Сущность электронной коммерции
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
ЛЕКЦИЯ 1.Введение. Сущность и история развития электронной коммерции
Введение
В общем смысле торговля имеет два аспекта рассмотрения:
1. Торговля — это звено системы общественного разделения труда.
2. Торговля — это процесс обмена товаров продавца на деньги покупателя.
Этот обмен может происходить как при наличии личного контакта, так и при его отсутствии. Таким образом, купля-продажа товаров может иметь форму прямого обмена и форму опосредованного обмена.
Первая форма торговли базируется на прямом личном контакте покупателя с продавцом или покупателя с продавцом и кассиром. Это традиционная форма торговли, возникшая в эпоху варварства как прямой товарообмен, а затем как обмен товарами через определенный товар-посредник обмена (таким посредником во многих странах был скот), и применяемая сегодня в магазинах, ресторанах, на ярмарках и т. п.
В полном объеме технология этой формы торговли состоит из следующих операций:
1. Ознакомление покупателя с товаром путем наглядности товара, демонстрации его в действии, рекламы, консультаций и др.
2. Выбор покупателем товара;
3. Денежные платежи за товар;
4. Комплектование, оформление (упаковка) и отпуск товара покупателю;
5. Доставка покупателю на дом крупногабаритных и тяжелых товаров (мебель, холодильник, телевизор и др.);
6. Приведение доставленных товаров длительного пользования (в основном технически сложных товаров) в вид, готовый для его конкретного потребления (сборка мебели, подключение холодильника и т. п.);
7. Послепродажное обслуживание покупателей некоторых товаров.
Например, гарантийный ремонт, так как стоимость оплаты ремонта в период гарантийного срока уже заранее включается в цену товара
Вторая форма торговли — это различные виды внемагазинной торговли. К ним относятся:
1) посылочная торговля;
2) торговые автоматы;
3) телевизионная торговля;
4) электронная торговля — она осуществляется через сеть Интернет в виртуальных магазинах;
5) мобильная торговля — она осуществляется с помощью мобильного телефона в виртуальных магазинах и в торговых автоматах. Мобильный телефон — это карманный подвижный телефон в виде небольшой телефонной трубки с видеоэкраном, готовый к быстрому перемещению и действию, например сотовый телефон.
Электронная торговля представляет собой электронную систему, позволяющую покупателю общаться с продавцом с помощью компьютера. Покупатель также может выбрать себе товар по имеющимся каталогам, т. е. без общения с продавцом. Электронная торговля осуществляется через виртуальные магазины, называемые еще «Интернет-магазины».
Виртуальное (от лат. virtualis — возможный, т. е. такой, какой может или должен появиться при определенных условиях) предприятие представляет собой сообщество территориально разобщенных сотрудников, которые обмениваются продуктами своего труда и общаются исключительно электронными средствами связи, при минимальном или полностью отсутствующем личном контакте.
Виртуальный магазин, как и обычный магазин, имеет торговый зал. В качестве торгового зала выступает сервер.
Сервер(от англ. serve — обслуживать) — представитель хозяйствующего субъекта (фирмы, предприятия и т. п.) в сети Интернет.
Покупатель, щелкая мышью, ходит по серверу с одной страницы на другую, как в обычном торговом зале и выбирает нужный ему товар. Выбрав нужный товар, покупатель переходит на другую страницу сервера и заказывает товар. Он получает счет на оплату товара. Оплата покупки может быть осуществлена с помощью банковской карты или путем списания денег с банковского счета покупателя.
Таким образом, технология обслуживания покупателя при электронной торговле включает в себя следующие операции:
· выбор товара;
· заказ товара;
· оплата товара;
· поставка товара покупателю.
Главным преимуществом электронной торговли по сравнению с телевизионной торговлей является то, что покупатель видит то, что он хочет увидеть сам, а не то, что ему предлагает продавец.
Интерактивность открывает потребителю новые возможности в доступе к услугам: банковским, консультационным, торговым, некоторым медицинским (типа диагностики).
Благодаря возможностям сети Интернет увеличивается степень свободы выбора в индивидуальной организации потребления. В конечном итоге это приведет к существенной структурной перестройке экономики. Например, сократится сеть розничных магазинов и число работников торговли за счет появления виртуальных магазинов и торговых автоматов, снизится потребность в автомобилях так называемого «повседневного пользования», так как предпочтение будут отдавать автомобилям для путешествий в дни отпуска и т. д.
Сущность электронной коммерции
Электронная коммерция начиналась с операций купли-продажи и перечисления денежных средств по компьютерным сетям. Но сегодня это понятие существенно расширилось и включает торговлю принципиально новыми видами товаров, например информацией в электронном виде. Чтобы получить выгоду от широких возможностей электронной коммерции, нужно понять, что взгляд на нее исключительно как на деловые операции через компьютерные сети безвозвратно устарел. Такой упрощенный подход годится разве что для первого знакомства с электронной коммерцией.
Электронная коммерция изначально использовалась для деловых операций между корпорациями, банками и прочими крупными финансовыми институтами, применение сети Интернет как средства розничной электронной торговли привело к пересмотру сложившегося стереотипа. Сейчас все большее внимание уделяется электронной коммерции, ориентированной на массового потребителя.
Электронная коммерция включает в себя не только деловые операции, прямо связанные с куплей-продажей товаров и услуг для непосредственного извлечения прибыли. В это понятие входит поддержка извлечения прибыли: например, создание спроса на товары и услуги, предложение послепродажной поддержки и обслуживания клиентов, а также облегчение взаимодействия между деловыми партнерами.
Электронная коммерция основана на структуре традиционной коммерции, а использование электронных сетей добавляет ей гибкость (рис. 1). Оперируя цифровой информацией в компьютерных сетях, электронная коммерция предлагает принципиально новые возможности бизнеса: например, облегчает сотрудничество деловых групп за счет использования цифровой информации. Если такие группы представляют собой подразделения одной компании, то они могут обмениваться информацией, скажем, при планировании маркетинговой стратегии.
Коммерческая деятельность по электронным сетям снимает некоторые физические ограничения. Компьютерные системы в сети Интернет способны обеспечивать поддержку клиентов 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Заказы на продукцию могут приниматься в любое время из любого места.
Рис. 1. Составляющие электронной коммерции.
Электронная коммерция приносит бизнесу краткосрочную и долгосрочную пользу. Она не только открывает новые рынки и помогает найти новых заказчиков, но также облегчивает и ускоряет ведение дел с постоянными покупателями.
Перенос на сетевые системы таких частей делопроизводства как оформление заказов и счетов, уменьшает объем бумажной работы, связанной с деловыми операциями с компаниями-смежниками. Преимущества электронной коммерции заключаются в том, что когда значительная часть информации будет переведена в цифровой вид, то появляется возможность уделять больше внимания удовлетворению потребностей заказчиков: отслеживать их пожелания, поддерживать обратную связь, предлагать индивидуальных решений.