Классификация видов и уровней социальной коммуникации

№ п/п Вид коммуникации Уровень коммуникации Условные обозначения Наименование
Микро Межличностный И п И Копирование образца
Микро Межличностный И д И Беседа
Микро Межличностный И у И Команда
Микро Групповой И п Г Референция (референтная группа)
Микро Групповой И у Г Руководство коллективом
Микро Массовый И п М Социализация
Микро Массовый И у М Авторитаризм
Миди Групповой Г п Г Мода
Миди Групповой Г д Г Переговоры
Миди Групповой Г у Г Групповая иерархия
Миди Массовый Г п М Адаптация к среде
Миди Массовый Г у М Руководство обществом
Макро Массовый М п М Заимствование достижений
Макро Массовый М д М Взаимодействие культур
Макро Массовый М у М Информационная агрессия

3.2.8. Классификация обыденных социальных коммуникаций (Л.А. Петровская)[83]

Петровская выделяет наиболее часто встречающиеся обыденные социальные коммуникации, а именно:

1) деловую;

2) воспитательную;

3) диагностическую;

4) интимно-личностную.

Специфика коммуникации, по Петровской, во многом определяется тем, что в реальности приходится сталкиваться практически со всеми четырьмя типами коммуникации, разве что четвертый встречается несколько реже. Четвертый тип коммуникации уже рассматривался нами, поэтому остановимся на первом, втором и третьем.

Деловыекоммуникации объединяют в себе свойства формальных и ритуальных и направлены в первую очередь на решение конкретной задачи, партнер по общению всегда выступает как значимая личность. Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической (А.П. Панфилова). Ожидаемый результат деловой коммуникации – оптимизация совместной деятельности партнеров. Основные задачи – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к коммуникации, без которого деловая беседа вообще состояться не может.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:

– обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;

– предметно-целевое содержание коммуникации;

– соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, а также требований субординации и делового этикета;

– взаимозависимость всех участников деловой коммуникации как в достижении конечного результата, так и при реализации личных намерений;

– коммуникативный контроль участников взаимодействия;

– формальные ограничения, ориентирующие на целенаправленные, регламентированные действия с использованием адекватных коммуникативных средств для достижения прагматически ожидаемого результата.

Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах:

– монологической, где преобладают коммуникативные действия (высказывания) личности как субъекта – организатора процесса слушания у других субъектов – участников общения (ситуация презентации, лекция);

– диалогической, когда субъекты взаимодействуют и взаимно активны (деловая беседа);

– полилогической, организующей многостороннее общение, зачастую носящее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связанное со стремлением к максимально эффективной реализации последней (деловое совещание).

Таким образом, деловая коммуникация характеризуется статусно-ролевыми позициями ее участников, рядом ограничений на непосредственные межличностные отношения, которые, в свою очередь, регламентируются определенными нормами.

Воспитательнаякоммуникация предполагает ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, т.е. зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему научить и т.д. Обычно такого рода беседы возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситуационно или постоянно (как учитель в школе) большим авторитетом и знаниями, чем другой. Или же, что иногда затрудняет подобные ситуации, обучающему партнеру приходится добиваться необходимого авторитета в глазах объекта своего воздействия в самом его процессе.

Диагностическая коммуникация своей целью имеет формирование определенного представления о собеседнике или получение у него какой-либо информации (таково общение начальника отдела кадров с оформляющимся на работу, врача с пациентом и т.д.). Здесь, как и в предыдущем случае, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой отвечает. Конечно же, чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответствующие ответы.

Наши рекомендации