Понятие виды промышленной собственности
Понятие "промышленная собственность" было впервые введено в текст ст. 1 Парижской конвенции об охране промышленной собственности на Гаагской конференции 1925г. Предшествующие тексты Парижской конвенции хотя и перечисляли многочисленные объекты промышленной собственности, однако не раскрывали самого понятия. Для объектов права промышленной собственности характерно наличие территориального принципа охраны, который заключается в том, что исключительное право на такой объект действует только в пределах того государства, где это право было получено. Исключительное право на объекты промышленной собственности основывается на специальном охранном документе, выданном компетентным органом (как правило, это патентное ведомство).
промышленные образцы впервые получили правовую охрану на основании Патентного закона 1842 г. (Patent Act of 1842, at large 543, Section 3 e.), действующего в ред. 1952 г. с поправками от 1988 г. В силу весьма жестких требований, предъявляемых в соответствии с этим нормативным актом к новым дизайнерским разработкам, значительное количество последних остается вне сферы правовой охраны.
Естественно, что такое положение не устраивает заинтересованных субъектов, и, прежде всего, авторов новых решений.
В 1954 г. был создан прецедент охраны промышленных образцов в качестве произведений изобразительного искусства (этот период стали именовать "периодом сверхзащиты", и он длился до 1958 г.).
Имели место и попытки защищать новые образцы с помощью законодательства о недобросовестной конкуренции.
В настоящее время в США большинство промышленных образцов подпадают под действие Патентного закона.
Однако в отдельных штатах суды время от времени принимают решения, руководствуясь доктриной "единства художественного творчества", которая основана на признании возможности авторско-правовой охраны всех промышленных образцов, причем независимо от других способов охраны.
В развитых европейских странах, где представлена вся "палитра" возможных вариантов правовой охраны промышленных образцов: от доктрины " единства художественного творчества" (Франция) до полного отрицания авторско-правовой охраны в отношении рассматриваемых объектов ("доктрина разделения", Италия).
Кроме того, существуют разнообразные варианты "частичной охраны", смысл которых состоит в определенных комбинациях элементов различных систем правовой охраны.
Таким образом, проблема, по существу, разрешается в соответствии с волей законодателя, которая, в свою очередь, должна базироваться на объективном анализе экономической ситуации в конкретной стране в конкретный период.
Принято считать, что патентно-правовая система охраны промышленных образцов предпочтительнее для стран с высоким уровнем конкуренции в экономической сфере, тогда как авторско-правовая система в силу ее "либеральности" более подходит странам, где актуальна проблема развития конкуренции.
В связи с предоставлением правовой охраны промышленным образцам обозначились также проблемы, связанные с возможностью "двойной регистрации" и "двойной охраны" данных объектов.
Необходимость специальной регистрации для объектов промышленной собственности обусловлена тем, что в отличие от произведений, охраняемых авторским правом, для которых преобладающее значение имеет форма выражения, для первых важнее содержание. Если форма произведения уникальна и, по общему правилу, не может быть воспроизведена другим лицом, то объекты промышленной собственности могут быть созданы независимо друг от друга несколькими лицами (наиболее известным является спор о том, кто изобрел радио.
В связи с этим необходимо наличие регистрационной системы, которая удостоверит первенство создателя.
Охранные документы (патент, свидетельство) действуют в течение определенного срока, по окончании которого объекты промышленной собственности становятся общественным достоянием, т.е. могут использоваться без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Вместе с тем некоторые права (например, право на обозначение наименования товара) не имеют временных ограничений.
Промышленная собственность требует регистрации, поскольку это та Интеллектуальная собственность, которая связанна с созданием, охраной и использованием объектов, суть которых определена содержанием полученного результата.
Промышленная собственность обязательно регистрируется в государственном патентном ведомстве в установленном порядке и требует наличие патента или свидетельства, только при таких условиях Интеллектуальная собственность приобретает статус промышленной собственности (кроме ноу-_хау).
В России государственное патентное ведомство называется - Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Промышленная собственность регулируется нормами патентного права.
Патентное право это целая отрасль законодательства, нормы которой регулируют и имущественные права и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые возникают в связи с созданием, правовой охраной и использованием интеллектуальной и промышленной собственности.
На объекты интеллектуальной и промышленной собственности патентным правом устанавливается целая система охраны Ваших прав путем выдачи патентов или свидетельств Государственного образца, которые и являются охранными грамотами.
