Процесс коммуникаций и эффективность управления
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часть II
Воронеж
ВГТУ 2013
|
Воронежский государственный технический
университет
Н.М. ПАРШИН
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
ЧАСТЬ II
Рекомендовано: студентам направления 080400.62 «Управление персоналом»
Издание третье, переработанное и дополненное
Воронежский государственный технический университет
|
ББК 65.9(2)21-65.9(2)-21.8 Ж 68 |
Автор:
Паршин Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.
Рецензенты:
Колесникова О.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления Воронежского государственного университета.
Вандышева С.В.,кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.
Паршин Н.М. Основы менеджмента и управленческой деятельности: Учебное пособие. – Воронеж ВГТУ, 2013. Ч-II. 161с. ISBN S-8231-0051-S |
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются: сущность менеджмента, развитие его теории и практики, методы управления, организация управления и связующие процессы управления. Во второй части рассматриваются: трудовой коллектив как объект управления, личность в трудовом коллективе, лидерство и стиль руководства, управление конфликтами и стрессами, эффективность менеджмента организации.
Учебное пособие рекомендовано для студентов технических вузов специальности «Управление персоналом».
| ББК65.9(2)21-65.9(2)-21.8 © Издательство ВГТУ 2013г. |
ВВЕДЕНИЕ
Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, борьбе за рынки, требует необходимости овладения управленческими работниками секретами управления как экономическими, так и социальными процессами в организациях. Это может быть достигнуто путем постижения науки и искусства менеджмента.
Менеджмент – сложное социально-экономическое явление. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент и менеджеры присущи рыночной экономике. Хорошим менеджером считается специалист, который для своей организации создает новые рынки, который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным при рациональном использовании ресурсов.
Настоящее учебное пособие ознакомит с современными методами управления и спецификой принятия управленческих решений в сфере управления персоналом организации, научит использовать знания применительно к конкретной экономической ситуации. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования направления 080400.62 «Управление персоналом».
Тема 10. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ
Процесс коммуникаций и эффективность управления
Коммуникации и принятие управленческих решений относятся к связующим процессам управления, поскольку связывают функции планирования, организации, мотивации и контроля.
Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого аппарат управления (руководитель) получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными. В общем виде процесс коммуникаций на предприятии характеризуется следующим образом (рис.12).
Коммуникация | |||||||||
Предприятие | Товары | Рынок - рынок сбыта -поставки - рабочая сила - сырье - капитал | |||||||
(сбыт) | |||||||||
Деньги (оборот) | |||||||||
Поток товара | |||||||||
Поток денег | |||||||||
Поток информации | |||||||||
Рис. 12. Процесс коммуникаций на предприятиях.
Коммуникация приобрела значение для делового развития в силу двух причин. Во-первых, руководители получают информацию посредством общения со своим окружением и внутри своих предприятий. Во-вторых, коммуникация представляет собой наиболее действенный инструмент достижения высокой эффективности деятельности предприятия.
Коммуникация подразумевает двухсторонний поток информации, когда одна сторона и получает информацию, и отвечает на нее незамедлительно или по прошествии какого-то времени.
В настоящее время коммуникация располагает богатым арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным общением личности, символизирующей процесс перемен. Вот почему способность общаться, коммуникабельность является одним из основных качеств настоящего руководителя.
Размышляя об обмене информацией, обычно думаешь о людях, которые говорят в процессе личного общения или в группе на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты.
Предприятия пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с внешним окружением (поставщики, потребители). С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. Обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты и т.д., циркулирующие внутри предприятия, зачастую являются реакцией на возможности и проблемы, создаваемые внешним окружением.
Кроме коммуникаций между предприятием и его средой существуют коммуникации между уровнями и подразделениями предприятия.
Информация перемещается внутри предприятия с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций (межуровневые коммуникации). Она может передаваться с высшего уровня на низший. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях и т.п.
Помимо обмена по нисходящей, предприятие нуждается в коммуникациях по восходящей. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей, предприятия нуждаются и в горизонтальных коммуникациях.
Поскольку предприятие – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы все элементы работали совместно, продвигая предприятие в нужном направлении. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений.
Наиболее очевидным компонентом коммуникаций на предприятиях являются отношения между руководителем и подчиненным. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с проявлением задач, приоритетов и ожидаемых результатов, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.
На предприятиях существуют и неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций – это распространение на предприятии слухов.