Помогите ребенку хорошо себя чувствовать. Создайте условия

q Третий закон обучения - ЗАКОН ЯЗЫКА.

· Язык - средство передачи мысли. Он как кабель передает телеграммы в виде сигналов телеграфисту, которому необходимо вновь расшифровать услышанные звуки.

· Язык, используемый в процессе обучения, должен быть общим для учителя и ученика. Говори на языке ребенка! Помни, что его словарный запас ограничен.

· Язык - это система искусственных знаков и символов, предназначенная для взаимного обмена мыслями и чувствами.

· Он может состоять из наскальных картинок первобытных племен, алфавитных систем цивилизованных народов, жестов глухонемых, воспринимаемой на слух устной речи.

· Степень языкового общения определяется не тем, что говорящий пытается выразить в рамках своих представлений, а восприятием и осмыслением слушающего.

· Слово имеет для нас смысл, если мы знаем, что оно означает. В противном случае, без осмысленного восприятия слух улавливает слово как пустой звук, ничего не значащий знак.

· Наши языковые возможности ограничены изученным материалом. Словарный запас учителя может быть во много крат больше, чем у ученика, но идеи ребенка представлены его словарным запасом, поэтому учитель должен войти внутрь детской сферы степени знания языка, если он хочет быть понятым. За пределами этой сферы язык учителя будет воспринят без должного значения или даже превратно, по мере возрастания соотношения незнакомы слов к знакомым.

· Слова могут притягивать или отталкивать в зависимости от той идеи, которую они несут.

· Многие слова в нашем языке имеют больше чем одно значение. Во многих случаях ученик будет добавлять странные, ошибочные и превратные значения к обычным словам, таким образом, ошибочные представления могут оставаться не исправленными на протяжении многих лет.

· Урок успешен, когда ребенок может пересказать его своими словами, а не повторять чьи-то сформулированные определения, состоящие из полностью незнакомых слов.

· «Уста преображают мысли». Умея ясно выражать мысль, мы постигаем истину. Но чтобы преобразовать разговор в мышление, необходимо прилагать самостоятельные усилия, а не бездумно цитировать чужие слова. Ученик должен учиться выражать свои мысли вслух.

· Язык ребенка определяется не только прогрессом его развития, но и обогащением его познаний.

· Новые слова следует вводить с появлением новых предметов или новых идей; но мысль должна предшествовать слову, уже ставшему знакомым, чтобы оно вело и освещало, а не заслоняло восприятие ребенка.

· Слова - не единственный способ выражения мысли. Глаза, голова, руки, ноги могут использоваться в речи, говоря сами за себя. У племен дикарей, чей язык слишком беден, язык жестов часто заменяет обычную речь.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Постоянно и внимательно изучайте язык учеников, чтобы узнать их словарный запас и тот смысл, который они вкладывают в эти слова. Говорите просто, используйте обычный разговорный язык, знакомые детям слова и примеры. Не говорите Библейским языком, которого дети не понимают. А употребляя новые слова, объясняйте их значение, чтобы ребенок возрастал в словарном запасе.

2. Добивайтесь от них наиболее полного знания материала, старайтесь понять их идеи и способы выражения, чтобы суметь исправить допущенные ошибки.

3. Старайтесь изъясняться на языке, понятном ученикам, поправляя их каждый раз, если они неправильно поняли смысл ваших слов.

4. Используйте как можно меньше слов и самые простые из них для дачи материала. Ненужные слова добавляют ребенку работы и могут стать причиной непонимания.

5. Делайте предложения простыми и короткими. Длинные предложения ослабляют внимание и смущают учеников.

6. Если ученику явно не удается вас понять, повторите свою мысль, делая ее как можно проще для восприятия.

7. Используйте иллюстрации для объяснения смысла слов; маленьким детям будут понятнее объекты природы и картинки. Приводите примеры из жизни ваших учеников.

