Стадии технологии продуктивного чтения
(формирования типа правильной читательской деятельности):
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Стадии технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
Стадия
Стадия вызова:
1. Актуализация имеющихся знаний
2. Вызов интереса к получению новой информации.
3. Постановка учеником собственных целей обучения и планирование деятельности по их достижению.
Стадия
Стадия осмысления:
1. Получение новой информации.
2. Осмысление и работа с информацией.
3. Корректировка учеником поставленных целей по достижению результатов.
4. Рефлексивный взгляд.
Стадия
Стадия рефлексии:
1. Размышление над полученным знанием
2. Рождение нового знания.
3. Постановка новых целей обучения.
4. Рефлексия собственных достижений.
Таблица результатов по развитию навыков смыслового чтения.
Элементы читательской компетентности | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не толко главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им | • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста | • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) |
Работа с текстом: оценка информации | • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) | • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной |
Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет вестись работа по формированию и развитиюоснов читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Увыпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения
классы | Чему учить | Предметы | Стратегии | |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | ||||
5-6 классы | ü Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: ü - определять главную тему, общую цель или назначение текста; ü - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; ü - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; ü - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; ü находить в тексте требуемую информацию ü решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | Литература, русский язык, история, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Интерактивные подходы (упражнения, задания)ТПЧ, ТРКМЧП (инсерт, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановкам» | |
7-9 классы | ü Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ü сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; ü выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; ü формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; ü понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ü организовывать поиск информации: ü приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. ü Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. | Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | ТПЧ, словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом» | |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | ||||
5-6 классы | ü структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; ü проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; ü преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому | Литература, русский язык, история, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | ТРКМЧП, ТПЧ (чтение с остановками) «Тезисный план», «Черты характера» «Синквейн» «Даймонд» эссе | |
7-9 классы | выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Визуальные методы организации материала, бортовой журнал | |
Работа с текстом: оценка информации | ||||
5-6 классы | Откликаться на содержание текста: · связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; · оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; · откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения. | Литература, русский язык, история, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание | Интерактивные подходы Логические цепочки Инсерт Три вопроса Вопросы после текста Проверочный лист | |
7-9 классы | ü На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. ü В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; ü Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). критически относиться к рекламной информации; ü Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию. | Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание | Кластеры, Фишбоун, логические цепочки, инсерт Эссе Сочинение Сценарий Диафильм И т.п | |
Русский язык