Телематика и системы мобильной связи
Телематика. Наличие точной, полной и своевременной информации часто определяет успех в коммерческой деятельности. На транспорте, особенно при выполнении международных перевозок, это более чем очевидно. Ориентация на жесткие локальные решения, не связанные между собой в единую, интегрированную информационную систему предприятия, а лучше – корпорации, с возможностями подключения к глобальным информационным информационным источникам, ведет к статичности и инертности информационного обмена, постепенно искажающего реальную картину «производственно-экономического мира». В этом случае теряется возможность быстрого и адекватного реагирования на изменения, происходящие на рынке. И в то же время, требуются большие средства для поддержки локальных задач, их трансформации, обучения персонала и т.п. Подобное пока довольно типично для многих из работающих на внутреннем рынке РФ транспортных компаний и обусловлено экономико-правовой неустойчивостью и низким качеством доступного информационно-коммуникационного обслуживания.
Телематика как новое перспективное направление в области информационной интеграции, обработки и передачи данных, возникло благодаря развитию практической логистики. В телематике объединяются традиционно-вычислительные технологии (ИВТ) с глобальными информационными сетями и техническими средствами коммуникации, включая все активне используемые на автотранспорте мобильные спутниковые системы.
Проблемы телематики сегодня достаточно актуальны. Они представлены, например, в таком известном проекте, как TEDIM (Telematics in Foreign Trade Lohistics and Dilivery Management).[10] Активное участие в этом проекте приимают Германия, Финляндия и Россия. В рамках проекта решаются проблемы информационной интеграции, стандартизации в передаче данных, мониторинга транспортных операций в режиме реального времени. Это именно то, что способствует повышению надёжности и безопасности доставки товаров, обеспечению эффективности транспортных операций и качества транспортно-логистических услуг. В частности, к ТЛК-проектам TEDIM можно отнести:
• проект автоматизации обработки и передачи данных, получаемых в процессе слежения за транспортировкой товаров и при контроле за погрузо-разгрузочными и складскими операциями;
• проект централизованной системы обеспечения электронного документооборота для обслуживания комбинированных перевозок между ЕС и Россией. Система обеспечивает документированный мониторинг движения грузов от поставщика до потребителя и позволяет ускорить выполнение таможенных процедур. Планируется интегрирование с Internet для обеспечения гибкости и адаптивности в информационном обслуживании логистических цепей в режиме реального времени.
Мобильная связь и системы контроля. Ведущие зарубежные транспортные и транспортно-экспедиторские фирмы всё большее внимание уделяют сегодня применению современных средств связи. В скандинавских странах и странах западной Европы практически каждый коммерческий автомобиль снабжён радиотелефоном. Наиболее крупные отделения фирм оборудованы экспрессной связью, по которой с помощью приставки "Телефакс" к телефону происходит передача копий документов. Это позволяет ускорить доставку грузов. Например, ASG имеет такую связь с отделениями в Скандинавии и США. При приеме груза к перевозке в отделение передаются товаро-транспортные накладные, что позволяет до прибытия груза выполнить таможенные формальности и ускорить доставку груза потребителю. Такая же связь существует у "Билспедишн" между Гетеборгом и Стокгольмом. Для связи фирмы арендуют каналы у министерства связи.
Для успешной конкуренции на глобальном рынке транспортных услуг необходимо повышение эффективности оперативного управления транспортировкой грузов. Сегодня это практически неосуществимо без контроля за движением АТС с применением мобильных средств связи. Опыт использования
этих средств европейскими и российскими перевозчиками показал, что при активной и правильной эксплуатации они способны повысить эффективность автоперевозок на величину до 20 %. Ведущие зарубежные фирмы уже по достоинству оценили возможности таких систем и всё чаще устанавливают на грузовики международного класса средства дальней спутниковой связи. Эти системы связи в комплекте с вычислительными устройствами типа BLACK BOX (табл.11.18-11.19) и программным обеспечением позволяют осуществлять оперативную связь с водителями на трассе и с клиентами. Помимо этого они позволяют контролировать эксплуатационные показатели транспортного средства, производить расчеты и выполнять многие другие функции, существенно повышая тем самым надёжность транспортировки грузов и интенсивность эксплуатации транспорта. Сегодня можно считать практически доказанным, что для ТЛК средства, вложенные в системы связи и оперативного управления, приносят прибыль большую, чем при их вложении в увеличение парка транспортных средств без мобильной связи. Ниже, в таблицах, приведены некоторые характеристики таких систем, коммерчески распространяемых в Европе. Несмотря на довольно высокую стоимость, они пользуются устойчиво растущим спросом. Очевидно, в связи с ростом объемов перевозок в направлении Восток-Запад, этот спрос будет и дальше расти. Начинают проявлять интерес к таким системам и отечественные перевозчики.
Таблица 11.17