ВНД в подростковом возрасте
Врождённая рефлекторная деятельность.
У новорожденного уже существуют многочисленные рефлексы с вестибулярного аппарата. Прежде всего, это установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный рефлекс с туловища на голову, и шейный тонический рефлекс. Эти рефлексы обычно исчезают в первом полугодии, и к концу 1-го года жизни ослабляются и пропадают. Стабилизация у ребёнка тонических рефлексов, а также установочных, обеспечивающих нормальное положение головы, поддержание позы, постепенно с выработкой вестибулярных рефлексов и с анализом вестибулярных сигнализаций может стабилизироваться ко 2-му месяцу жизни. У новорожденных наибольшей чувствительностью обладает слизистая часть лица и губ.
При рождении у ребёнка сохраняется рефлекс Бабинского. Этот рефлекс проявляется, если провести по подошве пальцем, то большой палец стопы отклоняется к тылу, а 4 – к подошве.
Хоботковый рефлекс. Он возникает при касании области рта.
Сосательный рефлекс.
Кроме того, существуют защитные рефлексы. К ним можно отнести мигательный и хватательный. У ребёнка в этот период существуют нистагмоидные движения. Слуховая система ещё не разработана, хотя начинает функционировать уже в первые часы после рождения. Она вначале носит общую реакцию, генерализованную. То есть, ребёнок не концентрирует своё тело на источник звука.
Первая реакция на световые раздражения – это зрачковый рефлекс, который стабилизируется только к 4-му и 5-му месяцу жизни. К ранним реакциям относятся ориентировочные рефлексы. Новорождённый не фиксирует предмет взором. Эта способность формируется к 3-му – 5-му месяцу жизни. Это называется «реакция фиксации взора». В 3 месяца механизмы фиксации взора должны быть зрелыми.
ВНД 1-го года жизни.
Наиболее ранней формой приспособления выступают натуральные условные рефлексы. Самые первые из них наступают на 2-й неделе после рождения при строгом режиме кормления. При этом уже за 30 минут до кормления появляются сдвиги во внутренней среде организма: повышается количество лейкоцитов, увеличивается газообмен, после чего наступает пробуждение и беспокойство. Это есть натуральный условный рефлекс «на время». Ребёнок этого возраста в связи с этим очень резко реагирует на нарушения этого режима. Все остальные сигналы для него пока не значимы. Но к 10-му месяцу жизни ребёнка начинает интересовать внешняя обстановка, люди, ухаживающие за ним. Вырабатывается масса сенсорных раздражителей. Условные рефлексы этого периода вырабатываются при определённых сигналах, сохраняется стереотип осуществления рефлексов; и если хотя бы 1 сигнал выпадает из набора тех, что были при выработке, то рефлекс не осуществляется.
Существует в этот период класс детей, у которых очень быстро образовываются рефлексы. У других медленнее. То есть начинает формироваться тип нервной системы. Мощно развивается вторая сигнальная система. Первая реакция на слова появляется после 6-ти месяцев жизни. Сначала ответ на сигнал не конкретен, и на вопрос «где мама?» ребёнок может посмотреть на мамин халат, пальто и т.д. То есть слово, как компонент, сначала проявляется в виде обобщённого ответа, а далее уже позже, в 1 – 3 года, приобретается самостоятельный характер как сигнал.
ВНД 1 – 3 года.
Этот период характеризуется мощным развитием манипуляционного системного аппарата. Ребёнок начинает усиленно формировать условные рефлексы на слуховые и зрительные сигналы. После 6-го месяца жизни эти системы начинают дифференцированно отвечать на сигналы. Несмотря на абсолютную сложившуюся взаимосвязь этих систем и окружающего мира, ещё требуется формирование качества ответных реакций. Этот период отличается необходимостью сохранения выработанных стереотипов, разрушения которых является крайне нежелательными для личности. Стереотипы должны сохраняться как можно дольше. Если говорить шире, то лучше их не разрушать до 5-ти лет. Особенно опасен период для невозможности разрушения стереотипов – это 2,5 – 3 года, ибо в это время очень сильны стереотипы, выработанные по зрительному анализатору. Поэтому очень важно трепетно относиться к этим стереотипам. Очень сильно начинает формироваться словесная система (вербальная, речевая). Сначала слово не несёт определённой значимости, слово «мама» может быть обращено как к маме, так и к её вещам. Важно 1 условие: сохранение тех сигналов, которые сформировали этот рефлекс. При формировании речевой деятельности существуют 4 степени интеграции слов:
1. Слово имеет определённое значение, относящееся только к определённому предмету. Ребёнок называет куклу «ляля» (1 год). Это относится только к данной кукле. Другие такие же куклы в руках других детей – не «ляля».
