контролируемую сторону.
Ричард Бренсон тоже следовал моделям воплощения личных мотивов на публике. Бренсон был первым ребенком и единственным сыном в семье. Его отец, сын и внук знаменитых адвокатов, поддержал семейную традицию и тоже стал адвокатом, хотя и неохотно. Отец Бренсона не был амбициозен, хотя он много поддерживал своих детей. Однако движущей силой в семье была мать Бренсона, которая в молодости любила ходить на танцы и на боксерские поединки, путешествовала по Южной Америке, когда авиаперелеты еще считались опасными. Ее рассказы о поездках, должно быть, повлияли на маленького впечатлительного Бренсона. И она пророчила великое будущее своему сыну. Как мы видели в главе 4, когда он родился, мать заявила, что однажды он станет премьер-министром.
____________________________ РОЛИ ЛИДЕРОВ_____________________________ 253
Мать Бренсона обладала очень ясным представлением о воспитании и подталкивании своих детей к уверенности в себе, соревновательности и ответственности. Никакого пассивного просмотра телевидения в ее доме! Во время одного из уроков по уверенности в себе — эпизод, который, конечно же, стал частью семейного предания, — она высадила своего четырехлетнего сына из машины и сказала, чтобы он сам нашел дорогу домой. Он не пришел вовремя, и мать начала волноваться. Позднее паниковавшим родителям позвонили соседи, которые приютили маленького Ричарда.
Несмотря на эту помеху, мать Бренсона убедила сына в том, что он сможет сделать все, что захочет. Кроме того, она была домашним образцом предпринимателя и научила его ценить деньги (которых не хватало, когда он рос). Другим образцом для подражания были дедушка Бренсона — судья Верховного Суда — и Роберт Фалкон Скотт, исследователь Антарктики. Тем не менее, решающая роль в формировании его личности принадлежит матери. Бренсон говорил, что у нее появлялась одна сумасшедшая идея за другой. Она с самого начала подталкивала Бренсона на рискованные дела. Его потребность бросать вызов установленному порядку вещей, его настрой против власти, его потребность быть Давидом против Голиафов бизнеса — все это берет начало в детстве и в поощрении, которое он получал дома.
Таким образом, воспитание Бренсона создало фундамент для той личности, которой молодежь в Англии почти что восхищается. Один из бывших президентов компании British Airways, лорд Кинг, к сожалению для себя обнаружил, что он любит конкуренцию и сражения. Однажды лорд Кинг сказал: «Как можно серьезно относиться к человеку в старом свитере и с бородой!» Он слишком поздно понял, каким серьезным противником был Бренсон. Но лорд Кинг никогда не понимал, что Бренсон пытался делать, — бороться с истеблишментом, приглашая своих людей в приятное приключение.
Эти динамичные главы корпораций — Форд, Дисней и Бренсон -показывают нам, что для подлинного понимания лидера мы должны обратить внимание на его или ее внутренний театр.
Тайна харизмы
Лидеры, кроме того, должны обладать харизмой — тем мистическим «даром», который нисходит прямо от бога, качеством, присущим только пророкам (как считалось ранее). Харизматические качества лидер-
254 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
Лидеры должны обладать харизмой |
ства сбивают людей с ног; они составляют основу влияния настоящих лидеров. (Более подробно об этом далее в этой главе.) Менеджеры, напротив, полагаются на свое положение в иерархии власти (Анкета 11.2).
Если кто-то стоит перед переполненной аудиторией и говорит: «Пожалуйста, поднимите руку те, кто считают себя харизматичными», — вполне возможно, что не поднимется ни одна рука. (А вы бы подняли руку?) Даже те, кто считает, что обладают харизмой, неохотно говорят об этом на публике. Скорее всего, они боятся, что, если поднимут руку, люди подумают, что они самоуверенные, и будут над ними смеяться. А что если людей попросить закрыть глаза, а потом поднять руки? Будет ли разница? Возможно, да. «Частное» признание харизмы гораздо легче, чем публичное.
И все же я думаю, что все достигшие руководящих должностей обладают потенциальной харизмой. Как мы видели в предыдущих главах, если Вы находитесь в позиции власти, с Вами связывают свои мечты многие люди. Вы становитесь объектом их признания (как показал пример садовника Шанса). Вопрос в том, из тех ли Вы людей, кто сможет получить максимум пользы от подобных реакций переноса? Сможете ли Вы их поддержать? И сделаете ли Вы все, чтобы признание основывалось на реальности?
Давайте посмотрим, можем ли мы разложить харизму на составные части. Во-первых, харизма подразумевает решимость бросить вызов существующему порядку вещей. Харизматичные люди постоянно недовольны текущим положением. Истинно харизматичные люди никогда не воспринимают существующую ситуацию как должное, они всегда спрашивают: Можно ли усовершенствовать эту мышеловку? Можем ли мы сделать это лучше? Задавая такие вопросы, они усиливают чувство дискомфорта в окружающих и заставляют их думать. Но харизматичные лидеры на этом не останавливаются: они предоставляют реальные варианты. Жалобы могут вести людей недолго; прежде чем жалобы приведут к действию, необходима надежда на новое начало. Харизматичные люди дают эту надежду, создавая новый фокус, выражающий коллективное воображение.
Предоставляя возможные решения, настоящие лидеры умеют выжидать. Они знают о существовании так называемого «исторического момента» и понимают, когда он подходит. Мартин Лютер, например, знал, что католической церкви была нужна реформация, когда прибивал свои требования к дверям церкви в Виттенберге. Он чувствовал, что исполь-
____________________________ РОЛИ ЛИДЕРОВ_____________________________ 255
АНКЕТА 11.2. |
В чем заключается Ваша харизма? |
Как следует, подумайте над следующими вопросами и запишите свои ответы. A. Что для Вас значит быть харизматичным? B. Встречались ли Вы когда-либо с человеком, которого могли бы назвать харизматичным? C. Что делало его таким особенным? D. Как Вы считаете, Вы обладаете этими качествами? E. Можете ли Вы приобрести харизматические качества? |
зование индульгенций (обмен на деньги части мирского наказания за грехи) привело к внутреннему гниению церкви. Перед Диетой из червяков он сделал свое знаменитое высказывание против лидеров церкви: «Я стою здесь. Я не могу поступить иначе». И так как пришло время для подобного протеста, Реформация охватила массы. То же тонкое чувство, что времени английского господства пришел конец, было характерно для Махатмы Ганди. В нужный момент он провозгласил знаменитую «борьбу satyagraha» (борьбу воинствующего ненасилия). Начатая им кампания против налога на соль, который влиял на беднейшую часть общества, стала центральным событием, изменившим сознание народа Индии.
Харизматичные лидеры хорошо знают символическую силу игры в Давида и Голиафа. Они умело драматизируют свои рискованные действия и знают, как увеличить дозу адреналина, который при этом попадает в систему. Как показывают кампании против British Airways, Coca-Cola, the National Lottery и традиционного банковского дела, Ричард Брен-сон очень хорошо разыгрывал бои Давида и Голиафа.
Харизматичные лидеры, кроме того, хорошо владеют и другими способами манипулирования символами. То, что можно назвать «управлением смыслом», имеет большое значение в харизматичном руководстве. Так или иначе, «театр» является неотъемлемой частью руководства. Лидеры умеют создавать яркие образы, заставляющие людей действовать; они хорошие рассказчики; они могут что-то объяснить с помощью церемоний, символов и декораций. Более того, они прекрасно владеют языком, умеют использовать улыбку, метафоры и иронию. А многие политики искусно применяют символизм слов. Уинстон
256________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА_______________________________
Лидеры умеют создавать яркие образы, заставляющие людей действовать |
Черчилль: «Я могу предложить только кровь, тяжелый труд и пот». Шарль де Голль: «Франция проиграла сражение, но не проиграла войну». Франклин Рузвельт: «Нам стоит бояться только страха». Генерал Дуглас Макартур: «Я вернусь». Джон Ф. Кеннеди: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас; спросите, что вы можете сделать для вашей страны».