Патентное право – это только составная часть законодательства, связанного с защитой интеллектуальной и промышленной собственности.
Патент и свидетельство – являются документом, который выдает компетентный государственный орган, в Российской Федерации – это Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности - Роспатент.
Изобретение.Изобретение - это творческое техническое решение задачи как результат человеческой деятельности, направленное на удовлетворение определенной потребности в любой отрасли хозяйства.
в соответствии с Законом №3517-1, признается техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, к устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
При этом не могут считаться изобретениями в случае, если заявка на выдачу патента на изобретение касается этих объектов как таковых, следующие объекты:
- открытия, а также научные теории и математические методы;
- решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
- правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
- программы для ЭВМ;
- решения, заключающиеся только в представлении информации.
Заявленные изобретения помимо соответствия определению должны отвечать также и следующим критериям патентоспособности (статья 4 Закона №3517-1):
- новизна;
- изобретательский уровень;
- промышленная применимость.
Изобретение считается новым, если оно неизвестно из существующего уровня техники.
Патент на изобретение – это охранный документ, выдаваемый Роспатентом, который подтверждает право его обладателя на изобретение. Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право его обладателя на использование изобретения.
Полезная модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
Правовая охрана предоставляется полезной модели, , если она является новой и промышленно применимой.
В качестве полезной модели может быть устройство с такими же признаками как изобретение, но относящееся только к устройству.
Оформление заявки на полезную модель также надо начинать с поиска аналога и прототипа.
Заявка на полезную модель составляется аналогично заявке на изобретение.
Патент на промышленный образец – это охранный документ, выдаваемый Роспатентом и подтверждающий право его обладателя на промышленный образец.
Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право его обладателя на использование промышленного образца.
Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на полезную модель, определяется формулой.
Для толкования формулы полезной модели могут использоваться описание и чертежи.
Патент на полезную модель действует пять лет с даты подачи заявки в Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Переходим к понятию промышленный образец.
Промышленный образец - это художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.
Оформление заявки на промышленный образец также требует поиска аналога и прототипа.
Заявка на выдачу патента на промышленный образец должна относиться к одному промышленному образцу.
Если заявка относится к группе промышленных образцов, то они должны быть связанны между собой настолько, что образуют единый творческий замысел- это требование единства промышленного образца.
Заявка на промышленный образец должна содержать:
заявление о выдаче патента с указанием автора или авторов промышленного образца и лица на имя которого испрашивается патент, а также их местожительства или местонахождения;
комплект изображений изделия, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия;
чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, конфекционную карту, если они необходимы для раскрытия сущности промышленного образца;
описание промышленного образца;
перечень существенных признаков промышленного образца.
К заявке на промышленный образец прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты.
Патент на промышленный образец действует в течении десяти лет с даты подачи заявки в Роспатент.
Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец дает Вам право предоставлять лицензии для его использования другими лицами, но лицензионные договоры требуют обязательной регистрации в Роспатенте, без регистрации эти договоры недействительны.
Интересен и объект промышленной собственности - товарный знак (знак обслуживания).
Товарный знак - это объект промышленной собственности, представляющий собой обозначение на товаре или упаковке, проставляемое производственными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара или его производителя.
Понятие «товарный знак» - изобретение отнюдь не современных маркетологов. Ведь товарный знак существовал уже в эпоху Древнего мира, когда желание людей обладать ценными, эксклюзивными и качественными вещами было таким же огромным, как и сейчас.
В те далекие времена товарный знак представлял собой специальное клеймо, по которому потребитель определял, кем и где было изготовлено данное изделие. Товарный знак был своеобразным определителем качества продукта и его свойств. История сохранила для нас, потомков, образцы древней керамики, бесценные ювелирные украшения, памятники изобразительного и прикладного искусства, на которые поместили свой фирменный товарный знак их творцы. Благодаря этому, сегодня даже школьнику известно, что лучшим скульптором древности был Фидий, а лучшие стальные клинки делали дамасские мастера. Однако и во времена расцвета человеческой цивилизации случались досадные происшествия: фирменный товарный знак известных мастеров точно копировался, как и сегодня, что, безусловно, приводило к распространению дешевой и некачественной подделки. Это повлекло за собой принятие многочисленных законов о защите товарных знаков, а, значит, и престижа их владельцев.