8. Если нужно выучить новое слово, сначала давайте идею этого слова. Лучше всего это может быть сделано через простые примеры, тесно связанные с жизнью детей.

9. Пытайтесь увеличить словарный запас детей, но в то же время помогайте сделать значение слов понятным. Настоящий рост словарного запаса ребенка обозначает рост его знаний и силы.

10. Так как приобретение знания языка является одной из самых главных целей обучения, не позволяйте своим ученикам просто слушать вас долгое время, старайтесь вовлечь их в беседу.

11. Здесь, как и везде при обучении маленьких детей, умерьте спешку. Перед тем как добавить новое слово, необходимо хорошо выучить старые слова.

12. Чаще проверяйте, понимает ли ученик слова, которые он использует, чтобы убедиться, что он не придает им неправильный смысл.

13. Хорошие учителя не используют слова, непонятные классу или которые могут быть истолкованы неправильно.

14. Единственный, необычный или неправильно понятый термин часто нарушает понимание, и учитель, заметив это, должен восстановить его. Дети не всегда просят объяснить им непонятные слова, иногда их останавливает страх перед учителем, иногда смущение перед собственным невежеством.

15. Если не давать детям говорить, их словарный запас никогда не увеличится.

16. Много изучаемых в школе тем лежит за рамками привычной жизни и языка детей; причем каждая наука имеет свой язык, который должен освоить ученик. В этом заключена одна из проблем и для учителя воскресной школы, так как факты и истины Библии легко могут быть неправильно поняты из-за тех полу понятных терминов, которыми они были описаны.

q Четвертый закон обучения - ЗАКОН ОБУЧЕНИЯ НОВОМУ.

Изучайте новое через уже известное старое.

· Процесс обучения должен продвигаться в определенном направлении. Этим направлением должен быть поход за знаниями.

· Обучение должно идти постепенно. Шаг за шагом, связывая один факт или концепцию с другим, чтобы конкретные вещи плавно переходили в более общие и абстрактные, так же как предпосылки ведут к выводам, а понимание явлений природы - к законам. Каждая понятная идея становится частью знаний ребенка и служит отправным моментом для следующего продвижения. Перед каждым новым шагом вперед нужно четко усвоить информацию старого, иначе ученики обнаружат себя в абсолютно незнакомом месте без соответствующей подготовки.

· Ученик, знающий один урок, наполовину продвинулся в следующем.

· Знание состоит из фактов, собранных вместе с управляющими ими законами и связями. Факты объединены в системы, согласно различным признакам. Каждый факт ведет к следующему и объясняет его. Старое открывает новое, новое подтверждает и поправляет старое.

· Перед тем как полностью раскрыться и занять свое место в круге знаний ученика, новые элементы знания должны быть рассмотрены во взаимосвязи с другими, уже известными ему фактами и истинами.

· Уже имеющиеся в распоряжении ребенка знания должны помогать ему в осмыслении новых фактов и законов, или они останутся непонятыми.

· Новый материал должен объясняться на языке, черпающем свои значения из уже знакомого и известного.

· Облако непонимания, повисшее над вчерашним уроком, бросает тень и на сегодняшний урок. Наоборот, всесторонне понятый урок помогает пролить свет на последующий.

· Полное овладение материалом - вещь относительная. Существует большая разница в понимании разных детей. Что для одних детей ясно как день, другим представляется темным лесом. Беседа помогает выявить эти различия.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Выясните, что ваши ученики знают о предмете, который вы собираетесь им преподавать; это должно стать вашим отправным моментом.

2. Постарайтесь определить знания и жизненный опыт большинства учеников; дайте им почувствовать их значимость и ценность.

3. Помогайте вашим ученикам четко излагать свои мысли, что явится средством лучшего понимания ими изученного материала.

4. Начинайте с фактов и идей, которые ученик может понять, сделав всего один шаг от знакомых ему вещей; так, география начинается с родного города ребенка, история - с его собственных воспоминаний, нравственность - с его сознания.

