Даты начала и окончания выездной проверки
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется:
- со дня вынесения решения о ее назначении (п. п. 2, 8 ст. 89, п. 2 ст. 89.1 НК РФ) <1>;
- по день составления справки о проведенной проверке включительно (п. п. 8, 15 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ) <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее см. разд. 10.6 "Решение о проведении выездной налоговой проверки".
<2> Подробнее см. разд. 14.1.1 "Форма справки о проведенной выездной проверке".
ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Указанный срок на основании п. 6 ст. 89 НК РФ может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
ФНС России разъяснила, что возможно неоднократное обоснованное продление срока проведения выездной налоговой проверки общим сроком до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (Письмо от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (п. 4.1)).
Примечание
Напомним, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки изложены в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Налоговым кодексом РФ ограничений по проводимым налоговым органом мероприятиям или действиям в период продления выездной проверки не установлено. В частности, в период продления проверка может быть приостановлена. Это также следует из разъяснений УФНС России по г. Москве (Письмо от 21.02.2008 N 16-27).
Например, двухмесячный срок выездной проверки ООО "Альфа" продлен до четырех месяцев. На третьем месяце проверки налоговики решили истребовать документы у контрагента организации и на этом основании приостановили проверку. Их действия правомерны.
В заключение рассмотрим некоторые случаи, когда п. 6 ст. 89 НК РФ, регламентирующий продление срока выездной налоговой проверки, не применяется.
1. В соответствии с п. 7 ст. 89 НК РФ срок самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика не может превышать один месяц. Из этой нормы следует, что срок такой проверки не может быть продлен.
2. Согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника КГН), но не более чем до одного года. Исходя из положений данной нормы ФНС России пришла к выводу, что максимальный срок проведения выездной налоговой проверки КГН определен изначально и не продлевается в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 89 НК РФ (Письмо от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (п. 4.1)).
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА
ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
Основаниями для продления срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут служить следующие обстоятельства (пп. 1 - 6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (Приложение N 4 к данному Приказу)):
1) проводится проверка налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) налоговый орган получил информацию, свидетельствующую о наличии нарушений налогового законодательства проверяемым лицом и требующую дополнительной проверки;
3) на территории, где проводится проверка, произошло затопление, наводнение, пожар, возникли иные обстоятельства непреодолимой силы;
4) у проверяемой организации имеется несколько обособленных подразделений;
5) проверяемое лицо не представило документы по требованию налогового органа в срок, установленный п. 3 ст. 93 НК РФ;
6) иные обстоятельства <1>.
--------------------------------
<1> Наличие таких обстоятельств и срок продления выездной проверки определяются налоговиками исходя из пп. 6 п. 2 Оснований, утвержденных Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (Приложение N 4 к данному Приказу):
- длительности проверяемого периода;
- объема проверяемых и анализируемых документов;
- количества налогов и сборов, по которым назначена проверка;
- количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности;
- разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица;
- сложности технологических процессов;
- других обстоятельств.
Важно: продление выездной проверки до шести месяцев возможно лишь в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ). Один такой случай - наличие в составе проверяемой организации десяти и более обособленных подразделений - прямо назван в пп. 4 п. 2 Оснований, утвержденных Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (Приложение N 4 к данному Приказу).
В других ситуациях содержание понятия "исключительный случай" зависит от фактических обстоятельств конкретного дела (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1434-О-О), и налоговый орган по своему усмотрению оценивает, имеются ли основания для продления срока проверки до шести месяцев. Однако суды не всегда соглашаются с мнением налогового органа относительно того, какие обстоятельства могут служить основанием для такого продления срока проверки (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по N А43-17631/2012).