Простейший конвейер, производительность конвейера
Существует достаточно простое общеизвестное правило – чтобы выполнить некоторую работу быстрее, необходимо разделить ее между несколькими исполнителями и заставить их действовать одновременно. Различные способы совмещения операций давно внедряются в архитектуру ЭВМ. При этом возможно два различных по сути подхода.
В первом случае существует несколько независимых исполнительных устройств, каждое из которых самостоятельно выполняет действия по обработке «своих» данных. Этот подход называется параллельной обработкой. Устройства могут быть полностью независимыми, со своей собственной программой и данными, либо несколько исполнительных устройств могут подчиняться общему управляющему устройству, выполняя одинаковое действие над несколькими копиями данных.
Второй подход носит название конвейерной обработки. Этот подход аналогичен приемам, применяемым на линиях сборки технических устройств, например автомобилей. Он состоит в том, что выполнение некоторой функции разбивается на мелкие части, этапы. Для выполнения каждого этапа выделяется отдельный блок аппаратуры и данные или команды, подлежащие обработке, последовательно передаются с одного этапа на другой. При этом на различных участках конвейерной линии обрабатываются части различных данных или команд и за счет этого выполнение нескольких операций совмещается во времени. Конвейерная обработка широко применяется в архитектуре многих современных процессоров.
В качестве примера рассмотрим некоторый абстрактный процессор, имеющий типичные черты многих современных RISC-процессоров. Основа архитектуры процессора – банк из 32 регистров общего назначения и счетчик команд. Система команд процессора включает типичный набор арифметических и логических команд, команд с плавающей точкой, операций ветвлений. Команды имеют трехадресный формат. Данные, подлежащие обработке, должны быть предварительно размещены в регистрах процессора. Загрузка данных их памяти в регистры и запись данных в память производится командами загрузки – записи. Процесс выполнения команды можно разбить на следующие независимые этапы:
1) считывание команды – IF;
2) дешифрация команды – ID;
3) вычисление адреса/выборка данных из регистров – RD;
4) выполнение команды/обращение к памяти – EX;
5) запись результата в регистр – WR.
Указанный фазы выполнения команды не зависят друг от друга и могут последовательно выполняться независимыми обрабатывающими блоками. При неконвейерной обработке процессор последовательно выполняет каждую из фаз команды от начала и до конца (см. рис. 25 а)). Завершив выполнение очередной команды, процессор переходит к выполнению следующей.
В конвейерной системе выделяется несколько независимых исполнительных блоков, каждый из которых выполняет свою собственную операцию по обработке команды (см. рис. 25 б)). Обрабатываемая команда последовательно пересылается с одного блока на другой и тем самым проходит все фазы обработки. После завершения обработки каждый исполнительный блок передает команду следующему исполнительному блоку и приступает к выполнению следующей команды, таким образом, одновременно могут обрабатываться до пяти различных команд.
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | ||||||||||||
IF | ID | RD | EX | WR | IF | ID | RD | EX | WR | IF | ID | RD | EX | WR |
а)
№ такта | |||||||||
Команда 1 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
Команда 2 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
Команда 3 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
Команда 4 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
Команда 5 | IF | ID | RD | EX | WR |
б)
Рис 25. Диаграмма работы простейшего процессора а) в неконвейерном режиме, б) с конвейеризацией
При конвейерной обработке возрастает количество команд, выполняемых процессором за единицу времени, однако время выполнения для каждой отдельной команды не сокращается, а скорее наоборот, увеличивается. Длительность обработки на каждом этапе конвейерного процессора должна быть одинаковой, причем длительность такта определяется длительностью самой продолжительной операции. Помимо этого конвейерная схема процессора требует дополнительных расходов времени на пересылку данных с одного этапа на другой. Пусть, например, в неконвейерном процессоре длительности отдельных этапов обработки команды будут, следующими (в наносекундах):
IF | ID | RD | EX | WR |
Максимальная длительность у этапа выполнения – 60 нс., она и определяет минимальную длительность этапа при конвейерной обработке. Пусть дополнительные расходы на пересылку данных из блока в блок составят 5 нс. Тогда длительность каждого этапа должна быть равной 65 нс. Длительность выполнения команды в неконвейерном режиме составит 50 + 50 + 50 + 60 + 50 = 260 нс. В конвейерном процессоре длительность выполнения одной команды составит 65 * 5 = 325 нс., т.е. время выполнения одной команды возрастет почти в полтора раза. Однако при последовательном выполнении команд время, требуемое для выполнения, например, 100 команд составит 100 * 260 нс. = 26 мкс. Время выполнения тех же 100 команд на конвейере при отсутствии задержек составит 325 + (100 – 1) * 65 = 6.76 мкс (время выполнения одной команды плюс длительность завершающего этапа для 99 оставшихся команд). При большом количестве выполняемых команд, каждая команда в конвейерном режиме будет завершаться в среднем за 65 нс.