2. Слово обращено к однородным предметам. Тогда все подобные куклы будут называться «ляля» (ко 2-му году жизни).
3. Когда возникает название разнородных предметов. Например, кубики, куклы, шары называются «игрушки» (к 3-м годам).
4. Когда появляется обобщение. Игрушки, одежда, мебель называются словом «вещи».
Начинает работать прошлый опыт. Ребёнок всё ещё продолжает совершать много манипуляций. При выработке временной связи существует много межсигнальных реакций, которые могут проявиться и в более позднем возрасте.
ВНД 3 – 6 лет.
Этот возраст характеризуется резким снижением количества манипуляций, высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Дети уже не производят большого количества манипуляций. Всё большее значение приобретает прошлый опыт, ранее образованные навыки. Стереотипы играют всё ещё существенную роль в жизни ребёнка. Ещё очень остры и крепки прямые временные связи. Например, счёт от 1 до 10 ребёнок осваивает легко. Обратный счёт вызывает у него затруднения, и вопрос решается только к школьному возрасту. При выработке временных связей возникает большое количество межсигнальных реакций. К 7-милетнему возрасту количество этих реакций уменьшается. У ребёнка в 5 лет ещё достаточно выражена система генерализации. А система специализации ещё достигается с трудом. К 3 – 5-ти годам жизни слово опирается на обобщающие свойства. Скорее всего, это называется «общность действий», которые можно производить с данным предметом. Например, на вопрос «что такое ложка» ребёнок ответит «чем едят». Возраст 3 – 6 лет является периодом проявления эмоций, которые носят нестойкий характер. Этот возраст называют возрастом аффективности. Главное в поведении ребёнка этого возраста – привлечение внимания к себе. Активно оградить себя от среды. Шестой год жизни является периодом подготовки к школе. Слово приобретает важный функциональный смысл. Начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью. Только с 6-летнего возраста ребёнок способен выполнить словесно-логическую инструкцию на основе предварительной обобщающей формулировки. Начиная с этого возраста, ребёнок способен удерживать программу действий, состоящую из ряда движений. Формируется система вероятности подкреплений.
Лет.
Это возраст начала обучения в школе. В этот период все процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, несмотря на то, что все виды внутреннего торможения выражены хорошо. Однако, дети ещё затрудняются выполнить мелкие и точные движения, хотя этот навык совершенствуется быстро. Ещё недостаточно развиты механизмы активного внимания и сосредоточенности. Наступает быстрое утомление. Сам факт школьного обучения является стрессирующим и оказывает определённое действие на психику ребёнка. При чём развитие коры в этом возрасте приближается к развитию коры взрослого человека. Очень ярко проявляются типологические особенности ВНД. Дети этого возраста отличаются по силе, уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения. Несмотря на то, что все эти характеристики развиты ярко, ещё крайне рано говорить о типе сформированной ВНД ребёнка, ибо в процессе становления ВНД ещё всё может измениться.
ВНД в подростковом возрасте.
Подростковый возраст состоит из 2-х этапов, иногда их называют периодами. Период от 11-12 лет для девочек и 13-15 для мальчиков является первой фазой подросткового периода. Происходит половое созревание, повышается возбудимость ЦНС, ослабевают процессы торможения, повышается раздражительность, утомляемость, расстраивается сон. В условно-рефлекторной деятельности отмечается увеличение межсигнальных реакций. Ухудшается дифференцировка сигналов. Отмечается широкая иррадиация возбуждения по коре. Возрастают скрытые периоды условных реакций. Речь замедляется. Ответы становятся лаконичными, стереотипными. Трудно построить новые условные связи на слово. Почти невозможно словесную продукцию сделать красивой, наполненной определениями. Всё большую проблему представляет объём школьного материала для заучивания. Период 13-15 для девочек и 15-17 для мальчиков является второй фазой подросткового периода. Это наиболее критическая полоса в жизни подростка. Возможны проявления психической неуравновешенности. Наблюдаются резкие перепады от бурного восторга до депрессии. Появляется резко критическое отношение к окружающим. В поле зрения критики попадают обычно близкие люди: родители, учителя, друзья. Период чрезвычайной обидчивости, большая склонность к слезам, часты проявления вспыльчивости и негативизма. ВНД заканчивает своё формирование к 17-ти годам. Но это происходит не всегда, иногда явления инфантилизма проявляются резко, и становление всех параметров может длиться до 21 года и позже.