Памятка организатору КВН на базе школы

§ сначала убедитесь, что создание команды КВН в вашей школе — дело необходимое;

§ решите, сможете ли вы уделять команде КВН достаточно времени;

§ найдите людей, которым эта идея будет интересна;

§ не упустите «скромников», которые могут быть полезными команде, но стесняются заявить об этом;

§ сформируйте команду, т.е. Коллектив единомышленников;

§ создайте условия для творчества;

§ не душите детскую инициативу в КВН;

§ направляйте и контролируйте работу команды осторожно;

§ не пускайте детское творчество на «самотек»;

§ будьте веселее!

ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ К ИГРЕ

1. В процессе подготовки к игре, команда должна провести достаточное количество репетиций для свободного владения тек­стом. Необходимое количество репетиций команда определяет сама. При их большом количестве может возникнуть эффект «зарепетированности», ситуации, когда актеры настолько механически вяло читают текст, что о каком-либо вдохновении не идет и речи. Если репетиций мало - возникает эффект «недорепетированности» - незнания текста, не слаженности действий.

2. На предварительных репетициях можно и нужно изменять сценарий, убирать лишнее, добавлять новый, спонтанно возник­ший материал.

3. Первая репетиция посвящается читке ролей, на следующих прогонах команда отрабатывает сценическое действие.

4. Костюмы и реквизит вводятся в процессе репетиций как можно раньше до выхода на сцену, иначе, если все необходимое будет при­готовлено незадолго до игры, используемый реквизит может стать чужим и «необыгранным», что отрицательно скажется на качестве игры. Фонограммы также должны стать «родными» и вводятся за­долго до генеральной репетиции.

РАБОТА НАЛ СЦЕНАРИЕМ

Главной задачей любого автора, создающего сценарий для КВН, является поиск шуток, ведь шутка — основа любого сценария в КВН. Шутки в КВН можно условно разделить на два вида: лите­ратурные и актерские.

«Литературные шутки» — шутки, основанные на игре слов, придуманные анекдоты, фразы, пародирующие известные изрече­ния и т.д. Это самый ценный материал в КВН.

В очередной раз порадовали наши хоккеисты. — на этот раз они порадовали финских болельщиков.

Молотки и стамески фирмы «ого-го». С их помощью можно вырубить не только Буратино, но и папу Карло.

У нас в городе такой воздух, такой воздух, что мы когда дышим, стараемся не затягиваться.

«Актерские шутки» — шутки, опирающиеся на внешний эф­фект: актерскую игру или использование технических средств (де­кораций, костюмов, реквизита, фонограмм и т.д.).

ПОДАЧА ШУТКИ

Существует стандартная КВН-ская схема подачи шутки. Из­вестным КВНовским теоретиком Михаилом Марфиным она дана в стиле тенниса: «подача — добивка-отбивка».

«Подача» — («затравка») — реплика, подводящая к остроте. Обычно это либо вопрос, либо начало фразы, которая желательно (но не обязательно!) Смешна или вызывает интерес у зрителя.

«Добивка» — продолжение «подачи» — ответ на вопрос, ост­роумное завершение предыдущей фразы. В ней сосредоточена соль шутки, вложено самое яркое и смешное из того, что удалось со­здать сценаристам. После нее игроки ожидают смех в зале, поэто­му фраза должна быть правильно составлена и произнесена.

«Отбивка» — это либо третья фраза на волне смеха, усилива­ющая эффект «добивки», либо «отыгрыш», реакция остальных иг­роков на сказанную фразу.

ТРЕБОВАНИЯ К ШУТКЕ

К шутке как элементу сценария предъявляется несколько тре­бований:

1. Шутка должна быть понятна, не допускать долгого и вдум­чивого постижения, не должна быть чересчур тонкой и непонятной.

2. Шутка должна быть оригинальной. Заимствованные нео­бработанные шутки идут во вред восприятию как со стороны жюри, так и болельщиков. Сценаристы должны постоянно что-то искать, в том числе новые темы для шуток.

3. Шутка должна быть удобной для подачи. Соответственно, текст шутки должен быть обработан таким образом, чтобы она звучала коротко, легко и изящно.

4. Шутка должна укладываться в логику сценарного постро­ения конкурса и не выглядеть чужеродно в школьном КВН (то есть не должны использоваться шутки, тематика которых далека от школьного возраста: шутки на тему секса, шутки чрезмерно политизированной направленности и т.д.).

5. Шутка должна быть свежей и актуальной, то есть материал для нее должен касаться событий, которые у всех на слуху (новые фильмы, хиты и клипы, факты международной жизни, политики, моды, новая реклама и т.д.). Иногда это условие нарушается — в том редком случае, когда вам удается сочинить шутку на вечную тему. Условно можно определить срок актуальности шутки. Рекла­мы теряют актуальность в течение одного месяца после того, как ролик перестает крутиться в эфире. Новые фильмы могут служить темой для шуток в течение полугода после выхода. Сериалы акту­альны в течение месяца, глобальные события — до полугода.

