Их функции и организация работы
В зависимости от класса, оснащенности, территориального расположения авиационно-технических баз (АТБ), приписного парка, наличия материальной базы в авиакомпаниях ГА организованы: лаборатории надежности и технического диагностирования (производственные участки АТБ); базовые лаборатории диагностирования; группы диагностирования АТБ.
Лаборатории (производственные участки) надежности и технического диагностирования, базовые лаборатории и группы диагностирования организуются для диагностического надзора и прогнозирования состояния авиационной техники на предстоящий период работы. Лаборатория диагностирования – самостоятельное структурное производственное звено АТБ и в своей деятельности руководствуется:
приказами и руководящими указаниями Департамента по авиации РБ;
перспективными планами развития;
приказами и руководящими указаниями руководства;
руководящими документами по летной и технической эксплуатации AT в ГА;
регламентами, технологическими указаниями, бюллетенями и другой нормативно-технической документацией;
положением о лаборатории диагностирования данной АТБ;
должностными инструкциями.
Инженерный состав АТБ и авиационного отряда своевременно представляет в лабораторию диагностирования информацию о техническом состоянии ВС.
Вопрос 1. Задачи лаборатории диагностирования
Лаборатории диагностирования эксплуатационных предприятий решают следующие задачи:
организовывают и обеспечивают учет и обработку информации о неисправностях AT, статистический анализ надежности AT с оценкой эффективности доработок;
подготавливают статистическую информацию для разработки предложений и мероприятий, направленных на обеспечение надежности и повышение эффективности использования AT;
осуществляют оперативный контроль, диагностирование и прогнозирование технического состояния приписного парка AT;
разрабатывают оперативные рекомендации по эксплуатации конкретных изделий AT на основании анализа информации об их техническом состоянии;
накапливают и обобщают данные по техническому состоянию AT, опыту применения в эксплуатации и совершенствованию методов контроля, диагностирования и прогнозирования технического состояния AT, методов учета и анализа информации о неисправностях AT;
участвуют в подготовительных работах АТБ по организации измерений параметров конкретных ВС в полете, при ТО и оценке технического состояния ВС;
обрабатывают и анализируют данные об изменениях значений параметров двигателей и других систем ВС, измеряемых в полете и при ТО;
оценивают техническое состояние и осуществляют контроль за выработкой ресурса ВС;
разрабатывают рекомендации по дальнейшей эксплуатации AT.
Источниками информации для работы лаборатории являются данные, получаемые при наземном техническом обслуживании и отраженные в КУН и формулярах, замечания экипажей о работе ВС в полете; результаты диагностических работ; карты параметров ВС в полете; записи МСРП.
Вопрос 2. Состав лаборатории надежности и диагностики
Для решения стоящих перед лабораторией диагностики задач и выполнения ею своих функций типовая лаборатория диагностики имеет структуру, показанную на рис.70.
Непосредственно в состав лаборатории (участка) надежности и диагностики входят группы: надежности; параметров; масла, МНК; анализа.
Группа учета и анализа информации о надежности приписного парка изделий (группа надежности) осуществляет:
организацию и обеспечение учета и обработки информации о неисправностях AT;
анализ надежности AT;
систематизацию материалов по опасным и наиболее часто повторяющимся отказам;
ведение рекламационной работы.
Группа сбора и обработки информации о значениях параметров двигателей и других изделий (группа параметров) выполняет:
сбор информации об изменениях значений уровня вибрации, термогазодинамических параметров двигателей и параметров других систем ВС в полете и при ТО, получаемых средствами ручной записи;
систематизацию и первичную обработку информации об изменении значений параметров двигателей и других систем ВС;
подготовку и передачу материалов для обработки на ЭВМ, получение и анализ обработанных данных;
участие в расшифровке и анализе автоматических бортовых записей значений параметров в части, относящейся к ТС АТ;
передачу данных в группу анализа информации.
