Социолингвистический и психолингвистический подходы к определению функций языка и речи
Тема 2 Сущность языка
Язык как социальное явление
Язык и речь
Функции языка
Система и структура языка
Язык как знаковая система
Язык как динамическая система
Язык как социальное явление
История науки о языке свидетельствует, что вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:
- язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека («Языки, эти образованные в звуковой материи природные организмы..., проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам, — писал А. Шлейхер в работе «Немецкий язык». — Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных. Как и эти последние он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения»');
- язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа — человеческого или божественного («Язык, — писал В. Гумбольдт, — представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».);
-язык есть явление психосоциальное, имеющее, по словам И.А. Бодуэна де Куртенэ, «коллективно-индивидуальное» или «собирательно-психическое» существование, при котором индивидуальное является одновременно и общим, общечеловеческим;
-язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе («Язык есть социальный элемент речевой деятельности,— говорил Ф. де Соссюр,— внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять». В более заостренной форме эту же мысль выразил американский лингвист У. Уитни, который так говорил о языке: «Если мы хотим дать языку имя, которое наиболее точно выявит его сущностный характер,... мы назовем его учреждением, одним из учреждений, создающих человеческую культуру»).
В разных определениях язык понимается то как явление биологическое (или природное), то как явление психическое (индивидуальное), то как явление социальное (общественное). Если признать язык явлением биологическим, то его следует рассматривать тогда в одном ряду с такими способностями человека, как есть, пить, спать, ходить и т.д., и считать, что язык наследуется человеком, так как заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам, так как язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих (ср. ситуацию с детьми, находившимися в длительной изоляции и воспитывавшимися в среде животных: говорить они не умели), хотя нельзя не признать, что человек обладает врожденной языковой способностью, позволяющей ему уже в первые годы усвоить систему знаков конкретного языка и правила комбинации этих знаков при построении текста, однако реализация этой языковой способности происходит в процессе общения человека с окружающими людьми - носителями данного языка. Вряд ли правомерно считать язык и явлением психическим, возникающим в результате действия индивидуального духа — человеческого или божественного. В этом случае человечество имело бы огромное множество индивидуальных языков, что привело бы к ситуации вавилонского смешения языков, непониманию друг друга даже членами одного коллектива.
Язык — явление социальное: он возникает и развивается в человеческом обществе и прекращает свое существование, если перестает существовать народ, который на нем говорит. При делении народа на более или менее автономные части (территориально изолированные группы, социальные, профессиональные группы) появляются и новые разновидности языка. Язык сопровождает человека во всех делах, вне зависимости от его желания присутствует в его мыслях, участвует в планах. Владеть родным языком, пользоваться речью взрослому человеку кажется настолько же естественным и само собой разумеющимся, как, например, уметь улыбаться или ходить.
Язык и речь
Как свидетельствует история языкознания, понятия язык и речь часто не различались: либо язык сводился к речевой деятельности индивидуума, либо речь и ее влияние на язык полностью игнорировались. Между тем язык и речь, образуя единый феномен человеческого языка, не тождественны друг другу.
О необходимости разграничивать эти понятия говорил еще В. Гумбольдт («Язык как совокупность его продуктов отличается от отдельных актов речевой деятельности»). Однако теоретическое обоснование этого положения дали Ф. де Соссюр и Л.В. Щерба. Швейцарский ученый, в частности, предложил различать язык (langue) и речь (parole). Хотя в своем существовании они взаимосвязаны («Язык необходим, чтобы речь была понятна, речь необходима, чтобы установился язык: исторически факт речи всегда предшествует языку»), однако все же не сводимы друг к другу и не могут рассматриваться в одной плоскости. «Это две вещи совершенно различные», — говорит Ф. де Соссюр. Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному («Речь — это индивидуальный акт воли и понимания»), вместе с тем язык и речь — это две стороны речевой деятельности человека. Поэтому он призывал разграничивать лингвистику языка (объектом которой является собственно язык) и лингвистику речи (изучающую особенности индивидуальной речи). Творческое развитие основных положений теории Ф. де Соссюра содержится в статье Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Щерба предложил различать не два, а три аспекта языка: речевую деятельность (т.е. процесс говорения и понимания), языковую систему (т.е. грамматику языка и его словарь) и языковой материал (т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в акте общения, или, говоря языком современной лингвистики,— тексты).
