Виды информационных систем
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже регионов стран (рис. 6.2)
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:
Ø Плановые;
Ø Диспозитивные (или диспетчерские);
Ø Исполнительные (или оперативные).
|
|
|
Рисунок 6.2 – Виды информационных систем, применяемых в логистике
[1] - стр.236
Минимальные технические требования к простейшей системе
Требования к логистических информационным системам:
Ø Стандартизованные технические интерфейсы и протоколы передачи данных;
Ø Возможность для партнеров доступа к прикладным программам;
Ø Объединение существующих систем банков данных и возможность для партнеров доступа ним;
Ø Однократная безошибочная регистрация данных;
Ø Организация селективного санкционированного доступа к данным;
Ø Обработка или архивация данных в момент в месте возникновения;
Ø Открытость архитектуры системы.
[1] – стр.235
6.4 Информационные технологии для логистики
Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя электронную вычислительную технику и средства связи ее между собой. Основной частью технического обеспечения в этом случае является ЭВМ.
Одним из основных блоков современной электронной вычислительной машины является процессор – устройство, осуществляющее запрограммированную обработку данных. Развитие электроники позволило производить процессоры очень небольших размеров, обладающие значительным быстродействием и объемом памяти ЭВМ, выполненную на базе микропроцессоров, относят к микро- ЭВМ.
Широкое проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повседневным элементом оргтехники для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться, ему поверили.
Программное обеспечение компьютеров дает возможность на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации.
Логистический подход к управлению материальными потоками предусматривает непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а так же оперативную корректировку его движения.[1]– стр.245-246
Зарубежный опыт
Зарубежные информационные системы для решения задач логистики, маркетинга, производства
Система фирмы SSA “Business planning and controlling system” - система планирования и управления предприятием любого профиля. Включает в себя 40 взаимосвязанных программных продуктов, модулей и т.д. Она рассматривает как непрерывные, так и дискретные производственные процессы. Для деятельности предприятий, состоящих из нескольких фирм. В 92г. система была установлена на 57 тыс. предприятий в 60 странах, в 150 городах. Ее используют L’Oreal,
Proctor&Gamble, SONY, BASF, Shell.
Фирма “Baan International” - система “TRITON” - интегрированная открытая система, базируется на операционной системе UNIX. Пакет “Инструменты” содержит в себе систему управления базами данных, специальный язык программирования. Особенности методологии внедрения - скорейший возврат инвестиций в информационную систему - за счет ускорения времени установки.
На конец 94 года фирма имела 1800 установок. Пользователи - PHILIPS,
Hitachi, ECCO, и др.
Система R2 и R3 немецкой фирмы SAP AG. На 94 г. 84 из каждой сотни промышленных предприятий Германии используют эту систему. Решения по логистике (продажа, управление материальными потоками, техническое обслуживание, создание гибких производственных и распределительных сетей).
R3 частично внедряется на ГАЗе, используется на фирме “Boeing”.
Цели и роль информационных потоков в логистических системах.
Важность информационной логистической системы прежде всего заключается в том что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. И от степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы управления в целом.
Благодаря функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня “лестницы целей” организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация).
Соответственно информационную пирамиду организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды.