Судовождение с учетом очень краткосрочной перспективы
Под судовождением, учитывающим очень краткосрочную перспективу, понимается оперативная фаза процесса судовождения. Она предполагает выполнение ранее принятых решений и осуществление контроля за его результатами. Информация о движении, требуемая от других судов в этой фазе, имеет отношение к условиям движения собственного судна, как, например, относительное местоположение, относительная скорость и т.д.
На данной этапе требуется следующая высокоточная информация:
· Относительное местоположение
· Относительное направление движения
· Относительная скорость
· Относительный дрейф
· Относительная скорость поворота
Как следует из вышеперечисленного, с точки зрения сегодняшнего дня, информация, поступающая от систем обнаружения и отслеживания судов, не может служить целям судовождения с учетом весьма краткосрочной перспективы.
1.4 Управление движением судов (УДС)
Управление движением судов включает по крайней мере следующие компоненты:
· службы движения судов
· планирование работы шлюзов и работа шлюзов
· планирование и работа мостов.
1.4.1 Службы движения судов (СДС)
Среди различных услуг, предоставляемых по линии служб движения судов, можно выделить следующие:
· информационные услуги;
· услуги по оказанию помощи в судовождении;
· услуги по организации движения судов.
В нижеследующих пунктах освещаются потребности пользователей в информации о движении судов.
1.4.1.1 Информационные услуги
Информационные услуги предоставляются посредством радиопередач в определенное время и через установленные промежутки времени либо по усмотрению СДС, либо по запросу с судна; информация может включать, например, сообщения о местоположении, опознавательных данных и намерениях других участвующих в движении судов; данные о фарватере, метеорологическую обстановку, сведения об имеющихся опасностях или любых других факторах, способных оказать влияние на плавание судна.
Применительно к информационным услугам требуется получение общего представления о картине движения в сети или на участке фарватера. Информация о движении должна включать такие сведения относительно судна, как:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Путь относительно грунта/ направление следования
· Ограничения в отношении района плавания
· Пункт назначения/предполагаемый маршрут
· Тип судна/состава
· Размеры (длина и ширина)
· Число синих конусов
· В грузу/порожнем
· Число людей на борту (в случае аварии)
· Состояние судна (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями …)
Заданная периодичность обновления информации будет установлена компетентным органом.
1.4.1.2 Услуги по оказанию помощи в судовождении
Услуги по оказанию помощи в судовождении предоставляются капитану судна с целью информировать его о сложных навигационных или метеорологических условиях или оказать ему помощь в случае неисправностей или неполадок. Эти услуги обычно оказываются по запросу судна либо по усмотрению оператора СДС.
Для целей снабжения судоводителя индивидуальной информацией оператор СДС должен располагать развернутой фактической картиной движения.
Системы обнаружения и отслеживания судов способны предоставить следующую информацию:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Скорость относительно грунта
· Путь относительно грунта/ направление следования
· Сигнализация намерения (синий знак)
· Пункт назначения/предполагаемый маршрут
· Тип судна/состава
· Размеры (длина и ширина)
· Осадка
· Надводный габарит (в случае препятствий)
· Число синих конусов
· В грузу/порожнем
· Состояние судна (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями …)
К прочей требуемой информации относятся сведения об окружающей среде, географические данные и извещения судоводителям.
Обмен фактической информацией относительно идентификационного обозначения, нынешнего местоположения, направления следования, скорости, курса и сигнализации намерения (синий знак) должен осуществляться непрерывно (каждые 3 секунды, практически в реальном масштабе времени или с иной заданной периодичностью обновления информации, установленной компетентным органом).
Вся прочая информация подлежит предоставлению по запросу оператора СДС или в особых случаях (по мере необходимости).
