Классификация видов и уровней социальной коммуникации
№ п/п | Вид коммуникации | Уровень коммуникации | Условные обозначения | Наименование |
Микро | Межличностный | И п И | Копирование образца | |
Микро | Межличностный | И д И | Беседа | |
Микро | Межличностный | И у И | Команда | |
Микро | Групповой | И п Г | Референция (референтная группа) | |
Микро | Групповой | И у Г | Руководство коллективом | |
Микро | Массовый | И п М | Социализация | |
Микро | Массовый | И у М | Авторитаризм | |
Миди | Групповой | Г п Г | Мода | |
Миди | Групповой | Г д Г | Переговоры | |
Миди | Групповой | Г у Г | Групповая иерархия | |
Миди | Массовый | Г п М | Адаптация к среде | |
Миди | Массовый | Г у М | Руководство обществом | |
Макро | Массовый | М п М | Заимствование достижений | |
Макро | Массовый | М д М | Взаимодействие культур | |
Макро | Массовый | М у М | Информационная агрессия |
3.2.8. Классификация обыденных социальных коммуникаций (Л.А. Петровская)[83]
Петровская выделяет наиболее часто встречающиеся обыденные социальные коммуникации, а именно:
1) деловую;
2) воспитательную;
3) диагностическую;
4) интимно-личностную.
Специфика коммуникации, по Петровской, во многом определяется тем, что в реальности приходится сталкиваться практически со всеми четырьмя типами коммуникации, разве что четвертый встречается несколько реже. Четвертый тип коммуникации уже рассматривался нами, поэтому остановимся на первом, втором и третьем.
Деловыекоммуникации объединяют в себе свойства формальных и ритуальных и направлены в первую очередь на решение конкретной задачи, партнер по общению всегда выступает как значимая личность. Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической (А.П. Панфилова). Ожидаемый результат деловой коммуникации – оптимизация совместной деятельности партнеров. Основные задачи – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к коммуникации, без которого деловая беседа вообще состояться не может.
Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:
– обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
– предметно-целевое содержание коммуникации;
– соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, а также требований субординации и делового этикета;
– взаимозависимость всех участников деловой коммуникации как в достижении конечного результата, так и при реализации личных намерений;
– коммуникативный контроль участников взаимодействия;
– формальные ограничения, ориентирующие на целенаправленные, регламентированные действия с использованием адекватных коммуникативных средств для достижения прагматически ожидаемого результата.
Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах:
– монологической, где преобладают коммуникативные действия (высказывания) личности как субъекта – организатора процесса слушания у других субъектов – участников общения (ситуация презентации, лекция);
– диалогической, когда субъекты взаимодействуют и взаимно активны (деловая беседа);
– полилогической, организующей многостороннее общение, зачастую носящее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связанное со стремлением к максимально эффективной реализации последней (деловое совещание).
Таким образом, деловая коммуникация характеризуется статусно-ролевыми позициями ее участников, рядом ограничений на непосредственные межличностные отношения, которые, в свою очередь, регламентируются определенными нормами.
Воспитательнаякоммуникация предполагает ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, т.е. зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему научить и т.д. Обычно такого рода беседы возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситуационно или постоянно (как учитель в школе) большим авторитетом и знаниями, чем другой. Или же, что иногда затрудняет подобные ситуации, обучающему партнеру приходится добиваться необходимого авторитета в глазах объекта своего воздействия в самом его процессе.
Диагностическая коммуникация своей целью имеет формирование определенного представления о собеседнике или получение у него какой-либо информации (таково общение начальника отдела кадров с оформляющимся на работу, врача с пациентом и т.д.). Здесь, как и в предыдущем случае, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой отвечает. Конечно же, чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответствующие ответы.