Транспортно-складского процесса
Технологическое единство транспортно-складского процесса достигается путем унификации взаимодействующих параметров подъемно-транспортного оборудования, транспортных средств, оборудования для хранения (стеллажей), транспортной тары. Важную роль при этом играет использование стандартных контейнеров и поддонов.
Перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снизить себестоимость перевозок, повысить производительность труда, обеспечить сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов от склада отправителя до склада получателя, ускорить оборачиваемость материальных ресурсов.
Международная организация по стандартизации определила, что контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и внутренний объем не менее 1 м3 [4, с. 80], [8, с. 357].
Контейнеры, используемые для перевозки широкой номенклатуры продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы продукции однородной, например, по консистенции (наливные грузы) – специальными.
Основные показатели, позволяющие осуществить выбор типа контейнера, представлены в таблице 8.5 [4, с. 84-85].
Таблица 8.5
Основные показатели, характеризующие тип контейнера
Наименование показателя | Определение, расчетная формула | Примечания |
Грузоподъемность контейнера нетто | Qкн = Vк ´ γ ´ С, Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м3; γ – объемная масса груза, т/м3; С – коэффициент наполнения или плотности укладки груза | В зависимости от величины грузоподъемности контейнеры подразделяют на малотоннажные, среднетоннажные, крупнотоннажные. Малотоннажные используются преимущественно для прямых автомобильных перевозок и перевозок в крытых вагонах; среднетоннажные и крупнотоннажные – как для прямых автомобильных, так и для смешанных автомобильно-железнодорожных и водных перевозок. |
Грузоподъемность контейнера брутто | Qкб = Qкн + Gтк, Gтк – масса тары контейнера, т | |
Внешние размеры контейнера | Длина, ширина, высота | Кроме внешних размеров контейнеров, большое значение имеют внутренние, а также размеры дверного проема. |
Полезный объем, м3 | Внутренний объем контейнера, предназначенный для размещения перевозимого груза | |
Коэффициент тары контейнера | Кт = Gтк Qкн, Gтк – масса тары контейнера, т; Qкн – грузоподъемность контейнера нетто, т |
Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации определенный рабочий парк контейнеров [4, с. 84]:
, (8.4)
где Кэк – количество контейнеров, необходимое для организации перевозок;
Qк – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т;
Ак – длительность оборота контейнера, дней (суток);
Др – длительность планируемого периода, дней (суток);
Qнк – грузоподъемность контейнера нетто, т.
Тарно-штучные грузы перевозят также пакетами на поддонах. Поддоны (паллеты) – приспособления для механизированной погрузки-выгрузки грузов, сформированных в пакет (горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного погрузчика и других технических средств) [4, с. 84], [8, с. 354]. Их применяют для перевозки тарно-штучных (в ящиках, мешках, бочках, коробках), а также лесных грузов и стройматериалов.
По своей конструкции поддоны подразделяются на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены плоские. В зависимости от назначения и условий эксплуатации их делят на группы широкого и ограниченного обращения.
Необходимое количество поддонов для перевозки груза в пакетах можно определить по формуле [4, с. 86]:
, (8.5)
где Q – объем перевозок груза в пакетах, т;
Ап – длительность оборота поддона, дней;
Дэ – время эксплуатации поддонов за планируемый период, дней;
qо – грузоподъемность поддона, т;
γп – коэффициент использования грузоподъемности поддона.
Контейнеры и поддоны имеют различную сферу применения. Однако в сочетании они обеспечивают комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами. Эффективной сферой применения контейнеров является перевозка наиболее тароемких, в первую очередь, мелкопартионных грузов, если при этом они освобождаются от транспортной тары. Поддоны же более выгодно применять для штучных грузов, которые при любом способе транспортировки перевозятся без тары или, напротив, в надежной упаковке (ящиках, коробках и др.).