1.4.1.3 Услуги по организации движения судов
Услуги по организации движения судов связаны с оперативным управлением и перспективным планированием движения судов в целях предотвращения чрезмерного скопления судов и возникновения опасных ситуаций и являются особенно актуальными в периоды высокой плотности судопотока или в тех случаях, когда осуществление специальных перевозок может оказать негативное влияние на движение других судов. Может также предусматриваться создание и функционирование системы разрешений на движение или графиков движения СДС либо и того, и другого в части, касающейся очередности движения, выделения необходимого пространства, обязательного сообщения о перемещениях в зоне СДС, предписанных маршрутов следования, ограничения скорости движения или принятия других соответствующих мер, которые, по мнению руководящего органа СДС, являются необходимыми. В отношении картины движения применительно к услугам по организации движения судов предъявляются требования, аналогичные указанным в пункте 1.4.1.2 "Услуги по оказанию помощи в судовождении"
Планирование и работа шлюзов
В нижеследующих пунктах описываются процессы планирования работы шлюзов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также процесс работы шлюзов.
1.4.2.1 Планирование работы шлюза на долгосрочную перспективу
Под планированием работы шлюза на долгосрочную перспективу понимается процесс заблаговременного планирования работы шлюза на срок, исчисляемый от нескольких часов до одного дня.
В данном случае информация о движении служит для уточнения данных относительно времени ожидания у шлюза и времени его прохождения, которые обычно определяются на основе статистической информации.
Для целей планирования работы шлюза на долгосрочную перспективу требуется следующая информация о движении:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Путь относительно грунта/ направление следования
· Предполагаемое время прибытия (ETA)к шлюзу
· Требуемое время прибытия (RTA) к шлюзу
· Тип судна/состава
· Размеры (длина и ширина)
· Осадка
· Надводный габарит
· Число синих конусов
· Состояние судна (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями …)
Данные об ETA должны предоставляться по требованию либо сообщаться в случае, если отклонение от первоначального предполагаемого времени прибытия превышает пределы, заранее предписанные компетентным органом. RTA дается в ответ на сообщение об ETA.
1.4.2.2 Планирование работы шлюза на среднесрочную перспективу
Под планированием работы шлюза на среднесрочную перспективу понимается процесс планирования работы шлюза на 2 или 4 цикла его работы вперед.
В данном случае информация о движении служит для картографической привязки подплывающих судов к свободным циклам работы шлюза и - в зависимости от результатов планирования - для информирования судоводителей о RTA.
Для целей планирования работы шлюза на среднесрочную перспективу требуется следующая информация о движении:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Скорость относительно грунта
· Путь относительно грунта/ направление следования
· ETAк шлюзу
· RTA к шлюзу
· Тип судна/состава
· Размеры (длина и ширина)
· Число вспомогательных буксиров
· Осадка
· Надводный габарит
· Число синих конусов
· Состояние судна (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями …)
Данные об ETA должны предоставляться по требования либо сообщаться в случае, если отклонение от первоначального предполагаемого времени прибытия превышает пределы, заранее предписанные компетентным органом. Любая иная информация должна предоставляться при первом контакте или по запросу. RTA дается в ответ на сообщение об ETA.
1.4.2.3 Работа шлюза
На данной стадии происходит собственно процесс шлюзования.
В целях содействия процессу работы шлюза требуется наличие следующей информации о движении:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Скорость относительно грунта
· Путь относительно грунта/ направление следования
· Тип судна/состава
· Число вспомогательных буксиров
· Размеры (длина и ширина)
· Осадка
· Надводный габарит
· Число синих конусов
· Состояние судна (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями …)
Обмен фактической информацией относительно идентификации, местоположения, направления движения, скорости и курса должен осуществляться непрерывно либо согласно заданной компетентным органом периодичностью обновления информации.
Планирование работы мостов и работа мостов
В нижеследующих пунктах описываются процессы планирования работы мостов на среднесрочную и краткосрочную перспективу, а также процесс работы мостов.
1.4.3.1 Планирование работы мостов на среднесрочную перспективу
Под планированием работы мостов на среднесрочную перспективу понимается такая оптимизация судопотока, чтобы обеспечить разведение мостов к моменту прохождения судов ("зеленая волна"). Перспективное время планирования колеблется в пределах от 15 минут до 2 часов и зависит от местных условий.