Сегодня, как и много веков назад, товарный знак – это ценный объект интеллектуальной собственности. Как и в давние времена, товарный знак помогает потребителю идентифицировать тот или иной продукт, а также принять решение о его приобретении и дальнейшем использовании. Конечно же, товарный знак способствует росту позитивного имиджа самой фирмы-производителя, доверия к ней и к ее продукции.
Это уникальное обозначение – товарный знак - позволяющее отличать и идентифицировать, стало своеобразным фетишем и для потребителей, и для производителей.
Товарный знак можно назвать идентификатором коммерческого происхождения изделий или услуг. Во всем мире используется несколько дополнительных категорий товарных знаков. Например – коллективный товарный знак, который может принадлежать различным ассоциациям, объединениям и компаниям, прошедшим через процесс слияния. Такой товарный знак подразумевает знак равенства между членами ассоциации, установленными ассоциацией требованиями к качеству и другим требованиями.
Товарный знак может принадлежать юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу. Товарный знак и его использование ограничивается наличием исключительного права законного владельца на пользование и распоряжение им, а также наличием запрета на использование другими лицами.
Нарушением эксклюзивного права на товарный знак является использование без разрешения правообладателя сходных с его товарным знаком обозначений в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятностьсмешения. Спектр, когда товарный знак используется неправомерно, широк: под эту категорию подпадает его использование на товарах, этикетках либо упаковках, предоставленных к продаже, демонстрация на выставках и ярмарках или включение в разнообразные акции, продажа, либо хранение и перевозка, а также в случаях:
- при выполнении работ, оказании услуг;
- в предложениях к продаже товаров;
- на документации по введению товара в оборот;
- в международной паутине Интернет, а именно, когда товарный знак используется в доменном имени.
Любой производимый продукт либо его этикетка или упаковка, на которой незаконно используется товарный знак или подобный ему символ, близко напоминающий оригинальный товарный знак, являются контрафактными, а их производители будут отвечать согласно действующему законодательству.
На официально зарегистрированный в установленном законом порядке товарный знак выдается соответствующее государственное свидетельство. Именно оно удостоверяет приоритет товарного знака, и подтверждает исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, перечисленных в государственном свидетельстве. Товарный знак, его регистрация и использование осуществляется в соответствии с частью IV Гражданского Кодекса РФ.
Первоочередным и наиболее важным этапом продвижения того или иного товарного знака на рынке является процесс его регистрации. Выполнив это условие, товарный знак имеет право на официальное существование. Также следует знать, что товарный знак действует лишь в той стране, где он зарегистрирован.
Товарный знак может использоваться и продвигаться также на международном рынке лишь при выполнении его соответствующей регистрации. В этом случае международного формата. Товарный знак, прошедший регистрацию через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с этого момента становится объектом правовой охраны (исключение составляют общеизвестные товарные знаки)
Срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию. Заявка подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Исключительное право на товарный знак может быть продлено на 10 лет (неограниченное количество раз), в соответствии с заявлением, поданным правообладателем в течение последнего года действия этого права.
Зарегистрированный в национальном или региональном ведомстве товарный знак автоматически заносится в реестр товарных знаков, в котором содержится вся необходимая и исчерпывающая информация: заявки на все регистрации и продления, что, в случае необходимости, облегчает проведение экспертизы и поиска. Однако зарегистрированный товарный знак имеет право использования лишь на той территории, на которой была осуществлена его регистрация (а если речь идет о международной регистрации, то лишь на территории соответствующих стран).
Для того чтобы упростить и облегчить процесс регистрации товарного знака в каждом национальном ведомстве, ВОИС предлагает воспользоваться системой международной регистрации, которая регулируется двумя договорами: Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Мадридским протоколом. Товарный знак, владелец которого имеет гражданство либо место постоянного проживания или ведет коммерцию в одной из стран-участниц упомянутых договоров, а так же при подаче заявки на товарный знак либо его регистрацию в национальном ведомстве этой страны может воспользоваться преимуществами этой системы. Ведь она признается действительной во всех странах, участниках Мадридского договора. В настоящее время участниками одного или обоих соглашений являются более 60-ти стран мира.
Регистрация товарных знаков
Символ делает деньги, если знать, как зарегистрировать его и заставить работать. Стильный логотип фирмы, "раскрученная" торговая марка - это не только сокровище, но и мощное оружие. Им можно защищаться и атаковать.