5. Старайтесь связывать каждый урок с предыдущим, а также со знаниями и опытом учеников.

6. Представляйте материал урока таким образом, чтобы один его раздел легко и естественно переходил в другой.

7. Соотносите шаги урока с возрастом и знаниями ваших учеников. Не утомляйте детей слишком длинными уроками или упражнениями, и наоборот, не обманывайте ожиданий более старших учеников, предлагая им слишком легкий материал.

8. Приводите в качестве примеров самые распространенные и знакомые объекты, подходящие для этих целей.

9. Давайте самим ученикам возможность приводить примеры из собственного опыта.

10. Как можно более доходчиво разъясняйте ученикам каждый новый факт или принцип; пытайтесь сделать его настолько понятным и привычным, чтобы он мог быть использован при объяснении нового материала.

11. При любом удобном случае предоставляйте детям возможность использовать их собственный опыт и полученные знания для приобретения и понимания нового. Учите их, что знания - это сила, показывая, как оно действительно помогает решать проблемы.

12. Уделяйте достаточно времени каждому новому разделу урока, чтобы последующие объяснения основывались на хорошо усвоенном предыдущем материале.

13. Старайтесь выбирать те задачи, которые вы ставите перед своими учениками из их повседневной жизни, таким образом, увеличивая шансы того, что это будут реальные, а не искусственные проблемы.

14. Помните, что дети учатся думать, а чтобы думать правильно, им необходимо научиться решать проблемы, с которыми они сталкиваются в школе и за ее стенами.

q Пятый закон обучения - ЗАКОН ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ЗАКОН УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА).

Возбуждайте и направляйте самостоятельные действия ученика и возьмите себе за правило не говорить ему ничего, что он может познать сам.Или другими словами, сделайте вашего ученика исследователем истины - заставьте его самого искать ее.

· Фактически, работа учителя заключается в пробуждении и подключении к работе сознания ученика, побуждении его к самостоятельным действиям.

· Мы можем учиться без педагога. Все мы в разной степени самоучки (задолго до того, как дети попадают в школу, они узнают сотни фактов, иногда с помощью родителей или других людей, иногда своими собственными усилиями). Истинной задачей учителя является создание наиболее благоприятных условий для самообучения.

· Зачем же нужны школы и учителя? Знание в своем естественном состоянии разбросано и запутано. Школа выбирает для своего курса обучения то, что она считает наиболее полезным из опыта человечества, обрабатывает и предлагает это ученикам вместе с возможностями обучения. Книги и учебные пособия могут служить картой территории для освоения и тропами, ведущими через поля знаний. Успешным обучением будет называться не то, которое дает знания, а то, которое стимулирует учеников к их приобретению. Лучше учит тот, кто учит меньше.

· Настоящим руководителем является тот учитель, чье знание преподаваемого предмета дает ему возможность направлять усилия ученика, экономить его время и силы, избавлять от бесполезных трудностей. Никакая помощь школы или учителя не может заменить работу ума или забрать у ученика жажду к необходимым ему знаниям.

· Чем быстрее учитель откажется от идеи, что он может сделать своих учеников умными, путем тяжелой работы над их пассивным сознанием, тем скорее он станет хорошим педагогом.

· Ученик должен учиться для себя или его знание будет лишь названием. Ученик, которого обучают, но который не учится сам для себя, напоминает человека, которого кормят с ложечки, не давая ему есть самому; очень скоро он потеряет как аппетит, так и силы.

· Уверенность в наших собственных силах является необходимым условием их успешного использования. Эта уверенность может быть приобретена только с помощью самостоятельного, добровольного и независимого использования способностей.

· Самостоятельные действия разума не приводят сами себя в работу. Необходимо побуждение или стимул, чтобы включить их в работу. В раннем периоде жизни на нас сильнее действуют внешние стимулы, а в более зрелые годы внутренние возбудители вызывает более охотный отклик.

