К продолжению образования
В педагогике часто отдельные интегральные характеристики личностных качеств рассматриваются как некоторые совокупности, состоящие из нескольких компонентов, или показателей. Однако при оценке экспериментальных данных не всегда можно однозначно сказать, что итоговое количественное значение, характеризующее уровень развития рассматриваемого качества личности, можно получить из алгебраической суммы или среднего арифметического значения его показателей или компонентов.
К примеру, готовность учащихся к продолжению образования рассматривается как качество личности, определяющее выбор деятельности учащихся, направленной на приобретение ключевых компетенций с целью дальнейшего обучения в учебных заведениях, либо самообразования.
Показателями данной готовности являются взаимосвязанные и определяющие взаимное развитие качества личности: устойчивая ориентация на продолжение образования, развитый познавательный интерес; глубокие и прочные знания, информационная компетентность.
Поскольку готовность учащихся к получению профессионального образования представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя несколько личностных качеств ее значение должно учитывать вклад всех этих качеств личности, выделенных как показатели готовности учащихся к получению профессионального образования. Корректность определения количественного значения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования, как суммы или среднего арифметического количественных значений выбранных показателей готовности учащихся к получению профессионального образования вызывает сомнения, поскольку предполагается складывать числовые величины, относящиеся к различным качествам личности учащихся. Для математической обработки количественного значения уровня развития готовности учащихся к получению профессионального образования автор специально разработал методику геометрического расчета (МГР), которая позволяет наглядно оценить вклад каждого качества личности, характеризующего готовность учащихся к получению профессионального образования. Значение уровня развития готовности учащихся к получению профессионального образования в данном случае определятся как площадь четырехугольника, построенного в полярной системе координат, на осях которой от нуля отложены длины отрезков, соответствующих значениям уровня развития каждого показателя готовности учащихся к получению профессионального образования (в баллах).
Чтобы решить вопрос об уместности алгебраического сложения количественных значений, полученных для различных показателей готовности, следует применять методику геометрического расчета уровня готовности учащихся к получению профессионального образования. В педагогике качества личности, представляющие собой совокупность из нескольких показателей, иногда называются интегральными. Интеграл же, как математическое понятие, численно равен площади фигуры, полученной под графиком изменения какой-либо величины, например, с течением времени. Поэтому для определения итогового значения величины готовности учащихся к продолжению образования была выбрана суммарная площадь.
Кроме того, предлагаемая методика геометрического расчета обладает таким плюсом, как наглядность, и позволяет визуально оценить вклад каждого показателя, характеризующего готовность учащихся к продолжению образования.
К примеру, значение уровня развития готовности учащихся к продолжению образования в данном случае определятся как площадь четырехугольника, построенного в полярной системе координат. На каждой полуоси, построенной от начала координат, откладывается значение уровня развития соответствующего показателя (в средних баллах по пятибалльной шкале).
В качестве примера, на Диаграмме 1 представлена лепестковая диаграмма, построенная по данным количественной оценки уровня развития четырех показателей готовности учащихся к продолжению образования, определенным в соответствии с разработанными критериями оценки уровня данной готовности. Обследование проводилось методом диагностики в 2007 году в МОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Саверовская средняя общеобразовательная школа». Количественные значения показателей готовности учащихся к продолжению образования представлены на Диаграмме 1 в средних баллах по пятибалльной шкале. Ориентация учащихся на продолжение образования – 3,7 баллов (откладывается по вертикальной шкале, вверху, далее движемся по диаграмме по часовой стрелке), развитый познавательный интерес – 3,9 баллов (по горизонтальной шкале, крайнее правое положение), затем глубокие и прочные знания (откладываем по горизонтальной шкале, вниз) – значение – 3,8 балла. Информационная компетентность откладывается по горизонтальной шкале – значение 3,1. Числовые значения откладываются от центра лепестковой диаграммы.
Диаграмма 1.
Готовность учащихся к продолжению образования, полученная методом диагностики в 2007 г.
Полученный многоугольник в целом характеризует готовность учащихся к получению профессионального образования, в идеале он должен быть правильным ромбом с одинаковыми сторонами длинной, соответствующей 5 баллам. Но экспериментальные данные, полученные относительно количественных значений уровня развития показателей готовности, разумеется, находятся в пределах от нуля до пяти баллов. Поэтому вид четырехугольника отличается от ромба. Однако, указанная диаграмма позволяет увидеть и сравнить между собой показатели готовности учащихся к получению профессионального образования, а так же оценить вклад каждого их показателей в общее значение уровня готовности. Количественное значение уровня развития готовности учащихся к продолжению образования в данном исследовании определятся как площадь полученного многоугольника.
Если посмотреть на полученную фигуру, то площадь ее будет символизировать уровень готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, как интегрального качества. Фигура получается неправильной формы, но чтобы определить ее площадь, следует обратить внимание на то, что она составлена из четырех прямоугольных треугольников, смыкающихся своими вершинами в точке ноль – в точке, откуда откладывались значения показателей готовности для построения диаграммы. В нашем случае стороны всех прямоугольных треугольников известны – они равны значениям показателей готовности в баллах. Теперь для того, чтобы определить уровень готовности учащихся к получению профессионального образования, как интегрального качества, достаточно посчитать площади четырех прямоугольных треугольников и потом все эти площадь сложить, чтобы получить площадь всего многоугольника. То есть площадь многоугольника определяется как сумма площадей четырех прямоугольных треугольников с вершинами в начале координат, образующих данный четырехугольник (Формула 1).
(1) S = S1 + S2 + S3 + S4
где S – площадь многоугольника,
S1, S2, S3, S4 – площади прямоугольных треугольников.
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов (взаимно перпендикулярных сторон).
Покажем на примере Диаграммы 1, как рассчитать уровень готовности учащихся к получению профессионального образования на основании имеющихся данных. Например, по данным Диаграммы 1 готовность учащихся к продолжению образования, полученная методом диагностики считается как площадь четырехугольника следующим образом:
1. Находим первый треугольник со сторонами 3,7 и 3,9. Его площадь первого будет равна половине произведения его сторон S1 = ½ (3,7*3,9) = 7,2
2. Находим площадь второго треугольника S2 = ½ (3,9*3,8) = 7,4
3. Площадь третьего треугольника S3 = ½ (3,9*3,1) = 6
4. Площадь четвертого треугольника S4 = ½ (3,1*3,7) = 5,7
Далее используем формулу 1 и складываем все найденные площади треугольников
S = S1 + S2 + S3 + S4 = 7,2 + 7,4 + 6 + 5,7 = 26,3
То есть число 26 показывает количественное значение уровня готовности учащихся к получению профессионального образования.
Итоги выполненного статистического анализа экспериментальных данных показали, что группе с оптимальным уровнем развития каждого показателя готовности учащихся к получению профессионального образования соответствовала группа учащихся, имевших по результатам диагностики и самооценки оценки от 4,5 до 5 баллов по соответствующим показателям данной готовности. Группе с допустимым уровнем соответствовала группа учащихся, имевших оценки от 3 до 4,5, группе с критическим уровнем – группа учащихся, имевших оценки от 2 до 3 баллов, и с недопустимым от 0 до 2 баллов. В соответствие с Формулой 1, позволяющей вычислить значение уровня готовности учащихся к получению профессионального образования, была получена следующая Таблица 2, которая позволяет соотнести значение площадей четырехугольника, построенных по определенным значениям показателей готовности (в баллах) и уровней готовности учащихся к получению профессионального образования.
Таблица 2.