ПОМНИ! Одна из главных ценностей шуток в школьном (как и любом другом) КВН — их оригинальность, т.е. Шутки не должны быть заимствованы.

Основным способом написания сценария является процесс на­копления шуток (создание базы данных). Источники появления но­вых шуток:

- пародии на рекламу, сериалы, ТВ-программы и т. д.

- внешние источники (анекдоты, шутки из газет, журналов, специализированные сайты в интернет и др.).

- «шутки по ходу жизни» — то есть рожденные во время уроков, перемен, непосредственного общения в компании, видео и ТВ-фильмы в жанре комедии могут подарить све­жие принципы и идеи.

- общественно-значимые события (выход фильмов, альбомов, имидж звезд шоу-бизнеса, события в мире спорта, моды) могут стать темой для новых шуток.

- материал внутришкольных событий — капустников, елок и др.

- спонтанные шутки — то есть те, что рождаются в процессе репетиций уже готового материала.

- шутки, написанные сценаристами непосредственно к дан­ной игре.

Работа сценариста

Первоначальная проблема сценаристов - выбор направле­ния для создания шуток. Рассмотрим метод ассоциативных свя­зей. Его суть состоит в том, что сценаристы выписывают все слова ассоциирующиеся с темой. Например, к теме «зима» список слов будет: снег, елка, новый год, снегурочка, дед мороз, шуба, сосуль­ка, рождество, снеговик, конфетти, подарки и т. д. Затем каждое слово рассматривается как объект для написания шутки.

Для выбора направления, возможно использование следующей схемы поиска. Приведем конкретный пример; темообразующее слово — космос. В направлении «песни» будут записаны свежие хиты на космическую тему. В направлении «реклама» — реклам­ные ролики космической направленности.

В направлении «производные» — соответствующие слова — космонавт, космодром, космолет и др.

В направлении «созвучия» — обыгрываются различные вари­анты произношения слова (космос произношение типа шашлык-машлык или ко-ко — космос — куриный язык.

В направлении «антиподы» — противоположные по значению слова и понятия (например: глубокий космос — глубокое подземе­лье, то есть вместо «инопланетяне» — «Подземляне» и т.д.).

В направлении «анекдоты, шутки» — соответствующее теме наполнение.

Памятка организатору КВН на базе школы - student2.ru
В направлении «персонажи» - известные космонавты – Гагарин, Терешкова, американские астронавты на Луне и т.д.

  Ошибка Работа над ошибками
1. В сценарии много текста, из-за чего он не соответствует временным рамкам. Сократить объем за счет изъятия лишних реплик.
2. В тексте мало собственно шуток, много «воды», то есть ненужных и лишних фраз. Поработать над пополнением банка данных, насытить сценарий шутками.
3. Сценарий представляет собой просто набор шуток, никак не связанных между собой. Продумать «связки», логически соединяющие текст в одно целое. Убрать шутки не подходящие по смыслу.
4. Шутки в сценарии не «звучат», неправильно оформлены, слишком громоздки по конструкции. Переработать шутки, изменив порядок слов, найти лучший вариант звучания.
5. В сценарии много пошлых, старых шуток. Полностью переработать текст, избавиться от подобного материала.
Исходный материал Отобранный материал
Первоначальный вариант Замечания Исправленный вариант
Сергей: здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать всех людей, собравшихся здесь в этом зале!   Валера: мы посланцы нашей школы, мы здесь потому, что нас послали, и мы пришли!   Таня: и я чувствую, что игра, которая сей- час начнется, будет крутой, обалденной, и, главное, конечно веселой!   Алексей: а сейчас, по тра­диции, мы хотим начать наше сегодняшнее приветствие веселой песней! (песня) Длинно и неактуально лучше не давать много нейтрального текста одному человеку.   Неправильно выстроенная фраза. Разбиваем длинную фразу на короткие реплики   Сергей: Привет, друзья! Таня: Мы рады видеть вас! Юра: И мы... Валера: Мы здесь послы школы N... Алексей: Нас послали и мы пришли! Юра: И мы... Таня: Игра, которая сейчас начнется, будет: Сергей: Крутой! Валера: Обалденной! Алексей: Непредсказуемой! Таня: И главное веселой! Валера: Конечно, а то зачем бы мы здесь собра­лись. Юра: И сейчас... Сергей: Ты что-то хочешь сказать? Юра: Ничего (пауза). Юра: Ничего я не хочу гово­рить, я хочу спеть (песня).

В направлении «ассоциации» — такие понятия как «обратный отсчет», «стыковка», «скафандр», «инопланетяне», «астероиды» и др.

В направлении «кино» — фильмы «Звездные войны», «Арма­геддон», «Инопланетянин».

