Общие сведения о прогнозах погоды
Прогнозом погоды называется научно обоснованное предположение о мет еорологи- ческих условиях , ожидаемых в опред еленный момент или период времени в определ енной зоне или части возд уш ного пространства.
В зависимости от того, для каких целей составляются прогнозы погоды и кем они используются в практической деятельности, прогнозы различаются по методам составления, срокам, содержанию и форме представления.
По методам прогнозирования прогнозы бывают количественные (численные) и качественные (синоптические). Наибольш ую известность и распространение получил синоптический метод, предусматривающий составление прогноза погоды на основе прогноза синоптическ ой ситуации.
В зависимости от заблаговременности составления и сроков действия прогнозы погоды делятся на долгосрочные (от нескольких д ней до месяца и даже целого сезона года) и краткосрочные (не более 3-х суток).
По содержанию прогнозы могут быть общего пользования и специальные. Специальные прогнозы составляют ся д ля обеспечения нужд различных отраслей народного хозяйства и обороны ст раны, в том числе и гражданской авиации. Прогнозы для гражданской авиации называются авиационными прогнозами погод ы.
По форме прогнозы бывают альтернативным и и вероятностными.
Альтернативный прогноз предусматривает лишь д ве возможности осущ ест вления любых явлений (условий) погоды – или эт и явления (условия) будут или их не б удет.
Вероят ност ный прогноз – это прогноз, в котором указывается вероятность (в %)
осущ ествления прогнозируемых явлений или условий погоды.
По способам представления прогнозы б ывают текстовыми, цифровыми,
картографическими и графическими.
Прогнозы для гражданской авиации могут сост авляться в любой из форм,
перечисленных выше, и любым из указанных способов.
В связи с изменчивостью мет еорологических величин и явлений погоды в пространстве и во времени, а т акже ввиду несовершенст ва методики прогнозирования и ограничений, связанных с определением некоторых метеорологических величин (например, приземного ветра, видимости и др.), конкрет ное значение любой прогнозируемой метеорологической величины нужно рассматривать лишь как наиболее вероят ное среднее значение, кот орое данная величина может иметь в течение периода действия прогноза. Точно т ак же, когда в прогнозе указывается время возникновения или изменения метеорологической величины, оно должно рассматриват ься как наиболее вероятное время. Требования к т очности авиационных прогнозов пред ставлены в таблице 11.2.
Таб лица 11.2. Точность прогнозов, желательная с т очки зрения эксплуат ации
Прогнозируемый элемент | Желательная точность | Обеспеченность |
Прогноз по аэродрому | ||
Направление ветра Скорость ветра: Видимость: до 800 м 800 м...10 км Осадки Колич ество облаков: ниже 450 м (1500 фут) 450 м (1500 фут) … 3000 м (10000 фут) BKN или OVC Высота облак ов: до 300 м (1000 фут) 300 м (1000 фут)...3000 м (10000 фут) Температура воздуха | ± 20° ± 10 км/час (5 узлов) ± 200 м ± 30% Наличие или отсутствие ± 1 октант Наличие или отсутствие ±30 м (100 футов) ±30% ± 1°С | 80% случаев 80% случаев 80% случаев 80% случаев 80% случаев 70% случаев 70% случаев 70% случаев 70% случаев 70% случаев |
Прогноз для посадки | ||
Направление ветра Скорость ветра: Видимость: до 800 м 800 м...10 км Осадки Колич ество облаков: ниже 450 м (1500 фут) 450 м (1500 фут) … 3000 м (10000 фут) BKN или OVC Высота облак ов): до 300 м (1000 фут) 300 м (1000 фут)...3000 м (10000 ф ут) | ± 20° ± 10 км/час (5 узлов) ± 200 м ± 30% Наличие или отсутствие ± 1 октант Наличие или отсутствие ± 30 м (100 футов) ± 30% | 90% случаев 90% случаев 90% случаев 90% случаев 90% случаев 70% случаев 70% случаев 90% случаев 90% случаев |
Прогноз для взлета | ||
Направление ветра Скорость ветра: до 50 км/ч (25 узлов) Температура воздуха: Давление (QNH) | ± 20° ± 10 км/час (5 узлов) ± 1°С ± 1 гПа | 90% случаев 90% случаев 90% случаев 90% случаев |
Зональн ый прогноз, прогноз н а полет и прогноз по маршруту | ||
Температура воздуха на высотах Относительная влажность Ветер по высотам: [модуль векторной разности для 900 км (500 м миль)] Особые явления погоды по маршруту полета и облачность: местонахождение вертикальная протяженность высота тропопаузы в единицах эшелона полета высота макс. в етра в единицах эшелона полета | ± 2°С [средняя на 900км (500 м миль)] ± 20% ± 20 км/час (10 узлов) Наличие или отсутствие ± 100 км (60 м миль) ± 300 м (1000 футов) ± 300 м (1000 футов) ± 300 м (1000 футов) | 90% случаев 90% случаев 90% случаев 80% случаев 70% случаев 70% случаев 80% случаев 80% случаев |
- 235 -
ПРАВИЛА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И Э ВОЛЮЦИИ ВОЗ ДУШНЫХ МАС С,
А ТМОСФЕ РНЫХ ФРОНТОВ И БАРИЧЕ СКИХ СИСТЕМ
Прогноз будущего положения и сост ояния основных синоптических объектов (ВМ, АФ и БС), определяющих изменение всех метеорологических величин и развитие во времени всех явлений погоды, называется прогнозом синоптической ситуации.
Одним из самых важных элементов прогноза погоды являет ся определение направления и скорости перемещения синопт ических объект ов, а также их эволюции.