· Ян Амос Коменский: «Большинство учителей сажает растение, вместо семян; вместо того чтобы начинать с элементарных вещей, они сразу помещают ученика в хаос книг и разнообразных исследований».

· Разница между учеником, работающим для себя и тем, который работает только по указке, очевидна. Один представляет собой свободную личность, другой - машину. Первого работа привлекает и, подстегиваемый своим интересом, он работает, пока не столкнется с какой-то проблемой или не выполнит задание до конца. Второй же двигается, если только его подталкивают и останавливается там же где останавливается учитель. Одного движет собственная активность, другого - заимствованный импульс. Первого можно сравнить с горным потоком, питаемым живыми источниками, второго - с канавой, которую чья-то рука наполнила из насоса.

· Работа разума практически ограничена областью требуемого ему знания (у ботаника возникнет сильнейший интерес при извести о находке неизвестного науке растения, но, возможно, ему буде все равно, узнай он о новом камне или звезде).

· Сила мысли углубляется и растет еще больше с увеличением приобретенных знаний.

· Двумя главными источниками интереса, посредством которых может быть пробужден разум, является любовь к знанию ради него самого и желание знания, чтобы использовать его как орудие в решении проблем или для получения другого знания.

· В зависимости от склонностей и достижений учеников, умственный аппетит будет менять свою форму и характер.

· Как пищеварительные органы должны выполнять свою работу, переваривая независимо от того, какую пищу они получают, усваивая ее и таким образом строя различные ткани и органы тела, так же и разум должен уметь выполнять свою функцию без внешней помощи, строя, насколько это у него получается, концепции, веру, цели и все проявления ума и характера.

· Только плохой педагог предпочтет бесконечно говорить сам, вместо того, чтобы наблюдать и направлять ход мысли своих учеников.

· Живым и научным является тот разум, который никогда не прекращает задавать вопросы и искать ответы. Образование ребенка начинается сразу же, как он начинает задавать вопросы.

· Объяснение, которое ставит все на свои места и прекращает все вопросы, обычно останавливает и мыслительный процесс.

· Знание приходит через размышление, а не потому, что так было сказано.

· Если необходимо запомнить какие-то факты или принципы, то внимание должно быть сконцентрировано на них все время и приложено сознательное усилие для запоминания.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Сообразуйте уроки и задания с возрастом и знаниями учеников. Самые маленькие дети будут больше интересоваться тем, что относится к области чувств, и особенно к действиям; более взрослых привлекут рассуждение и проблемы, требующие размышлению.

2. Выбирайте уроки, которые относятся к окружающей действительности и склонностям учеников.

3. Тщательно продумывайте материал предмета и урока, находя в нем точки соприкосновения с жизнью учеников.

4. Возбуждайте интерес учеников к уроку вопросом или утверждением, которое может пробудить интерес. Намекните, что можно найти что-то стоящее, если внимательно изучить урок, а позже обязательно узнайте, какую истину они обнаружили.

5. Чаще ставьте себя на место учеников и присоединяйтесь к поиску какого-либо факта или принципа.

6. Подавляйте ваше нетерпение и позвольте ученику самому объяснить. Иногда ученики обижаются, чувствуя, что могли бы ответить, если бы вы ему дали достаточно времени для этого.

7. Во время всех классных упражнений постоянно возбуждайте новый интерес и активность учеников. Начинайте с вопросов, чтобы исследование исходило от класса. Урок обязательно должен заканчиваться новыми вопросами.

8. Наблюдайте за каждым учеником, чтобы заметить, насколько он любознателен, с целью пробуждения его активности к восприятию.

9. Считайте своей главной обязанностью пробуждать разум своих учеников и не успокаивайтесь, пока каждый ребенок не проявит свою умственную деятельность, задавая вопросы.

10. Подавляйте желание рассказать все, что вы знаете или думаете об уроке или предмете. Если вы рассказываете что-то в качестве иллюстрации или объяснения, дайте этому начаться с нового вопроса.

11. Давайте ученику время подумать после того, как убедились, что его разум активно работает, и воодушевляйте его задавать вопросы, если он зашел в тупик.

12. Не отвечайте слишком быстро на заданные вопросы, если он зашел в тупик.

13. Учите детей задавать вопросы: Что? Почему? Как? Где? Когда? С помощью кого? Что из этого следует?

14. Опросы не должны быть изнурительными, но они должны предоставлять полную возможность для стимулирования мысли и усилий учеников.

q Шестой закон обучения - закон процесса изучения (обучения).

Изучение (познание) - осмысление новой идеи или мысли, а также нового навыка или мастерства или, другими словами, сознание ученика должно четко представлять себе изучаемую истину.

· Простая демонстрация учителем своих знаний перед учениками не является обучением. Настоящее изучение - это не просто заучивание и повторение слов и идей учителя. Процесс образования заключается больше в работе ученика, чем учителя.

· Различие между подлинным открытием истины и узнаванием ее от других:

- Открытие происходит в процессе настоящего исследования и поиска, которые включают в себя пробы и ошибки, поэтому обычно медленны и трудоемки.

- Изучение же идет через разъяснение, и этот процесс может быть легким и скорым.

· Ни одно настоящее изучение не является целиком повторением мыслей других.

· Перед учеником должна стоять цель - стать независимым искателем в море знаний, а не просто пассивным учеником в руках других. Как подлинный исследователь, ученик должен постоянно искать новые факты и принципы. Учитель и ученик должны поставить себе за правило добиваться их полного понимания и усвоения.

Стадии процесса обучения:

1.Ученик заучивает материал, чтобы потом повторить или процитировать книгу слово в слово; учитель требует дословного воспроизведения материала,

2.Ученик понимает смысл материала. Учитель заботится о том, чтобы донести смысл урока до учеников.

3.Ученик может точно пересказать мысль своими словами, не искажая ее смысла. Тот, кому это удается, продвинулся от работы простого изучения, превратившись в исследователя. Он научился обращаться с собственными мыслями так, как и с мыслями других.

4.Ученик начинает искать доказательства изучаемых утверждений. Тот, кто может обосновать причину, по которой он верит во что-то, является лучшим учеником и более сильным верующим, чем тот, кто верит, но не знает почему. Даже самые маленькие дети будут больше привязаны к истине, если сумеют понять ее причину.

5.Ученик ищет применение полученных знаний. Каждый факт тесно связан с жизнью, а каждый принцип имеет свое применение, и пока они не найдены, все эти факты и принципы бесполезны. Ребенок, который находит применение тому, что он узнал во время урока, становится вдвое заинтересованным и добивается двойных успехов в школьной работе. То, что когда-то было бесполезным знанием, становится житейской мудростью.

· Помочь ученику могут следующие вопросы: О чем говорит урок? Какой смысл заложен в этом? Как я могу передать урок своими словами? Верю ли я тому, что говорит мне урок, и почему? Что хорошего я узнал, и как я могу применять и использовать те знания, которые содержатся в нем?

Ограничения закона:

1. Возраст учеников. Умственная деятельность маленьких детей опирается на их чувства. Их знание урока будет в большей степени сведено к фактам, которые привлекают глаз или могут быть проиллюстрированы чувствами. Чуть позже стремление учеников к выполнению каких-то активных мероприятий может быть выгодно использовано при их обучении. Когда время близится к зрелости, молодые люди все больше думают о причинах, и их заинтересует больше всего тот материал, который содержит в себе вопросы о причинах и дает выводы.

2. Отличия разных областей знания. В каждом отделе знания имеются определенные доказательства и применения, и, следовательно, работа закона процесса изучения будет меняться, чтобы отвечать этим условиям.

Практические советы учителям:

1. Помогите ученику ясно сформулировать идею предстоящей работы.

2. Предупредите его, что слова для урока были тщательно выбраны, что они имеют определенное значение, которое важно выяснить.