Наблюдение специалистов: отечественные производители начинают новые проекты с точного шага - регистрации логотипа фирмы и серии выпускаемой продукции. И это оправдано. Например: рынок продуктов питания традиционно является "зоной риска" для товарных знаков, поскольку здесь идет ежеминутная борьба за покупателя. Акты выбора совершаются постоянно, с каждой покупкой. Доброе имя, зарекомендовавший себя знак значат здесь чрезвычайно много.
Выделиться и закрепить лидерство можно лишь одним способом - придав черты уникальности своей продукции.
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать использование товарного знака другими лицами. Товарный знак - объект интеллектуальной собственности, он подлежит продаже, уступке, передаче в пользование любому юридическому или физическому лицу. Товарный знак может символизировать как компанию в целом, так и серию выпускаемых ею продуктов. Не зарегистрированный в Патентном ведомстве товарный знак сводит на нет многолетние труды по продвижению продукции на рынок и развитию бизнеса.
Сосредоточимся на некоторых особенностях товарного знака:
его дают только - юридическим лицам или предпринимателям; владеет товарным знаком тот, кто вовремя, т.е. раньше других, зарегистрировал его на свое имя, а не тот, кто первым его придумал, обнародовал или применил;
мировой новизны для российского знака не требуется ( если только знак не защищается международными соглашениями).
Для использования товарного знака, принадлежащего другой компании необходимо заключение лицензионного договора, который подлежит регистрации в Государственном Патентном ведомстве РФ. Лицензионный договор имеет юридическую силу на территории той страны, где он зарегистрирован.
Как уже говорилось, товарный знак дает потребителю возможность отличать производителя тех или иных товаров, либо услуг. Увидев соответствующий товарный знак, которому покупатель доверяет, он может быть уверен, что не приобретет товар или услугу недостойного качества, и, кроме того, может предположить, что если одни товары этого производителя отличаются прекрасным качеством, то и другие товары также будут на таком же уровне. В свою очередь производителю нужен товарный знак для того, чтобы выделить свой товар от подобного, сделать его узнаваемым и отличным от аналогичного, и разумно проведя рекламную компанию с использованием своего товарного знака получить определенные конкурентные преимущества и денежную выгоду. Известно, что на мировом рынке стоимость изделия, если, на нем имеется фирменный товарный знак, становится дороже в среднем на 15-25%, чем стоимость аналогичных товаров, но без узнаваемого товарного знака. Товарный знак – это надежное защитное средство для продукции на рынке и может быть эффективным средством в борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Интересно, что товарный знак по своей сути призван объединять интересы производителя и потребителя. И на поверку временем оказалось, что товарный знак имеет огромное коммерческое значение и определенные функции, о которых мы сейчас и поговорим:
- отличительную: товарный знак отличает товары одних производителей от подобных товаров других производителей. Это позволяет потребителю уменьшить затраты на поиск необходимого товара, помогает разобраться в его свойствах и качестве;
- гарантийную: товарный знак упрощает выбор товара определенного качества. Однако эта функция успешно реализуется только в условиях поддержания производителем качества изделия на высоком уровне;
- рекламную: товарный знак является непосредственно объектом рекламы товаров, призван обращать к себе (а, соответственно и к товару) внимание потребителей. Здесь важна новизна и оригинальность идеи, продуманный ассоциативный ряд, внешняя привлекательность, удобство произношения, легкость запоминания и воспроизводимости и выбор цветового оформления
- а также, охранную функцию: товарный знак обеспечивает правовую охрану товаров фирмы-производителя на потребительском рынке в условиях жесткой конкуренции. Предоставление своеобразного эксклюзива, исключительного права на пользование товарным знаком для идентификации ее товаров и услуг, или на предоставление такого права другому лицу в обмен на вознаграждение.
Срок охранной функции может изменяться, однако, после его истечения, при условии, если уплачены дополнительные пошлины - он продлевается. Отстаивать товарный знак и его оригинальность можно через суд, и в большинстве стран суды имеют полномочия принимать меры относительно нарушений и нарушителей прав на использование товарных знаков. В более широком смысле, товарный знак способствует качественному развитию предпринимательской инициативы. Товарный знак, защищенный охранительной функцией, является стимулом для талантливых предпринимателей производить и реализовывать качественные товары и услуги на наиболее справедливых и взаимовыгодных условиях.
Товарный знак может иметь разнообразный вид, стиль и эстетику: он может состоять из одного слова, буквы или цифры, любого их сочетания. Рисунки, символы, трехмерные обозначения, слышимые звуковые сигналы, запахи или цвета, используемые в качестве отличительных признаков – вот неполный список их возможных составляющих.
Словесный товарный знак представляет собой определенную комбинацию слов или сочетание букв, словесного характера. К таким обозначениям относятся рекламные слоганы, фамилии, слова, созданные искусственно и существующие слова, которые прямо не описывают товар.
Изобразительный товарный знак – это всевозможные изображения предметов, животных, людей конкретных и абстрактных, комбинация линий и фигур, орнаменты, дополнение шрифтами, а также, композиционное объединение вышеуказанных элементов.
Объемный товарный знак представляет собой изображение товара или его упаковки в трехмерном варианте. Несмотря на некоторое подобие с промышленными образцами, отличается от них тем, что его форма тесно связана не только с функциональностью товара, а прямо имеет рекламное назначение.
Комбинированный товарный знак – это знак, объединяющий в себе комбинацию словесных элементов, изобразительных средств и объемных составляющих.
Применение знаков особого вида встречается достаточно редко. За рубежом и в России есть зарегистрированные звуковые товарные знаки: это могут быть позывные радиостанций, звуковые заставки передачам по радио и телевидению, маркировка видеоклипов.
На практике чаще всего используются словесный и изобразительный товарный знак, а также их комбинации. Именно эти виды товарных знаков используют чаще всего предприниматели, когда разрабатывают свой фирменный товарный знак. Большая часть товарных знаков словесного характера. Преимуществом словесных знаков являются их широкие возможности для рекламы. Словесный товарный знак можно легко использовать для рекламы во всех средствах массовой информации, тогда как, изобразительный, невозможно прорекламировать по радиовещанию. В тоже время, изобразительный товарный знак гораздо легче воспринимается потребителем, легче поддается узнаванию потребителем склонным к визуальному восприятию окружающего мира.
В западной рыночной экономике принято различать бренд и торговую марку и товарный знак. Создание бренда - это творчество, основанное не только на глубоком знании рынка, но и на знании основных правовых вопросов закрепления имеющейся интеллектуальной собственности фирмы, дающей возможность получения дополнительного дохода за счет монопольного использования такой собственности, которая является основой создания конкурентоспособной продукции.
Основными элементами бренда являются:
1. Интеллектуальная собственность (права, относящиеся к товарным знакам, промышленным образцам, изобретениям, объекты авторского права, ноу-хау);
2. Патентная политика фирмы по созданию объектов интеллектуальной собственности и ее коммерциализации;
3. Принятая маркетинговая стратегия и рекламная политика, включающая в себя фирменный стиль, сервисное обслуживание , PR (учет общественного мнения и влияние на него, сотрудничество со средствами массовой информации и т.д.)
То есть нельзя поставить знак равенства между товарным знаком, торговой маркой и брендом. В то время как торговая марка является формой позиционирования товара на полке в универмаге, бренд является образом товара в представлении покупателя. Бренд – это набор эмоций, чувств, впечатлений, закрепленных в нашем сознании определенной эмблемой. Бренд и торговая марка, скорее, находятся в родовидовом отношении – бренд включает в себя понятие торговой марки. Но в некоторых случаях достаточно сложно провести границу между брендом и торговой маркой. Например, возьмем два газированных напитка: один из них Coca-Cola – это, безусловно, бренд, причем один из самых узнаваемых в мире. Компания тратит огромные деньги на продвижение этого напитка с помощью различных рекламных кампаний, маркетинговых акций, формируя, таким образом, представление о своем продукте. Когда мы слышим название «Coca-Cola», мы без труда вспоминаем, каков этот напиток на вкус, наверняка, вспомним, что производится он уже не один десяток лет, и перед нашими глазами с вероятностью сто процентов всплывет сочный красный круг с размашистыми белыми буквами внутри. Однако нам ничего не скажет название какого-либо неизвестного напитка, локального масштаба – т. е. мы будем лишены каких-либо ассоциаций, связанных с этим продуктом, хотя он неоспоримо имеет свой товарный знак.
Торговая марка, представленная чаще всего названием, графическим изображением и звуковыми символами компании или товара, еще не является брендом.
Фирменное наименование – обозначение юридического лица, позволяющее отличить его от других участников экономического оборота, идентифицировать его.
Состоит из двух частей: корпуса (организационно-правовая форма) и произвольной части (название).
Фирменное наименование (фирма) - наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников гражданского оборота. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь Ф.н. Организация, Ф.н. Которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на него. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное Ф.н., по требованию обладателя права на него обязано возместить причиненные убытки.