Для команд, имеющих некоторый опыт работы со сценариями, возможен следующий вариант: все участники команды располага­ются по кругу и берут листочки и ручки. Ведущий объявляет тему конкурса, которая будет обыгрываться. Каждый участник в тече­ние 2-3-х минут должен написать шутку, либо идею, соответствую­щую теме. Затем все меняются листочками по кругу и каждый, прочитав написанное должен продолжить шутку, либо внести ка­кое-либо изменение. Потом все снова обмениваются листочками и работа продолжается до тех пор, пока к игрокам не вернутся их первоначальные варианты. Таким образом, у сценаристов будет несколько обработанных идей, которыми они могут воспользоваться при подготовке окончательного варианта.

Достаточно сложно начинать работу над сценарием с нуля. Опыт­ные команды в процессе подготовки к игре используют материалы из банка данных. Материалы данного банка непрерывно расширя­ются за счет постоянного поиска новых шуток и идей. Естественно, не все шутки подходят к предложенной теме игры, и здесь есть два выхода. Либо шутка откладывается про запас, либо придумывают­ся ее варианты введения в сценарий (обработка, связки).

ИГРА КВН

По залу волны бегают, ведущий вглубь зажат. И мокрые от смеха болельщики лежат. И слышит хохот громкий домов сосед­них ряд. У стоек микрофонных КВН-щики стоят.

Игра КВН — это состязание между двумя или несколькими ко­мандами, которое состоит из ряда конкурсов. Существуют традици­онные («сакральные») КВН-ские конкурсы. Самая простая схема:

1. Визитная карточка (представление команд).

2. Разминка (вопросы и ответы).

3. Музыкальный конкурс.

4. Капитанский конкурс.

5. Домашнее задание.

Количество конкурсов сокращается или увеличивается (это за­висит от количества команд, участвующих в игре), или вводятся другие конкурсы (СТЭМов, выездной, литературный, театральный, танцевальный и др.).

Все игры проводятся с целью определить победителя. Перед иг­рой команды обычно получают тему, например, «зима», «сказка», «ка­никулы», «8 марта», которую должны раскрыть в своем выступлении. Впрочем, в последнее время, это отнюдь не обязательное условие.

ЖЮРИ

Требования к этому важному компоненту игры КВН следующие:

Состав жюри.

В жюри должны находиться:

- люди компетентные, то есть неслучайные, имеющие опре­деленную квалификацию и опыт. Близкие к идеальному ва­рианты: КВНщики со стажем (например, бывшие игроки), театральные работники (актеры, режиссеры), литераторы (журналисты, поэты, писатели-сатирики и юмористы), люди искусства (художники, хореографы, ди-джеи и др.);

- люди, обладающие чувством юмора. Это обязательное ус­ловие, оно продиктовано самим духом игры;

- люди честные, справедливые и рассудительные; люди известные и авторитетные, то есть такие, к чьему мне­нию прислушивался бы весь зал;

- люди независимые, не имеющие симпатий и предпочтений, а значит, оснований подсуживать какой-либо из команд;

Критерии оценки.

Несмотря на то, что оценка игры дело достаточно субъективное, можно выделить и прокомментировать некоторые ее критерии:

§ «юмор». Жюри отмечает все шутки, остроумные и смеш­ные моменты в игре. Некоторые члены жюри ориентируют­ся на собственное восприятие игры, некоторые обращают внимание на реакцию зала, другие отмечают все интерес­ные шутки и удачные находки вне зависимости от того, как они воспринимаются публикой;

§ «оригинальность». Жюри отмечает, насколько выступле­ние команды было творческим, нешаблонным, насколько шутки, прозвучавшие со сцены, были оригинальными, «све­жими» и незаимствованными;

§ «актерская игра». Не секрет, что в КВН самый замеча­тельный сценарий может быть испорчен невыразительным актерским исполнением. Соответственно, яркое, талантли­вое исполнение может скрасить недостатки сценария. По­этому жюри всегда обращает внимание на то, как играют участники команд, насколько они вживаются в образ, на­сколько уверенны и раскованны;

§ «качество постановки». Самый многогранный критерий оценки. Сюда входит и оценка работы режиссера, музы­кантов, художников, декораторов и гримеров, и общее впе­чатление от каждого конкретного конкурса. Здесь учитываются все ошибки, промахи, незапланированные паузы. Естественно, в плюс идут все удачные находки, бле­стяще отработанные и поставленные номера; «соответствие теме». Критерий работает в случае, когда тема дана организаторами конкретно для каждого конкурса. В на­стоящее время жюри обычно не требует строгого и безуслов­ного соответствия теме, но какие-то привязки к ней необходимы. Жюри всегда учитывает поведение болельщиков команды в зале, иногда это добавляет команде баллы, но бывает, что и сни­жает (в случае, когда болельщики ведут себя недостойно).

Наши рекомендации