3. Дайте ему понять, что обычно подразумевается больше, чем говорится.

4. Попросите его рассказать своими словами смысл урока, как он его понимает, и не отступайте, пока он не выразит свою мысль.

5. Позвольте вопросу «Почему?» звучать так долго, пока ученик чувствует, что ему необходимо знать причину каждого утверждения.

6. Старайтесь сделать ученика независимым исследователем, искателем истины.

7. Постоянно ищите возможность развивать в учениках глубокое уважение к истине как к чему-то благородному и постоянному.

Нарушения закона:

1. Спешка при продвижении вперед не дает времени на обдумывание материала.

2. Учитель слишком настаивает на повторении языка учебника, так что у ученика нет никакого побуждения, пытаться использовать свои слова для выражения мысли. Таким образом, он чувствует, что слова - это все, а смысл - ничто. Учащиеся часто заучивают наизусть какие-то определения, не подозревая, что в них скрыт какой-то смысл.

3. Неумение настоять на подлинном осмыслении учениками пройденного материала.

4. Часто не задаются вопросы о причинах изучаемой темы на уроке, или причина не указывается. Ученик верит тому, что говорит книга, потому что там так написано.

5. То, что знания, полученные на уроке, можно как-то использовать, является последним, что приходит в голову многим ученикам.

q СЕДЬМОЙ ЗАКОН ОБУЧЕНИЯ - ЗАКОН АНАЛИЗА И ПРИМЕНЕНИЯ

Завершение, проверка и подтверждение работы обучения должны быть сделаны через повторение (пересмотр) и применение.

Главные цели пересмотра:

1. Усовершенствовать знание.

2. Подтверждать знание.

3. Поддерживать знание в готовности к применению.

· Пересмотр больше, чем механическое повторение. Механическое повторение в точности воспроизведет образец; повторение разумом представляет собой переосмысление усвоенного.

· Пересмотры бывают разные, от простого повторения слов урока, или быстрого взгляда, брошенного назад на какой-то факт или фразу, до самого тщательного переобследования новой области. Полное овладение тем материалом, изучение которого было только разведкой. Каждый из видов пересмотра имеет свое место и применение.

· Новый урок или свежая тема никогда не открывается вся сразу. Она отвлекает внимание, и ее новизна может ослепить разум. Когда мы входим в незнакомый дом, мы не знаем, на что обратить внимание в его комнатах, и задерживаем свой взгляд на каких-то предметах мебели или интерьера. Мы должны возвращаться снова и снова и вновь рассматривать окружающие нас предметы, чтобы глаза привыкали к месту, пока весь план здания и назначение всех комнат и их меблировки не будут полностью известны. Нужно снова и снова возвращаться к материалу урока, чтобы рассмотреть в нем все и прийти к настоящему и четкому пониманию его смысла. Все мы замечали, как много нового и интересного можно найти, перечитывая старую и знакомую книгу. Даже в самой хорошо знакомой книге мы часто с удивлением находим свежие мысли и новый смысл в тех отрывках, которые мы, возможно, читали и перечитывали. Настоящий пересмотр всегда добавляет что-то к знанию ученика, который делает его.

· Пересмотр не делается в один час. Ход времени меняет точку зрения. При каждом последующем пересмотре мы рассматриваем урок под новым углом зрения. Когда альпинист поднимается на гору, с каждой новой высоты глаз снова возвращается к тому же ландшафту, но позиция наблюдателя все время меняется. Черты ландшафта видны в разной перспективе, и каждый открывающийся вид больше, всесторонне и завершеннее, чем предшествующий.

· Человеческий разум не достигает свих вершин одним единственным усилием. Существует что-то вроде умственного роста, в результате которого часто проявляются замечательные открытия. Какое-то свежее выражение или вновь приобретенная идея служат ключом к новому уроку, и что было непонятным во время первого изучения, становится четким и светлым при пересмотре.