Фирменное наименование охраняется в соответствии со ст. 1473 IV части ГК РФ.
Наименование места происхождения товара (НМПТ) — уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.
В соответствии со ст. 1516 IV части ГК РФ это обозначение, содержащее наименование[1] страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта[2], ставшее известным в отношении товара , особые свойства которого определяются исключительно[3] характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. Исключительное право на наименование места происхождения товара является «ослабленным», поскольку право пользования может быть закреплено за несколькими хозяйствующими субъектами (в отличие от товарного знака), а права распоряжения эти хозяйствующие субъекты лишены[4].
Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками.
Наиболее известными в мире НМПТ являются Шампанское и Бургундское вина, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др. В России в качестве примера можно назвать такие НМПТ как вологодское масло, нарзан.
Коммерческое обозначение — в соответствии со ст. 1538 IV части ГК РФ это обозначения, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для индивидуализации, принадлежащих им предприятий, при этом не являющимися их фирменными наименованиями, зарегистрированными в едином государственном реестре юридических лиц.
Особую группу знаков составляют экологические. Типичным представителем такого экологического знака является Знак одобрения экологами Российской Федерации, который присваивается в результате Конкурса Одобрения Экологов Российской Федерации. Любая организация, любой товаропроизводитель может получить на свой товар персональный знак «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»©® или тождественный ему «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИИ»©® Знак Одобрения Экологов Российской Федерации и право на его тиражирование в случае если товар и его производство согласно проведенному Конкурсу на присвоение Знака Одобрения Экологов Российской Федерации отвечает экологическим требованиям. Наличие знака «ОДОБРЕНО ЭКОЛОГАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»©® означает, что данный вид товара (услуги, технологии или метода) в том числе применяемого в экологии соответствует установленным действующим требованиям, безопасен для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; имеет подтвержденные показатели качества и эффективности продукции, заявленных изготовителем. В конкурсный оценочный перечень включен тест ЭКОТЕМ©® (Экологический тест Есиной-Мусина).
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это
· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Подделка товарных знаков одна из самых распространенных в мировой практике форм недобросовестной конкуренции.
Впервые термин «фальсифицированные товары» появился в 2000 г. в Законе РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В ст.1 Закона отмечается: «...фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия — пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной» . Фальсификация направлена на изменение характеристик объекта в сторону их ухудшения, которое проявляется, как правило, с момента начала использования товара. Товарный же знак, напротив, фальсификаторы стремятся воспроизвести как можно более достоверно, так как именно эта внешняя характеристика товара вводит потребителя в заблуждение, автоматически заставляя совершать покупку. Потребитель, доверяя знакомому товарному знаку, на второй план отодвигает реальные качества товара. Более точнее в отношении товарных знаков, незаконно применяемых как на поддельной, так и стандартной продукции, использовать термин не «фальсифицированные», а «контрафактные», который официально введен в ТК РФ (2003 г.). Категория «контрафактные» отражает в первую очередь ту сторону товарного знака, на которую распространяются действия законов РФ об авторском праве, интеллектуальной собственности. Такой подход не сужает проблему товарного знака только до технологической подделки, но принимает во внимание возможность интеллектуального подлога.
В технологическом аспекте различают «подделку» и «имитацию» товарного знака. Подделка — копирование товарного знака один в один. Это более «интеллектуально примитивный» способ, характерный для начального этапа развития рынка в России и развития международной торговли, когда производитель имеет техническую возможность для «идеального» воспроизведения объекта копирования, а действие на практике законов, гарантирующих гражданско-правовую охрану товарного знака и уголовные санкции за подделку и незаконное его использование, не дает ощутимых результатов.
С момента вступления в силу нового Таможенного кодекса объем «серого импорта» имеет тенденцию к снижению. Одна из причин — введение в действие реестра о постановке товарных знаков под защиту ГТК. Сейчас в этом реестре значатся около 500 товарных знаков. Производители оригинальной продукции, владельцы товарных знаков как в индивидуальном порядке отстаивают свои права через судебные инстанции, так и объединяют усилия в данном направлении. Примером является ТUSБРЕНД — содружество производителей фирменных торговых марок (2002 г.) — преемник РусБренда — Brend Protection Group (1999 г.). В своем составе имеет 42 компании, заинтересованные в сокращении потерь товарооборота от фальсифицированной продукции [10].