Рис.70. Типовая структура лаборатории диагностики и взаимодействия ее с другими подразделениями эксплуатационного предприятия
Группа анализа масла двигателей и трансмиссии ТВД и вертолетов и спецжидкостей (группа масла) выполняет:
отбор проб масла и спецжидкостей, проведение анализа проб для определения концентрации в них продуктов изнашивания, регистрацию, обработку и систематизацию результатов анализов;
передачу данных в группу анализа информации.
Группа неразрушающих методов контроля (группа МНК) производит:
проверку ТС деталей изделий АТ с применением дефектоскопов, эндоскопов и других средств МНК;
оценку ТС деталей изделий АТ на основании проведенных проверок;
передачу данных в группу анализа информации.
Группа анализа информации и выдачи оперативных рекомендаций по эксплуатации АТ осуществляет:
ведение и хранение дел воздушных судов и дел двигателей;
анализ ТС и систем ВС приписного парка с использованием статистических данных, получаемых из группы надежности;
комплексный анализ ТС ВС по материалам дела воздушного судна и дела двигателя на основе информации, получаемой из всех звеньев авиационного предприятия;
формирование рекомендаций по дальнейшей эксплуатации ГТД и других изделий АТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.А. Пивоваров. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций. – М.: Транспорт, 1994.
2. В.И. Ямпольский и др. Контроль и диагностирование гражданской авиационной техники. – М.: Транспорт, 1990.
****************************************************************
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 4
ТЕМА 1. Контроль и диагностирование в системе эксплуатации АТ. 6
Лекция 1. Контроль и диагностирование в системе эксплуатации АТ. 6
Вопрос 1. Место контроля и диагностирования в системе эксплуатации 6
Вопрос 2. Задачи системы контроля и диагностирования. 8
Вопрос 3. Условия внедрения системы контроля и диагностирования АТ 9
Тема 2. Теоретические основы технической диагностики.. 11
Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания. 11
Вопрос 1. Метод Байеса. 11
Вопрос 2. Метод минимального риска. 13
Лекция 3. Метрические методы распознавания. 15
Вопрос 1. Метод эталонов. 15
Вопрос 2. Метод минимального расстояния до множества. 17
Лекция 4. Метод разделения в пространстве признаков. Логические методы 19
Вопрос 1. Метод разделения в пространстве признаков. 19
Вопрос 2. Логические методы.. 21
Тема 3. Повреждаемость авиационных конструкций при воздействии рабочих нагрузок.. 23
Лекция 5. Изменение физико-механических характеристик металлических конструкций в процессе эксплуатации. 23
Вопрос 1. Оценка материалов по их физико-механическим характеристикам 23
Вопрос 2. Природа изменения физико-механических характеристик металлов под нагрузкой. 25
Лекция 6. Образование и развитие трещин при работе конструкций АТ. 27
Вопрос 1.Образование трещин при работе конструкций АТ. 27
Вопрос 2. Развитие трещин при работе конструкций АТ. 27
Лекция 7. Повреждаемость от длительно приложенных нагрузок. 31
Вопрос 1. Механизм развития повреждаемости. 31
Вопрос 2. Суммирование повреждений при длительном статическом нагружении 34
Лекция 8. Повреждаемость от повторно-переменных нагрузок. 34
Вопрос 1. Механизм развития повреждаемости. 34
Вопрос 2. Суммирование усталостных повреждений. 36
Вопрос 3. Повреждаемость при термоусталости. 38
Лекция 9. Повреждаемость при изнашивании. 40
Вопрос 1. Изнашивание при трении скольжения. 40
Вопрос 2.Изнашивание при трении качения. 41
Вопрос 3. Газоабразивное изнашивание. 43
Лекция 10. Повреждаемость от воздействия окружающей среды.. 44
