Обучение реферированию и аннотированию

Происхождение понятия реферат

Слово «реферат» имеет латинские корни и происходит от слова «referre», что в буквальном переводе означает «докладывать, сообщать». Реферат имеет несколько значений (согласно Словарю иностранных слов, изд. «Русский язык», Москва, 1986 г.). Первое из них трактует слово «реферат» как доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Виды рефератов

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме.реферат-путеводитель Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Реферат программы

При регистрации в Роспатенте программы для ЭВМ следует добавить к ней реферат. Объем реферата — до 700 символов (10-12 строк), должен содержать сведения о назначении, области применения и функциональных возможностях программного продукта. Обычно указывается:

  • тип реализующей ЭВМ;
  • язык программирования;
  • операционная система;
  • объем полного исходного текста программы в Кб.

Структура и признаки реферата

Реферат имеет определенную композицию:

  1. Введение. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы;
  2. Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы;
  3. Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Реферат имеет следующие признаки:



  • содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
  • содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
  • имеет постоянные структуры.

Стилистика реферата

Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).

В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Рецензия составляется на основе следующих факторов[3]:

  • уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);
  • личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);
  • характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, должное соответствие реферата всем стандартным требованиям).

Плагиат

В педагогике реферат часто используется для структуризации знаний учащихся по итогам курса в форме отчётности. Развитие Интернета привело к тому, что в России и в мире началось активное распространение уже готовых рефератов по разным областям знаний. Некоторые ресурсы предлагают скачать готовые работы за деньги или бесплатно. Сдача скачанных из сети рефератов не требует больших затрат — достаточно изменить имя на титульном листе, однако это приводит, в конечном итоге, к ухудшению качества образования.[4]

С проблемами плагиата при сдаче рефератов борются во всём мире: в некоторых высших учебных заведениях за плагиат студентам грозит отчисление.[5] Разрабатываются специальные программы, которые должны помочь преподавателям в выявлении скачанных из Интернета рефератов: например, американская система Turnitin (англ.) или российская «Антиплагиат».

См. также

  • Компендий
  • Компендиум (образование)
  • Конспект
  • Тезис
  • Курсовая работа

Примечания

  1. ↑ Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 1998. — 848 с. — (Библиотека словарей русского языка). — 15 000 экз. — ISBN 5-200-02517-6.
  2. ↑ Реферат — статья из Большой советской энциклопедии
  3. ↑ Что такое реферат?
  4. ↑ Проблемы качества образования: бакалавриат и магистратура
  5. ↑ Студентов ВШЭ будут отчислять за скачанные рефераты и списывание Лента.ру

Обучение реферированию и аннотированию

1. Реферирование – это процесс переработки и изложения информации в устной, или – чаще в письменной форме.

2. Процесс реферирования текста первичного документа (книги, статьи, патента и т.п.) протекает в три этапа.

1-й этап –это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).
2-й этап –это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.
3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста реферата в соответствии с принятой моделью реферата.

Для написания реферата необходимы следующие навыки и умения: выявление основной фактологической информации в тексте первичного документа, разделение текста на смысловые фрагменты, вычленение основной и существенной информации в этих фрагментах, компрессия языкового оформления информации, лингвистическое оформление текста самого реферата в соответствии с требованиями данного жанра.

3. Смысловая структура текста реферата в общем виде включает следующие разделы:

предмет и цель работы (исследования, обзора, комментария и т.п.); методы проведения работы; конкретные результаты; выводы и заключения.

Поиск фактологической информации по указанным разделам является задачей в обучении реферированию, поскольку именно она и формирует непосредственно содержательную сторону текста реферата.

4. Изложение материала в реферате может осуществляться двумя способами:

можно следовать структуре первичного документа; можно излагать основное информационное содержание независимо от структуры первоисточника.

5. Композиционно – графическое членение

Независимо от типа реферата его текст может быть разделен на три основные части:

заголовочная; собственно реферативная; справочный аппарат.

Главной в структуре реферата является его центральная собственно реферативная часть, ибо в ней и содержится основная фактологическая информация из первого документа. Эта часть может включать в себя:

словесный текст; формулы; таблицы, графики, диаграммы; иллюстрации (фотографии, рисунки, нередко в виде коллажа).

Наиболее характерная композиционно – графическая особенность собственно реферативной части текста реферата состоит в том, что она не имеет абзацев, разделов, рубрик или иных членений.

Текст реферата представляет собой целостный, связный, условно самостоятельный текст, оформленный в один абзац, представляющий собой в сжатом виде всю основную информацию первоисточника.

Наиболее важным собственно реферативной части является ее начало, и его формулирование может представлять особую трудность.

В состав заголовочной частивходят: название работы (книги, статьи, интервью и т.д.), имя автора (авторов), полные выходные данные реферируемого первоисточника (место и год издания, издательство) и некоторые другие. Если первичный источник на иностранном языке, то сначала обязательно приводятся полные сведения о работе на иностранном языке с указанием языка оригинала, а затем все эти сведения повторяются на родном (русском) языке.

Справочный аппарат включает в себя, в частности, имя референта и некоторые другие сведения.

Внимательно прочитайте текст.

Составьте план реферата.

Выделите в тексте наиболее информативные, коммуникативно значимые отрезки.

Определите, какие из них войдут в ваш реферат.

В каждом из отобранных коммуникативно значимых отрезков выделите предложения, содержащие основную информацию, при необходимости произведите в них возможные сокращения или трансформации;

если основное содержание наиболее информативных «кусков» текста первоисточника не выражено четко в предложении, сформулируйте его самостоятельно.

Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии с составленным планом и требованиями, предъявляемыми к объему реферата.

Наши рекомендации