Конвейеризация эффективна только тогда, когда загрузка конвейера близка к полной, а скорость подачи новых команд и операндов соответствует максимальной производительности конвейера. Если произойдет задержка, то параллельно будет выполняться меньше операций и суммарная производительность снизится. При реализации конвейерной обработки возникают ситуации, которые препятствуют выполнению очередной команды из потока команд в предназначенном для нее такте. Такие ситуации называются конфликтами. Конфликты снижают реальную производительность конвейера, которая могла бы быть достигнута в идеальном случае. Существуют три класса конфликтов.
1. Структурные конфликты, которые возникают из-за конфликтов по ресурсам, когда аппаратные средства не могут поддерживать все возможные комбинации команд в режиме одновременного выполнения с совмещением.
2. Конфликты по данным, возникающие в случае, когда выполнение одной команды зависит от результата выполнения предыдущей команды.
3. Конфликты по управлению, которые возникают при конвейеризации команд переходов и других команд, которые изменяют значение счетчика команд.
Конфликты в конвейере приводят к необходимости приостановки выполнения команд. Обычно в простейших конвейерах, если приостанавливается какая-либо команда, то все следующие за ней команды также приостанавливаются. Команды, предшествующие приостановленной, могут продолжать выполняться, но во время приостановки не выбирается ни одна новая команда.
Структурные конфликты
Структурные конфликты возникают, если на различных участках конвейера производится обращение к одному, недублированому ресурсу. Подобная ситуация возникает, например, если процессор имеет единую кэш-память для команд и для данных. Если в момент выборки очередной команды производится попытка обращения к кэш-памяти за данными, то возникает структурный конфликт. Одна из команд должна быть задержана, возникает простой конвейера. Избежать структурных конфликтов из-за ресурсов можно, если полностью дублировать все ресурсы процессора так, чтобы все возможные комбинации команд могли быть приняты на обработку в любых сочетаниях. Однако некоторые разработчики процессоров сознательно допускают возможность подобных конфликтов с целью удешевления и упрощения процессора.
Другой причиной структурных конфликтов является неполная конвейеризация функциональных устройств. Например, описывая выше простой процессор, мы предполагали, что любая команда должна быть выполнена за один такт работы процессора. Однако это не всегда возможно, так как некоторые команды, например умножение или деление, могут выполняться значительно дольше одного такта. Если, скажем, деление будет выполняться дольше одного такта, то все команды, следующие за делением, должны быть задержаны до тех пор, пока команда деления не покинет блок выполнения. Подобная ситуация показана на рис. 26. Звездочками на рисунке показаны такты, в течение которых обработка задержанных команд не производится.