· Берегись «человека одной книги» - человек, который без конца перечитывает свою единственную книгу, достигает полного овладения предметом, что делает его опасным противником в этой области.

· Частые повторения помогают лучшему запоминанию того, что готово забыться. Каждый пересмотр устанавливает новые связи идей и в тоже время все больше осваивает и укрепляет старые. Урок, который изучался только один раз, изучался для того, чтобы быть забытым. Но тот, который подробно и с повторами пересмотрен, становится частью нашего снаряжения знания. Не то, что ученик однажды выучил и ответил, но то, что он постоянно вспоминает и использует, является верным показателем его достижений.

· Цель настоящего изучения - владеть знанием, как деньгами для ежедневных затрат. Такое овладение знаниями не может быть достигнуто единственным обращением к изучаемому материалу.

· Тексты Писания, которые оказывают на нас самое большое влияние, обычно являются для нас привычными в использовании, и которые при необходимости возникают в уме автоматически.

· Процессы пересмотра должны изменяться в зависимости от предмета изучения, а также от возраста и знаний учеников.

· Любое упражнение, которое вызывает в памяти материал для пересмотра, может служить для пересмотра. Вызывая в памяти какой-то факт или изученную истину и пытаясь найти им применение, мы занимаемся самым практичным и лучшим пересмотром.

Практические советы для учителей:

1. Устраивайте пересмотры всегда по порядку.

2. Назначайте время для пересмотра. В начале каждого урока пересмотрите предыдущий.

3. При окончании каждого урока бросайте быстрый взгляд в обратном направлении на пройденный материал. Почти каждый хороший урок заканчивается подведением итогов. Хорошо, чтобы ученики знали, что любого из них могут вызвать для этого в конце урока.

4. После пяти или шести уроков или при завершении темы сделайте пересмотр с самого начала. Лучшие учителя отводят для этой цели около трети урока. Этим они делают спешку медленной, а прогресс верным.

5. Когда бы ни делалась ссылка на прошлые уроки, не упускайте возможности рассмотреть старые задания под новым углом зрения.

6. Все новые уроки должны быть построены таким образом, чтобы провести пересмотр и найти применение материала предыдущих уроков.

7. Старайтесь провести пересмотр только что изученного материала при первой возможности.

8. Чтобы легко и быстро проводить пересмотры, учитель должен держать в памяти изученный материал большими частями или блоками, готовыми к мгновенному использованию. Таким образом, он сможет в любое время экспромтом начать пересмотр любой части материала. Ученики, видя, что учитель считает необходимым помнить материал и легко воспроизводит в памяти изученное, захотят последовать его примеру, и из честолюбия будут готовиться к его вопросам.

9. Новые вопросы к старому материалу, новые иллюстрации к старым текстам, новое доказательство старых утверждений, новое применения старых истин часто будут отправлять учеников назад с новым интересом к старым урокам, позволяя таким образом провести успешный пересмотр.

10. Окончательный пересмотр, которого никогда не следует пропускать, должен быть всесторонним и нацеленным на поиск нового, группируя разные темы предметов, как на карте, и ведя учеников к овладению уже ставшим знакомым материалом, который он изучил.

11. Найдите столько применений изученному, сколько сможете. Каждое новое применение включает в себя полезный и эффективный пересмотр.

Нарушения и ошибки

1. Полное отрицание пересмотра.

2. Недостаточный пересмотр. Такого рода ошибка допускает торопливый и нетерпеливый учитель, который часто более обеспокоен тем, как успеть пройти весь объем материала, чем заставить учеников включиться в работу.

3. Перенос работы по пересмотру на конец семестра или четверти, когда материал курса уже порядком забыт и пересмотр равносилен слабому повторению с малым интересом к нему и меньшей ценностью.

4. Превращение пересмотра в обычный процесс безжизненного и бесцветного повторения вопросов и ответов, зачастую тех же самых вопросов и ответов, которое использовались первоначально.

Вопросы проверочной работы

Наши рекомендации