В современном языкознании феномен языка рассматривается в трех аспектах: язык, речь и речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности в целом.
Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:
1) язык — это средство общения, речь — это производимый этим средством вид общения, т.е. речь — это воплощение и реализация языка, который через речь выполняет свою коммуникативную функцию; язык противостоит речи как потенция ее реализации: язык потенциально существует в мозгу человека в виде системы грамматических правил, набора лексических единиц, а реализация этих потенциальных возможностей языка происходит в речи;
2) язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
3) язык стабилен, пассивен и статичен, он устойчив и долговечен, речь же активна и динамична, она неустойчива и однократна, для нее характерна высокая вариативность;
4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа, тогда как речь индивидуальна, она отражает лишь опыт индивида, который не может ни создать, ни изменить язык, ибо язык как социальный продукт усваивается им уже в готовом виде, т.е. язык социален, а речь индивидуальна;
5) язык и речь имеют разную организацию: для языка характерна уровневая организация, для речи — линейная, речь представляет собой последовательность слов, связанных в потоке, язык же вносит в эту последовательность иерархические отношения; язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет (ср. Есенинские стихи: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»);
7) язык отличается от речи как существенное от побочного и случайного: существенными являются нормативные факты языка, закрепленные языковой практикой и отраженные в словарях, справочниках, грамматиках и т.д., побочными являются различные отклонения и колебания, которые встречаются в речи индивида.
Речевая деятельность одновременно и социальна, и психофизиологична. Ее социальная природа заключается в том, что она представляет одну из сторон социальной деятельности человека. Помимо этого, сама ситуация общения имеет социальную структуру: все участники коммуникативной ситуации – общественные личности, включенные в общий социальный контекст. Но при этом, процесс общения невозможен без языка. Говорящий или пишущий постоянно создает новые сочетания слов, но в рамках тех уже существующих правил, образцов, которыми пользуются все говорящие на этом языке.
Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Если язык — это средство общения «в покое», то речь — это то же средство общения, но «в действии».
Функции языка
Вопрос о функциях языка относится к важнейшим в лингвистике. Существуют разные подходы к его решению.
Соотнося язык и речь с человечеством и миром в целом, в качестве основных выделяют их коммуникативнуюфункцию (регуляция связей, отношений внутри общества, обслуживание в нем информационных потоков) и функцию мыслеоформительную,или когнитивную(от лат. cognitio — познание), которая заключается в формировании мысли для других и соответственно для себя, речевом воплощении образа реального мира и воображаемых миров. Первую функцию называют также функцией общения, вторую — функцией обобщения.
Помимо функций ученые выделяют подфункции, т.е. более частные разновидности функций языка, однако чаще всего они сводятся к названным выше двум функциям.
В составе общей когнитивной функции иногда выделяют особую функцию — познавательную(другое ее название — аккумулятивная, т.е. накопительная). Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком, посредством языка. Он, возможно, никогда не был в Австралии, но знает, что там есть кенгуру, утконосы и эвкалипты. Человек может мысленно путешествовать во времени, обращаться к тайнам звезд или микромира — и всем этим он обязан языку. Опыт, добытый при помощи органов чувств, составляет лишь малую часть его знаний.
К важнейшим также относят номинативную,или назывную,функцию языка. Без называния нет познания. Пытаясь понять бесконечно многообразные явления, мы ищем общее между ними, отбрасываем их случайные признаки и выделяем существенные (или те, которые решили считать существенными), а затем закрепляем полученное знание в слове. Это и есть название.
Разновидностью коммуникативной функции является функция регулятивная: язык используется с целью непосредственного воздействия на адресата. Например, следующие высказывания: Как пройти на улицу Мичурина? Обед готов? Придите, пожалуйста, завтра. Не курить! Не надо ничего объяснять. В целом регулятивная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческих обществах.
Социолингвистический и психолингвистический подходы к определению функций языка и речи.
При социолингвистическом, подходе рассматриваются социальные функции языков, т.е. функции различных языков по отношению к исторически конкретным обществам, коллективам. На первый план выходят отношения между всеми разновидностями (формами существования) конкретных языков в конкретные исторические моменты (литературный язык с его стилями и разговорной речью, диалекты, просторечие, социальные и профессиональные жаргоны, специальные языки науки и т.д.) и сферами их использования (бытовая сфера, сфера производства, официального делопроизводства, образования, научной, общественно-политической деятельности, сфера художественного общения). Поэтому говорят о функциях общения бытового, производственного, делового, общения в сфере начального, среднего образования и т.д.
Используя язык в той или иной коммуникативной сфере, общество постепенно приспосабливает его к наиболее эффективному исполнению данной функции. Так возникают социальные, стилистические и другие разновидности языка.
При психолингвистическомподходе функции языков рассматриваются по отношению к компонентам ситуации текущего общения, поэтому количество функций высказывания равно количеству обязательных компонентов ситуации высказывания. Функция речи в таком понимании — это отношение высказывания:
1) к отправителю (адресанту);
2) получателю (адресату);
3) предмету речи;
4) контакту между коммуникантами (каналу связи);
5) языку общения (коду);
6) к самому себе, поскольку высказывание — также обязательный компонент этой ситуации.
По отношению к миру, выступающему в качестве темы высказывания, последнее выполняет репрезентативную функцию, т.е. представляет, замещает мир в речевом общении. Темой может быть любое явление: все бывшее, настоящее и будущее, реально существующее и вымышленное, конкретные вещи и отвлеченные понятия, природа и люди. Словарь, способы образования новых слов и значений, модели словосочетаний, предложений — все это специальные средства реализации данной функции.
Функция высказывания по отношению к его автору — экспрессивная: о чем бы ни говорил или ни писал, автор, он одновременно так или иначе выражает посредством высказывания самого себя. Выбирая те или иные способы построения речи, говорящий демонстрирует собственный уровень владения языком, свое образование, социальную принадлежность, некоторые психические свойства.
Отношение высказывания к адресату речи образует апеллятивную функцию, или функцию воздействия. В ее распоряжении находятся многообразные лексические средства и грамматические формы (например, тип синтаксической конструкции, категория наклонения глагола), а также интонация, порядок слов и т.п.
Отношение высказывания к контакту образует фатическую (от лат. fatus — пустой), или контактоустанавливающую, функцию. Человеку всегда нужно определенным образом вступить в разговор (окликнуть собеседника, поприветствовать его, напомнить о себе и т.п.) и выйти из разговора (попрощаться, поблагодарить и т.п.). Все мы иногда участвуем в разговорах, казалось бы, «ни о чем»: о погоде и об общих знакомых, о футболе (мужчины), об одежде и детях (женщины). Впрочем, и такие разговоры необходимы: не включая «жизненно важной» информации, они содержат некоторое (важное для существования в коллективе) сообщение: «мы с вами — свои люди» или «я к вам хорошо отношусь».
Связь между высказыванием и языком (кодом) образует метаязыковую функцию. Она проявляется в том, что любое высказывание несет в себе информацию о языке, поскольку может служить образцом, по которому строятся подобные ему высказывания. Например, по аналогии с предложениями: На улице холодно или В комнате чисто нетрудно создавать такие, как: В лесу сыро; На площади людно; В доме темно и т.д. Если темой высказывания становятся сами общающиеся и любые другие компоненты ситуации общения, имеет место метакоммуникация. Например, вводные элементы, вставляемые в текст, чтобы сделать ясной его логическую структуру и композицию (во-первых, во-вторых ит.д., с одной стороны, с другой стороны, начнем с того, что..., обратим внимание на то, что..., как уже было сказано, к этому мы еще вернемся, итак и т.п.), образуют в совокупности метатекст, или текст о тексте, параллельный основному, комментируемому, тексту.
Способность высказывания направлять внимание на свою форму в наибольшей степени присуща художественной речи, поэтому данная функция получила название поэтической. Однако не следует думать, будто высказывания обладают этой функцией лишь в ткани художественного произведения. Казалось бы, мы не задумываемся о форме своей речи в устном общении, но все же обычно говорим определенным образом: просто или витиевато, стандартно или оригинально и т.д., надеясь при этом, что наши «формальные» усилия будут: оценены.