№ такта | |||||||||
«Длинная» команда | IF | ID | RD | EX | EX | EX | WR | ||
Следующая команда | IF | ID | RD | * | * | EX | WR | ||
Следующая команда | IF | ID | * | * | RD | EX | WR |
Рис 26. Простой процессора из-за структурного конфликта
Можно избежать конфликтов, связанные с различной длительностью команд, если совместить начальные и конечные стадии выполнения команд, в общих функциональных устройствах, а для стадии выполнения реализовать различные функциональные устройства, каждое со своей длительностью обработки. Можно выделить, например, следующие функциональные блоки:
1) блок обращения к памяти;
2) блок арифметики с фиксированной точкой;
3) блок операций целочисленного умножения / деления;
4) блок операций с плавающей точкой.
Пример такой схемы процессора показан на рис. 27.
Отметим, что в процессоре, реализованном по подобной схеме, возможен структурный конфликт на входе последнего этапа – записи в регистры. Чтобы избежать конфликта, узел должен иметь столько входов, сколько конвейеров могут одновременно к нему обращаться.
Существует еще одна существенная проблема, которая может возникать в системе с несколькими длинными функциональными конвейерами. Пусть процессор выполняет некоторую «длинную» операцию, например, деление с плавающей точкой. В то время, пока операция деления выполняется на «своем» функциональном конвейере, процессор может успеть выполнить несколько простых арифметических команд с фиксированной точкой. Предположим, что в конце операции деления происходит некоторое исключение, например, переполнение, вызывающее прерывание. Как уже описывалось выше, процессор должен сохранить адрес текущей команды и свое состояние на момент прерывания, чтобы обработчик прерываний мог проанализировать его, обработать исключение и, при необходимости начать выполнение прерванных команд заново. Однако счетчик команд содержит не адрес команды «виноватой» в прерывании, а адрес некоторой следующей команды. Более того, команды, которые следовали за командой деления, уже успели сформировать свои результаты в регистры процессора и флаги во флаговом регистре соответствуют полученным результатам. Указанная проблема носит название проблемы точных прерываний на конвейере. Возможно нескольких путей решения данной проблемы.
Первый состоит в том, что проблема просто игнорируется. Процессор реализует неточные прерывания. Обработчик прерывания вынужден анализировать состояние процессора и «отматывать назад» в поисках команды, вызвавшей прерывание. Возможен вариант такого подхода, когда прерывание не генерируется совсем, а в результате операции, получается некоторое «специальное», зарезервированное значение, по которому можно судить о причинах, вызвавших исключение.
Второй возможный подход – сохранять результаты команд в специальном буфере. Значения из буфера в регистры процессора переписываются только тогда, когда все команды, предшествующие данной, завершены. Такой подход ведет к существенному усложнению схемы процессора, поскольку необходимо хранить большое количество промежуточных результатов, более того, промежуточные результаты могут требоваться для выполнения новых команд.
Третий возможный подход является некоторой комбинацией двух предыдущих. При этом разрешаются неточные прерывания, но сохраняется достаточное количество информации, чтобы в случае прерывания начать выполнение программы заново с команды вызвавшей прерывание. Минимальный набор хранимой информации – адрес каждой из выполняемых в текущий момент времени команд.
Конфликты по данным
Конфликты по данным возникают, когда несколько последовательно выполняемых команд оказываются логически зависимыми друг от друга. Если порядок обращения к данным при конвейерной обработке некоторой последовательности взаимосвязанных команд будет отличаться от порядка обращения к данным в неконвейерной машине, говорят о конфликте по данным. Рассмотрим конвейерное выполнение следующей последовательности команд:
ADD R1,R2,R3 ; в регистр R1 помещается сумма R2 и R3
SUB R4,R2,R1 ; регистр R4 равен разности R1 и R2
MUL R5,R1,R6 ; регистр R5 равен разности R1 и R6 .