Вопрос 1. Процесс образования коррозии. 44
Вопрос 2. Особенности коррозионной повреждаемости авиационных конструкций. 47
Основные выводы.. 49
Тема 4. Диагностическая информация при эксплуатации АТ 51
Лекция 11. Информация в технической диагностике. 51
Вопрос 1. Информационные основы технической диагностики. 51
Вопрос 2. Возникновение и оценка диагностической информации. 52
Лекция 12. Контроль технического состояния ВС в полете. 53
Вопрос 1. Зависимость безопасности полета от контроля состояния АТ. 53
Вопрос 2. Общая структура бортового контроля. 56
Лекция 13. Диагностирование АТ при ТО и ремонте. 58
Вопрос 1. Диагностирование АТ при ТО.. 58
Вопрос 2. Диагностирование АТ при ремонте. 60
Тема 5. Диагностирование элементов авиационных конструкций.. 63
Лекция 14. Методы неразрушающего контроля. 63
Вопрос 1. Акустический вид НК.. 63
Вопрос 2. Визуально-оптический вид НК.. 67
Лекция 15. Магнитные и капиллярные методы неразрушающего контроля 69
Вопрос 1. Магнитный вид НК.. 69
Вопрос 2.Капиллярный вид НК.. 73
Лекция 16. Вихртоковые и лучевые методы неразрушающего контроля. 75
Вопрос 1. Вихретоковой вид НК.. 75
Вопрос 2. Лучевой вид НК.. 77
Лекция 17. Методы неразрушающего контроля. 80
Вопрос 1. Методы течеискания. 80
Вопрос 2. Другие виды неразрушающего контроля. 83
Тема 6. ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 87
Лекция 18. Диагностирование планера и систем ВС.. 87
Вопрос 1. Диагностирование планера. 87
Вопрос 2. Диагностирование систем ВС.. 89
Лекция 19. Диагностирование авиационных двигателей. 91
Вопрос 1. Диагностирование по накоплению продуктов износа. 91
Вопрос 2. Вибродиагностирование двигателей. 94
Вопрос 3. Диагностирование по термогазодинамическим параметрам. 95
Вопрос 4. Параметрическое диагностирование. 95
Основные выводы.. 96
Тема 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ.. 97
Лекция 20. Системы сбора и обработки информации. 97
Вопрос 1. Задачи и структура систем сбора и обработки информации. 97
Вопрос 2. Автоматизированные информационно-диагностические системы 99
Вопрос 3. Формирование потоков информации. 102
Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБ ДИАГНОСТИКИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ 103
Лекция 21. Организация служб диагностирования в подразделениях ГА, их функции и организация работы.. 103
Вопрос 1. Задачи лаборатории диагностирования. 103
Вопрос 2. Состав лаборатории надежности и диагностики. 104
ЛИТЕРАТУРА.. 110
ЛИТЕРАТУРА
1. В.А. Пивоваров. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций. – М.: Транспорт, 1994.
2. В.И. Ямпольский и др. Контроль и диагностирование гражданской авиационной техники. - М.: Транспорт, 1990.
3. К.Я. Орлов, В.А.Пархимович. Ремонт самолетов и вертолетов. – М.: Транспорт, 1986.
4. Н.Л.Голего. Ремонт летательных аппаратов – М.: Транспорт, 1984.
5. И.М.Синдеев. Диагностирование и прогнозирование технического состояния авиационного оборудования. – М.: Транспорт, 1984.
6. И.В.Кеба. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Транспорт, 1980.
7. И.А.Биргер. Техническая диагностика. – М.: Машиностроение, 1978.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
ДИАГНОСТИКА
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Составитель
Кухарчук Игорь
Ответственный за выпуск
Н.Л. Рипинская
Редактор
И.В. Багдонене
Подписано в печать . .2008. Формат бумаги А4. Бумага офсетная.
Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. . Тираж экз. Заказ № .
Отпечатано в редакционно-издательском отделе МГВАК
220096, г. Минск, ул. Уборевича, 77