В мире бизнеса замечательным примером успешного использования символизма может служить Мэри Кей. Она представляет «театр невзгод, надежды и успеха» (основанный на ее собственном опыте), раздавая шубы, бриллианты и розовые «кадиллаки» продавцам, больше всех преуспевшим в распространении косметики ее марки. Ее схема довольно проста: 10% лучших продавцов получают «кадиллаки», следующие 80% пытаются их получить, а остальные 10% увольняют.
Стивен Джобе из компании Apple, чрезвычайно цельная личность, является другим примером того, как лидер может использовать символы и образы для разъяснения своих мыслей. Например, когда в его компании велись разработки компьютера Macintosh, он вывесил на здании пиратский флаг и представил этот компьютер в очень удачном рекламном ролике, который показывали во время телевизионной трансляции матчей Super Bowl. Сюжет ролика следующий: в большом темном зале рядами сидят существа, похожие на рабов, и молча слушают громкий голос орвэлловского «Большого Брата», чей портрет проецируется на огромный экран. Потом молодая девушка атлетического сложения вбегает в зал и разрубает экран, бросая в него топор (и разделываясь с образом Орвэлла). В зал проникает поток света, и рабы, очнувшись, встают со своих мест. На экране появляется сообщение о том, что компания Apple представляет компьютер Macintosh. Надпись гласит: «Вещи никогда не будут прежними». Эта реклама — лишь малый штрих к желаемой победе компании Apple над IBM.
Харизматичные лидеры очень успешно строят альянсы. Они знают, как дать человеку почувствовать, что его ценят, выделяя отдельных людей или группы по каким-либо признакам. Своими действиями они проявляют сопереживание. Кроме того, они подают хороший пример, оправдывая все ожидания компании. Более того, они обладают тем, что я мог бы назвать «свойством плюшевого мишки», т. е. с ними людям комфортно. Так как они представляют собой отличный «контейнер» для человеческих эмоций, окружающим с ними легко. Насколько бы они ни
_____________________________ РОЛИ ЛИДЕРОВ_____________________________ 257
были заняты, они создают впечатление, что располагают всем временем на свете, если кому-то надо с ними поговорить. И кажется, что они слушают; они очень внимательны.
«Свойство плюшевого мишки» хорошо показано в пьесе У. Шекспира «Генрих V». Сюжет пьесы основан на подлинном сражении под Агинкуром, в котором англичане одержали победу над французами, ставшую решающей в Столетней войне. Перед сражением, которое произошло 25 октября 1415 г., в день Св. Криспиана, перевес был не на стороне англичан. Французская армия под предводительством констебля Шарля I д'Альберта численностью в 20-30 тыс. человек, состоявшая в основном из тяжелой кавалерии, окружила изможденное войско англичан (лишь 6 тысяч боеспособных воинов) под Агинкуром.
В пьесе Шекспира, в которой можно найти самые знаменитые строки о лидерстве на английском языке, Генрих V воодушевляет своих людей, сказав, что очень немногих из них, немногих счастливчиков, будут вспоминать в день Св. Криспиана. В пьесе проявляются командные качества Генриха V, человека, способного создать «общность» (другими словами, создать связь между собой и солдатами). Он заставил свои войска почувствовать себя особенными, и сам подал пример. В 4-м акте Генрих V говорит:
Коль суждено погибнуть нам, — довольно Потерь для родины; а будем живы, —
Чем меньше нас, тем больше будет славы.
Да будет воля божья! Не желай
И одного еще бойца нам в помощь.
Клянусь Юпитером, не алчен я!
Мне все равно: пусть на мой счет живут;
Не жаль мне: пусть мои одежды носят, Вполне я равнодушен к внешним благам.
Но, если грех великий — жаждать славы, Я самый грешный из людей на свете.
Нет, не желай, кузен, еще людей нам.
Клянусь создателем, я б не хотел
Делиться славой с лишним человеком.
Нет, не желай подмоги, Уэстморленд,
А лучше объяви войскам, что всякий,
Кому охоты нет сражаться, может
Уйти домой; получит он и пропуск
258_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
И на дорогу кроны в кошелек.
Я не хотел бы смерти рядом с тем,
Кто умереть боится вместе с нами.