В приведенной последовательности команды вычитания и умножения используют результат выполнения команды сложения. Рассмотрим процесс выполнения этих команд в конвейерной системе (см. рис. 28). Команда сложения сформирует результат в конце такта выполнения (EX в такте 4) и в такте записи (WR, такт 5) поместит его в регистр процессора. После этого новое значение станет доступным для считывания. Команде вычитания потребуется обратиться за операндом в такте RD (такт 4), однако в это время регистр
№ такта | |||||||||
ADD R1,R2,R3 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
ëданные записаны | |||||||||
SUB R4,R2,R1 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
Данные считываются ì | |||||||||
MUL R5,R1,R6 | IF | ID | RD | EX | WR |
а)
№ такта | |||||||||
ADD R1,R2,R3 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
SUB R4,R2,R1 | IF | ID | * | * | RD | EX | WR | ||
MUL R5,R1,R6 | IF | * | * | ID | RD | EX | WR |
б)
№ такта | |||||||||
ADD R1,R2,R3 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
Момент пересылки данных ì | |||||||||
SUB R4,R2,R1 | IF | ID | RD | EX | WR | ||||
ëданные доступны | |||||||||
MUL R5,R1,R6 | IF | ID | RD | EX | WR |
в)
Рис. 28 Конфликт по данным и его разрешение: а) операнд считывается до того, как он записан; б) задержка команды с потерей производительности; в) ускоренная пересылка данных.
будет все еще содержать некоторое неопределенной значение. Можно считать, что это старое значение, записанное некоторой предыдущей командой (см. рис. 28 а), однако это не всегда так. Если в момент выполнения команды сложения произойдет прерывание, то перед прерыванием команда будет завершена и в регистр R1 будет помещен правильный результат.
Простейшим способом борьбы с конфликтом будет задержать выполнение команды вычитания на два такта, в течение которых команда сложения «успеет» сформировать результат (см. рис. 28 б). Естественно, что такая задержка приведет к потере производительности.
Отметим, что реально данные для команды вычитания потребуются только в момент начала стадии выполнения (начало такта номер 5 на рис. 28 а). В то же время фактически результат команды сложения будет готов в конце такта выполнения команды вычитания (конец такта номер 4 на рис. 28 а). Конфликта по данным можно избежать, если результат выполнения команды сложения не помещать в регистр для последующего считывания, а переслать непосредственно на вход исполнительного устройства перед началом такта выполнения команды вычитания (см. рис. 28 в). Подобный прием называется ускоренной пересылкой данных.
Однако не все конфликты по данным можно преодолеть, используя механизм ускоренной пересылки. Рассмотрим выполнение простого оператора A = B + C на языке высокого уровня. Скорее всего, компилятор сформирует для такого оператора приблизительно следующую последовательность команд:
LOAD R1, B ;загрузка из памяти значения B
LOAD R2, C ;загрузка из памяти значения C
ADD R3, R1, R2 ;суммирование
STORE A, R3 ; сохранение результата.
Как уже отмечалось, обращение к памяти является достаточно длительной операцией, поэтому между командой загрузки операнда C и командой сложения возникает конфликт по данным, который можно преодолеть, только если задержать выполнение команды сложения до окончания выполнения команды загрузки. То же самое можно сказать и о команде записи в память, которая следует после сложения. Тут так же имеет место конфликт, так как несформированное и не записанное в регистр значение невозможно записать в память. Как видим, в данном конкретном примере невозможно избежать конфликтов, если не задержать выполнение отдельных команд. Пусть команда обращения к памяти требует для выполнения два такта. Тогда, очевидно, необходимо задержать на два такта команду сложения и еще на один такт команду записи в память.
Избежать потери производительности можно только если изменить порядок выполнения команд с учетом других выполняемых команд. Пусть, например, в программе выполняются два последовательных оператора A = B + C и E = D + F. Последовательность команд для решения задачи будет следующей.
LOAD R1, B ;загрузка из памяти значения B
LOAD R2, C ;загрузка из памяти значения C
ADD R3, R1, R2 ;суммирование
STORE A, R3 ; сохранение результата A.
LOAD R1, D ;загрузка из памяти значения D
LOAD R2, F ;загрузка из памяти значения F
ADD R3, R1, R2 ;суммирование
STORE E, R3 ; сохранение результата E.