Для целей планирования работы моста на среднесрочную перспективу требуется следующая информация о движении:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Скорость относительно грунта
· Путь относительно грунта/ направление следования
· ETAк мосту
· RTA к мосту
· Тип судна/состава
· Размеры (длина и ширина)
· Надводный габарит
· Состояние судна (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями …)
Данные об ETA и местоположении должны предоставляться по требованию либо сообщаться в случае, если отклонение от первоначального предполагаемого времени прибытия превышает пределы, заранее предписанные компетентным органом. Любая иная информация должна предоставляться при первом контакте или по запросу. RTA дается в ответ на сообщение об ETA.
1.4.3.2 Планирование работы моста на краткосрочную перспективу
На этапе планирования работы моста на краткосрочную перспективу принимаются решения относительно режима разведения моста.
Для целей планирования работы моста на краткосрочную перспективу требуется следующая информация о движении:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Скорость относительно грунта
· Путь относительно грунта/ направление следования
· ETAк мосту
· RTA к мосту
· Тип судна/состава
· Размеры (длина и ширина)
· Надводный габарит
· Состояние судна (на якоре, у причала, на ходу, плавание ограничено особыми условиями …)
Фактическая информация о движении, касающаяся местоположения, скорости и направления движения должна предоставляться с периодичностью, заданной компетентным органом, например, каждые 5 минут. Информация об ETA и местоположении должна предоставляться по требованию либо сообщаться в случае, если отклонение от первоначального предполагаемого времени прибытия превышает пределы, заранее предписанные компетентным органом. Любая иная информация должна предоставляться на разовой основе при первом контакте или по запросу. RTA дается в ответ на сообщение об ETA.
1.4.3.3 Работа моста
На данную стадию приходится непосредственно разведение моста и прохождение под ним судна.
В целях содействия данному процессу требуется наличие следующей информации о движении:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Скорость относительно грунта
· Путь относительно грунта/ направление следования
· Тип судна/состава
· Размеры (длина и ширина)
· Надводный габарит
Обмен фактической информацией относительно идентификации, текущего местоположения, направления движения, скорости и курса должен осуществляться непрерывно либо с периодичностью обновления информации, заданной компетентным органом.
1.5 Предотвращение аварийных ситуаций
В данном контексте, предотвращение аварийных ситуаций означает меры реагирования, принимаемые в условиях реальных аварий и связанные с оказанием помощи при возникновении нештатных чрезвычайных ситуаций.
В целях содействия данному процессу требуется наличие следующей информации о движении:
· Идентификация
· Название
· Местоположение (на текущий момент)
· Путь относительно грунта/ направление следования
· Пункт назначения
· Тип судна/состава
· Число синих конусов
· В грузу/порожнем
· Число людей на борту
В случае аварии информация о движении может предоставляться автоматически либо по запросу лиц, осуществляющих борьбу с аварией.
1.6 Управление перевозками
В рамках данного вида услуги можно выделить четыре направления деятельности:
· Планирование рейсов
· Транспортная логистика
· Управление портами и терминалами
· Управление грузами и флотом
Планирование рейсов
В данном контексте под планированием рейса понимается процесс планирования на маршруте. Во время рейса судоводитель производит выверку изначального плана рейса.
При этом требуется следующая информация о движении судов:
· Местоположение (собственного судна на текущий момент)
· Скорость относительно грунта (собственного судна)
· Пункт назначения/предполагаемый маршрут
· ETA к шлюзу/мосту/следующему участку/терминалу
· RTA к шлюзу/мосту/следующему участку/терминалу
· Размеры (длина и ширина собственного судна)
· Осадка (собственного судна)
· Надводный габарит (собственного судна)
· В грузу/порожнем
Такая информация о движении должна предоставляться по запросу или в особых случаях, например, при соответствующем изменении ETA или RTA.