Сегодня день святого Криспиана;
Кто невредим домой вернется, тот
Воспрянет духом, станет выше ростом
При имени святого Криспиана.
Кто, битву пережив, увидит старость,
Тот каждый год в канун, собрав друзей.
Им скажет: «Завтра праздник Криспиана», Рукав засучит и покажет шрамы:
«Я получил их в Криспианов день».
Хоть старики забывчивы, но этот
Не позабудет подвиги свои
В тот день; и будут наши имена
На языке его средь слов привычных:
Король наш Гарри, Бедфорд, Эксетер,
Граф Уорик, Толбот, Солсбери и Глостер
Под звон стаканов будут поминаться.
Старик о них расскажет повесть сыну,
И Криспианов день забыт не будет
Отныне до скончания веков;
С ним сохранится память и о нас –
О нас, о горсточке счастливцев, братьев.
Тот, кто сегодня кровь со мной прольет,
Мне станет братом: как бы ни был низок,
Его облагородит этот день;
И проклянут свою судьбу дворяне,
Что в этот день не с нами, а в кровати:
Язык прикусят, лишь заговорит
Соратник наш в бою в Криспинов день.*
Речь Генриха V и его пример вдохновили солдат. Воодушевленные своим королем, ведущим их на бой, англичане превратили сражение в катастрофу для французов. За три часа боя констебль, 12 представителей французской знати, почти 1500 рыцарей и около 4500 тяжеловооруженных всадников были убиты, а со стороны англичан погибли лишь 450 человек.
Перевод Е. Бируковой
____________________________ РОЛИ ЛИДЕРОВ_____________________________ 259
В сочетании все факторы, о которых мы говорили в этой главе (вызов существующему положению вещей, создание надежды, драматизация риска, манипуляция символами, собственный пример и свойства «плюшевого мишки»), создают в компании атмосферу, поощряющую сверхусилия, высокую преданность, интеллектуальное развитие, веру в собственные способности и готовность рисковать.
Двойная роль лидера
Эффективные лидеры исполняют две роли — харизматическую и архитектурную. В харизматической роли лидер рисует лучшее будущее и воодушевляет своих подчиненных. В архитектурной роли он обращается к вопросам, связанным со структурой компании и системами контроля и поощрения.
Эффективные лидеры исполняют две роли — харизматическую и архитектурную |
Хотя последняя роль сходна с менеджментом, это не просто другой способ представить различие между лидерством и менеджментом. Настоящие лидеры не могут существовать без какой-либо из этих ролей. Ни одной из них, в отсутствие другой, не будет достаточно (хотя одна из ролей бывает более значимой, в зависимости от ситуации). Архитектурная роль — гораздо больше, чем «просто» менеджмент; это реализация лидером той структуры и тех правил, которые обеспечивают
ему функции провидца, вдохновителя, свойственные харизматичному лидеру. (См. рис. 11.2 для понимания разграничения этих ролей.)
Харизматическая роль: · Предвидение · Распределение власти · Воодушевление |
Архитектурная роль: • Проект • Контроль • Поощрение |
Рис. 11.2. ДВОЙНАЯ РОЛЬ ЛИДЕРА
260 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
Харизматическая роль
Поскольку я занимался психоанализом, интересуюсь внутренним театром руководителей и считаю, что можно «приобрести» харизму (если для этого существует достаточная основа в человеке), в этой книге я сосредоточил свое внимание на харизматической роли лидера. Давай посмотрим на ее составляющие поближе.
ФОРМУЛИРОВКА И ОБЪЯСНЕНИЕ ВИДЕНИЯ
Значительная доля харизматической роли лидера касается видения будущего компании. Как я говорил во время обсуждения преобразований компаний в главе 8, лидеры должны развивать яркое видение будущего, которое будет отвечать основным принципам существования компании. Когда они разработали этот образ будущего, они должны сформулировать его, поделиться им и воплотить в реальность (с помощью всей компании).
Создание образа подразумевает несколько этапов, в том числе предоставление дорожной карты будущего направления, создание воодушевления вокруг этого направления, создание порядка из хаоса, укрепление доверия и уверенности в руководстве и установление критериев успеха. С помощью образа лучшего будущего лидеры дают компании смысл, куют связь между собой и другими членами компании, создают групповое единство и закладывают основы для коллективного воображения, которое объединяет людей и помогает им мечтать.