Можно избежать задержек, если изменить порядок выполнения команд в данной последовательности следующим образом:
LOAD R1,B ;загрузка из памяти значения B
LOAD R2,C ;загрузка из памяти значения C
LOAD R1,D ;загрузка из памяти значения D
ADD R3,R1,R2 ;суммирование
LOAD R2,F ;загрузка из памяти значения F
STORE A,R3 ; сохранение результата A.
ADD R3,R1,R2 ;суммирование
STORE E,R3 ; сохранение результата E.
Отметим, что таким образом удается избежать почти всех задержек, за исключением задержки перед выполнением последней команды сохранения. Подобное переупорядочение команд можно выполнить, если заранее выявить в последовательности команд зависимости по данным. Эта задача может решаться на уровне компиляторов с языков высокого уровня. Для этого необходимо рассмотреть непрерывную последовательность команд, внутри которой нет команд условного перехода. Если начала выполняться первая команда последовательности, то и все остальные обязательно будут выполнены. Тогда можно построить граф зависимости команд друг от друга и переупорядочить команды внутри последовательности для компенсации задержек.
Существуют аппаратные методы, позволяющие изменить порядок выполнения команд в случае возникновения конфликта. Эти методы получили общее название методов внеочередного выполнения или методов динамической оптимизации. При этом команды, задержанные вследствие конфликта и ожидающие появления данных, накапливаются в специальном буфере, а логически не связанные с ними команды подаются на выполнение в обход буфера. Отметим, что в случае, когда процессор может динамически изменить порядок выполнения команд, порядок появления результатов на выходе процессора будет отличаться от порядка, заданного программой. Поэтому возникает необходимость наличия выходного блока, который фиксирует исходный порядок команд и обеспечивает соответствие между порядком команд и порядком появления результатов на выходе процессора.
Еще одним аппаратным методом минимизации конфликтов по данным является метод переименования регистров (register renaming). Он получил свое название от широко применяющегося в компиляторах метода переименования - метода размещения данных, способствующего сокращению числа зависимостей и тем самым увеличению производительности при отображении необходимых исходной программе объектов (например, переменных) на аппаратные ресурсы (например, ячейки памяти и регистры).
При аппаратной реализации метода переименования регистров выделяются логические регистры, обращение к которым выполняется с помощью соответствующих полей команды, и физические регистры, которые размещаются в аппаратном регистровом файле процессора. Номера логических регистров динамически отображаются на номера физических регистров посредством таблиц отображения, которые обновляются после декодирования каждой команды. Каждый новый результат записывается в новый физический регистр. Однако предыдущее значение каждого логического регистра сохраняется и может быть восстановлено в случае, если выполнение команды должно быть прервано из-за возникновения исключительной ситуации или неправильного предсказания направления условного перехода.
В процессе выполнения программы генерируется множество временных регистровых результатов. Эти временные значения записываются в регистровые файлы вместе с постоянными значениями. Временное значение становится новым постоянным значением, когда завершается выполнение команды (фиксируется ее результат). В свою очередь, завершение выполнения команды происходит, когда все предыдущие команды успешно завершились в заданном программой порядке.
Программист имеет дело только с логическими регистрами. Реализация физических регистров от него скрыта. Как уже отмечалось, номера логических регистров ставятся в соответствие номерам физических регистров. Отображение реализуется с помощью таблиц отображения, которые обновляются после декодирования каждой команды. Каждый новый результат записывается в физический регистр. Однако до тех пор, пока не завершится выполнение соответствующей команды, значение в этом физическом регистре рассматривается как временное.
Метод переименования регистров упрощает контроль зависимостей по данным. В машине, которая может выполнять команды не в порядке их расположения в программе, номера логических регистров могут стать двусмысленными, поскольку один и тот же регистр может быть назначен последовательно для хранения различных значений. Но поскольку номера физических регистров уникально идентифицируют каждый результат, все неоднозначности устраняются.