В политике мы часто сталкивается с «провидческими» заявлениями. Джон Ф. Кеннеди, например, поставил задачу отправить «человека на Луну к концу 60-х годов». Махатма Ганди хотел достичь мира между мусульманами и индусами, а Нельсон Мандела стремился к расовому равенству в Южной Африке. Конечно, могут быть и темные пророчества. Гитлер хотел тысячелетний Рейх, а Слободан Милошевич, наверное, все еще мечтает о Великой Сербии.
В деловом мире мы тоже слышим «провидческие» заявления (хотя обычно они бывают менее драматичные). Ингмар Кампрад из компании IKEA хочет делать «доступную мебель для обычного человека». Билл Гейтс собирается изменить то, как люди обретают компьютерную грамотность. Эти «провидения» становятся основными лейтмотивами, дающими направление компании.
Злые провидения, такие, как мечты Гитлера о тысячелетнем Рейхе, могут сбить людей с пути. Но на это способны и более корректные меч-
_____________________________ РОЛИ ЛИДЕРОВ_____________________________ 261
ты. Мечтой Стивена Джобса из компании Apple было принести компьютер в каждый дом. Если бы вместо этого он захотел принести операционную систему Apple в каждый дом, он, возможно, стал бы Microsoft. Джон Акерс из компании IBM думал, что будущее компьютеров принадлежит универсальным компьютерам. Его нежелание создать более быстрый компьютер стоило 70 тысячам людей их рабочих мест.
Предвидение, которое должно быть в компании, не похоже на то, как Моисей спустился с горы и огласил заповеди. Это не одностороннее действие. Как было показано в главе 8, предвидение с самого начала должно быть интерактивным. Всем составляющим компании следует дать возможность сделать свой вклад. Перси Барневик сказал однажды, что только 10% его работы в качестве генерального директора связаны с принятием решений, остальное время он занимается исполнением. Уже много раз говорилось, что за каждым успешным бизнесом стоит лидер, который принимает смелые решения.
Эффективные харизматичные лидеры не только вовлекают большое число людей в компании, они затрагивают людей за живое. Трех каменщиков спросили, что они делают. Первый сказал: «Я кладу камни». Второй ответил: «Я работаю, чтобы прокормить свою семью». Третий (у которого явно был мечтательный руководитель) сказал: «Я строю собор». Если мечты лидера вдохновляют, если он обращается к воображению людей, обещая захватывающее будущее, то это создает чувство гордости среди служащих компании и подталкивает их к достижению будущего успеха.
Гордость движет и руководителями: Ричард Бренсон говорит: «Что бы компания ни делала, она должна быть лучшей в своей сфере». Джек Уэлч считает, что любая компания, не являющаяся номером один или два в своем сегменте бизнеса, вообще не должна заниматься этим бизнесом. Лерри Эллисон из компании Oracle стремится к большей доле рынка. Каждый руководитель высшего звена в компании Goldman Sachs верит, что он или она лучшие, какова бы ни была его или ее работа, -вера, которая является основной движущей силой компании. Быть лучшим в чем-то воодушевляет людей (руководителей и их последователей в равной степени) на еще большие достижения.
Многие руководители высшего звена ошибаются, сформулировав однажды перспективу для своей компании и позабыв о ней. Даже если начальное заявление было сделано правильно и с должным шумом, его надо повторять снова и снова. Руководитель должен звучать как старая заезженная пластинка. Перси Барневик, хорошо понявший этот урок,
262________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА_______________________________
Руководитель должен звучать как старая заезженная пластинка |
говорит, что чувствует, будто он показывает спектакль, т. е. произносит один и тот же текст снова и снова, независимо от аудитории, к которой он обращается. Лидеры, сумевшие четко изложить свои идеи, могли бы пойти к сторожу (уборщику) в одном из своих зданий и получить от него вразумительный ответ о том, что компания старается делать.
В контексте «быть лучшим» деловой мир становится похожим на сочетание спорта и войны. Посмотрите, например, на соревнование между компаниями Pepsi и Coca-Cola, Hertz и Avis, Nike и Adidas, Nokia, Ericsson и Motorola, Goldman Sachs и Morgan Stanley Dean Witter. Coca-Cola использует против своих конкурентов в Pepsi язык прямого устрашения, это более чем очевидно.
Руководители этих компаний стараются поддерживать соревновательный дух, делать работу похожей на гонку, в которой служащие хотят победить. Боевой клич компании Canon был «Победить Xerox!» Президент авиакомпании Lufthansa говорил своим «войскам»: «Сражайтесь с British Airways!» Сотрудники Honda шли в бой со словами: «Yamaha wo tsubusu!» («Мы сомнем, раздавим и зарежем Yamaha»).
Я помню, как однажды просматривал годовые отчеты компаний Apple и IBM за 10 лет, когда Apple только начинала свой бизнес. Это было интересное чтение. Apple говорила только об IBM, постоянно сравнивая и бросая вызов. Однако IBM никогда не упоминала об Apple. Они игнорировали молодую компанию и ее вызовы, относясь к ней как к незначительному конкуренту, не заслуживающему внимания. Но Apple упорно продолжала и, в конце концов, захватила значительную долю рынка, принадлежавшую IBM. Это было до того, как они стали жертвой собственной спеси. Борьба с серьезными противниками может дать компании огромное количество энергии. Враги могут служить базой для сравнения, давая возможность на них равняться.
Лидеры похожи на верховных жрецов культуры своей компании |
Кроме создания боевого духа, элемент предвидения харизматичного лидера подразумевает еще и создание, и сохранение культуры компании.
Лидеры похожи на верховных жрецов культуры своей компании. Как я отмечал ранее, они должны постоянно задавать себе вопрос: Что наша компания поддерживает? Что она должна поддерживать? Кроме того, они должны задаться вопросом об «основной идеологии» компании, т.е. о вере, которая отличает их компанию от всех остальных. Так как основная идеология объединяет в себе
____________________________ РОЛИ ЛИДЕРОВ_____________________________ 263
АНКЕТА 11.3. |
Какова основная идеология Вашей компании? |
Чтобы понять основную идеологию, которая движет Вашей компанией, поразмышляйте над следующим вопросом. Ваш ответ на вопрос, возможно, поможет Вам определить, что есть особенного в Вашей организации. Обсудите свой ответ с другими членами компании, найдите общие места и точки расхождения. · Представьте, что люди Вашей компании находятся на Титанике, в момент, когда он сталкивается с айсбергом. Ваша единственная возможность выжить — спасательная лодка на четыре человека. Кого бы Вы взяли с собой, чтобы сохранить архитектуру Вашей компании? Какие качества этих людей помогут им воссоздать компанию? |
главные задачи и ценности, она затрагивает базовые, подразумеваемые предположения, которые дороги людям компании. Основная идеология обычно открыто проявляется в обстановке компании, а также через корпоративные методы работы, которые много рассказывают о качестве жизни и счастье (Анкета 11.3)
Основная идеология компании ЗМ заключена в указании: «Ты не убьешь ни одну новую идею». Инновации стоят на первом месте в этой компании, 30% продукции которой не существовало в природе еще четыре года назад и 10% — год назад. Людям, не сумевшим принять эту идеологию, нет места в компании. Руководители фирмы «благосклонно слепо» смотрят на выполнение проектов, не прошедших официальное одобрение, так как не хотят задушить инновации.
Как мы уже видели, идеология компании Disney построена вокруг идеи сделать всех людей счастливыми. Она базируется на основных ценностях, таких, как замена цинизма оптимизмом, воспитание добропорядочных американских ценностей, творчества, мечтаний и воображения, фанатичная забота о соответствии и деталях, сохранение контроля магии Диснея. Для компании Goldman Sachs основная идеология вращается вокруг отличного обслуживания клиентов (установка «обещать меньше, делать больше»), честности и работы в команде. Для компании McDonald's главное — это ценность денег, чистота и обслуживание.
Основная идеология компании NovoNordisk, одной из крупнейших мировых производителей инсулина, — помочь больным диабетом вести относительно нормальную жизнь. Сотрудники, чувствующие себя
264_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
комфортно в NovoNordisk, обычно обладают большим чувством социальной помощи; они находят смысл жизни, помогая другим людям. И это касается не только руководителей: работники фабрик понимают, что проблемы в производстве могут иметь значительные последствия, поэтому они стремятся к успеху.
Компания Merk, еще одна фармацевтическая фирма, выражает свою основную идеологию следующим образом: «Мы занимаемся сохранением и улучшением человеческих жизней». Среди ее основных ценностей: корпоративная социальная ответственность; совершенство во всех частях компании; основанные на исследованиях инновации; честность и прямота. Однако стремление компании успешно делать работу, помогающую человечеству, иногда создает финансовые проблемы для нее самой. Например, несколько лет назад исследователи лабораторий компании были близки к открытию лекарства против речной слепоты, разрушительного заболевания, часто встречающегося в Африке. Проблема состояла в том, что на дальнейшие исследования такого рода у Merk были слабые перспективы возмещения расходов. По некоторым оценкам, продолжение проекта стоило бы компании 250 млн. долл.
С консервативной точки зрения, подобные огромные капиталовложения нельзя совершать без гарантии щедрой прибыли. С другой стороны, отказ от продолжения проекта лишил бы мотивации многих исследователей и повредил бы самой компании. Понимая важность поддержания основной идеологии компании, генеральный директор Рой Вагелос продолжил исследования, несмотря на возражения некоторых акционеров. Сейчас компания уже выпускает препарат. В результате решения Merk не только была оказана помощь миллионам африканских жителей, но и сама компания оказалась в выигрыше: мотивация сотрудников сохранена, и компания остается привлекательным работодателем для талантливых людей. (Недавнее решение относительно ценовой политики препаратов против СПИДа можно рассматривать в этом же ключе.)
Если основная идеология дорога всем сотрудникам компании, а не только тем, кто составлял яркие корпоративные описания, свойственные рекламным документам, в компании появляется нечто, похожее на культ. Все исследователи компаний приходят к согласию, что организации с подобными характеристиками, т. е. с устойчивой культурой (как я говорил в главе 3), превосходят компании по показателям, отражающим идеологическую общность, начиная со структуры компании, ее языка, церемоний и стиля межличностных отношений. В качестве примера: в
РОЛИ ЛИДЕРОВ 265
компании IBM в дни ее славы была корпоративная песенка: «Мы продаем IBM, Мы продаем IBM. Какое замечательное чувство, и т. д.»
Однако, если культура компании слишком сильна, это может привести к перекосу внимания на внутреннюю жизнь (как произошло с IBM, Philips и General Motors) и забвению важности одной из главных культурных ценностей: открытости переменам. (Обсуждение в главе 3 взлетов и падений компаний в хит-параде журнала Fortune показало значимость этой ценности.) Хотя сотрудники должны разделять ценности компании, для того, чтобы у них создавалось ощущение общности, они должны быть способными справиться с непоследовательностью, которая проявляется в окружении.
При Сэме Уолтоне корпоративная культура компании Wal-Mart стала практически чрезмерной, но ему удалось справиться с этим. В середине 1980-х гг. он обратился к 100 тысячам своих «коллег» (так обращаются к служащим в компании) по закрытой кабельной телесети: «Теперь я хочу, чтобы вы подняли правую руку и повторили за мной, что в Wal-Mart данное обещание — сдержанное обещание, и я хочу, чтобы вы повторили за мной: Начиная с этого дня, я торжественно клянусь, что каждый раз, когда клиент будет находиться в десяти футах от меня, я улыбнусь, посмотрю ему в глаза и поздороваюсь. Да поможет мне Сэм».
Несколько лет назад я проводил семинар для финансовой компании Investec в городе Сан Сити, Южная Африка. Мне понравилось работать с полными энтузиазма сотрудниками этой довольно молодой и успешной компании. В один момент истории компании служащие сочиняли вместе музыку. Для стороннего наблюдателя это выглядит довольно глупо. Но самим служащим было весело. Мой опыт работы с компаниями говорит, что люди, играющие вместе (будь то сочинение музыки или просто шутки на работе), дольше остаются вместе, обладают более высоким боевым духом и большей креативностью.
Херб Келлер, президент компании Southwest Airlines, верит в «управление в игре». И он мастер в этом: его шутки при воодушевлении сотрудников и клиентов стали залогом успеха компании. Нанимая на работу людей с «правильным отношением» и поощряя шутливость на работе, Келлер создал общность людей, готовых пройти лишнюю милю. Сильная корпоративная культура, основанная на общих ценностях, позволила авиакомпании во многом обойти своих конкурентов. Бренсон тоже ищет для своих компаний сотрудников с правильным отношением — людей боевых, веселых и находчивых.
266_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КОЛЛЕГАМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ
Другая составляющая роли харизматичного лидера — исполнение четко сформулированного видения. Главное здесь — делегирование: руководитель должен сначала вовлечь большое количество сотрудников в процесс предвидения (как мы видели), чтобы они получили свою долю будущего; потом он должен распределить полномочия, чтобы что-то в компании изменилось. Делегирование власти означает, что люди получают больше, чем просто совещательный голос (хотя это тоже важно); значительному количеству людей дается власть принимать важные решения. Таким образом, принятие решений должно быть опущено на самый нижний уровень компании, где могут быть приняты обоснованные решения. Все сотрудники, какое бы место в иерархии они ни занимали, должны чувствовать, что от них что-то зависит. Ведь быть пассивным слушателем чьих-то высказываний, пусть даже самых блистательных, неинтересно! Я помню один комикс, в котором изображалась группа руководителей, сидящих за столом. Один говорит: «Я тут новичок. Над чьими шутками мы должны смеяться?» Здесь нет культуры делегирования!
Делегирование не следует путать с отказом от ответственности. Руководители не должны пытаться передавать власть людям, не обладающим необходимыми навыками или боящимся принимать решения. Если они это сделают, результатом будет анархия. Делегирование полномочий работает только тогда, когда люди знакомы и с общими условиями принятия решений, и с деталями каждого конкретного вопроса, тогда как в атмосфере неразберихи и дезинформации процветает анархия. В обстановке делегирования полномочий хорошо работают решительные и надежные люди, т. е. те, кто готов принять решение и придерживаться его, пока не изменятся обстоятельства.
Как и в отношении многих других вызовов, о которых мы говорили в этой книге, делегировать полномочия легче на словах, чем на деле. Частично таким сложным этот процесс делает прозрачность компании. В компании с полностью делегированной властью уровень секретности минимален, так что важная информация может дойти до каждого принимающего решения. Руководители, рассматривающие знание как инструмент власти и считающие, что секретность дает им преимущество, не уживаются в подобных компаниях.
Экспериментальные исследования власти показали, что к ней привыкают: чем больше у вас власти, тем больше вы ее хотите. Но она и лечебна. К такому заключению я пришел, проведя в начале 1970-х гг.
____________________________ РОЛИ ЛИДЕРОВ_____________________________ 267
исследование стрессов. Участники, чувствовавшие, что они контролируют свою жизнь (независимо от того, было ли так на самом деле или нет), проявляли меньше симптомов стресса, чем те, кто так не думал.
Таким образом, мудрый руководитель правильно
Для делегирования полномочий необходима прозрачность в кампании |
бы сделал, отдав власть вниз по иерархии в надежде, что люди будут менее подвержены стрессу, если они много работают. Как ни парадоксально, власть в конце все равно вернется к руководителю, если предположить, что дополнительные усилия, которые прилагают получившие власть служащие, делают компанию еще сильнее. К сожалению, краткосрочные планы обычно побеждают долгосрочные, что приводит к постоянному колебанию: приходит новый руководитель и децентрализует хорошо централизованную компанию; когда приходит время делегировать полномочия служащим, он или она в страхе потерять власть возвращается к централизованной структуре; потом приходит другой новый руководитель, чтобы справиться с излишней централизацией компании. Кажется, лидерам очень сложно признать тот факт, что самые влиятельные люди на земле те, кто могут отказаться от власти.