Организация работы аптечного склада: функции, штат, организационная структура, законодательная основа деятельности.

Аптечный склад организуется и находится в подчине­нии областного, или городского управ­ления. Аптечный склад имеет собственные оборотные средства и является хоз­расчетным предприятием.

На аптечный склад возла­гается выполнение следующих работ:

1) прием медицинских товаров от поставщиков;

2) качественная и количественная проверка посту­пивших товаров;

3) правильное хранение товаров в зависимости от их физико-химических свойств;

4) отпуск медицинских товаров аптечным учрежде­ниям, производственным предприятиям областного управления, лечебно-профилактическим и другим учреждениям по указанию областного аптечного управ­ления;

5) доставка своим автотранспортом товаров в ап­течную сеть области.

Группы и категории складов. В зависимости от об­щего годового товарооборота склады делятся на кате­гории по объему работы и структуре и на группы — по оплате труда руководящих работников.

Структура складов. В связи с тем, что поме­щения многих аптечных складов не всегда позволяют полностью выполнить эти рекомендации, количество от­делов на складах одинаковых категорий заметно варьи­рует.

В соответствии с рекомендациями в ап­течных складах I категории предусмотрены, помимо приемного отдела и отдела экс­педиции, следующие оперативные отделы: сухих меди­каментов; жидких медикаментов; ядовитых лекарствен­ных средств; готовых лекарственных средств; лекар­ственных средств в ампулах; бактерийных препаратов и кровезаменителей; антибиотиков, витаминов и их препаратов; огнеопасных веществ и сжатых газов, дез­инфекционных средств; перевязочных материалов; това­ров санитарной гигиены и ухода за больными; аптечного обору­дования, очковой оптики и медицинского инструмента­рия; аптечной упаковки и вспомогательных материалов; рецептурного стекла и тары.

Всего в складах I катего­рии предусмотрено 16 отделов; в складах II катего­рии — 15, III категории — 13, IV категории — 10 и в складах V категории — 9 отделов. Дополнительно в складах всех категорий должны быть фасовочная для расфасовки сухих и жидких медикаментов, моечная и упаковочная.

Чтобы унифицировать хранение товаров и быстро выполнять заказы, разработана единая классификация групп медицинских товаров по оперативным отделам аптечных складов. В частности, в отделе сухих медика­ментов рекомендовано хранить сильнодействующие пре­параты списка Б, светочувствительные, сильнопахнущие, летучие, гигроскопические, кристаллогидраты, кра­сящие, весовые и таблетированные препараты. В отделе готовых лекарственных средств должны храниться все готовые лекарства и гормональные препараты. Соответ­ствующие группы товаров хранят в других отделах.

В соответствии с разработанной структурой складов рекомендован перечень должностей на аптечном складе, которые должны замещаться лицами с высшим или средним фармацевтическим образованием.

По организационной структуре многие областные ап­течные склады — довольно сложные хозяйства. Помимо оперативных отделов, в структуру входят различные службы: транспорт, охрана, машиносчетное бюро, бух­галтерия и т. д.

Деятельность руководителей отделов и различных служб регламентируется соответствующими приказами и положениями, а также утвержденными ру­ководством склада должностными инструкциями.

Аптечный склад может размещаться в отдельно стоящем нежилом здании, здании производственного назначения или в нежилых помещениях жилых домов, при этом склад должен быть изолирован от других помещений, иметь отдельный вход, подъездную площадку и рампу для разгрузки товара.

В случае размещения склада в нежилых помещениях жилых домов запрещается проводить загрузку и выгрузку медицинской продукции под окнами квартир.

Современный аптечный склад — это сложное техническое сооружение, которое имеет определенную структуру.

Складские помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась функциональная взаимосвязь между участками погрузочно-разгрузочных работ, приемки, хранения, комплектации и отпуска заказов.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена защита поступающих грузов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур. Участок приемки фармацевтической продукции может занимать отдельное помещение склада или представлять собой выделенную зону участка хранения.

Основными его функциями являются прием грузов по количеству, комплектности и качеству; проверка сопроводительной документации; ведение претензионной работы; распределение грузов по местам хранения в соответствии с используемыми на складе способами и условиями хранения отдельных групп товаров.

Помимо этого, на участок приемки могут быть возложены функции отбора проб товара на анализ качества; пакетирования грузов, комплектования укрупненных единиц для хранения на складе, а также разукомплектования последних с той же целью; временного хранения (накопления) поступающего груза для оперативного распределения на основных складских площадях.

Лекарственные средства в поврежденной упаковке, не имеющие сертификата соответствия, не отвечающие заказу, не имеющие необходимой сопроводительной документации, а также те, относительно которых есть предположение об их контаминированности, соответствующим образом маркируются и помещаются в специально выделенную (карантинную) зону отдельно от других лекарственных средств до их идентификации или уничтожения в установленном порядке.

Лекарственные средства, требующие особых условий хранения, необходимо немедленно идентифицировать и хранить в установленном порядке. Участок хранения позволяет реализовать функции аптечного склада, связанные с обеспечением сохранности товаров (соблюдение условий хранения, контроль за сроками годности, целостностью вторичной упаковки и др.).

Грузовая емкость участка хранения зависит не только от размеров, но и от выбранного способа хранения — стеллажного, на поддонах, в контейнерах и т.д. Как правило, на участках хранения аптечного склада осуществляется также комплектация заказов и передача их в отдел экспедиции.

Участок экспедиции представляет собой отдельное помещение, предназначенное для учета отправляемых грузов, их временного складирования, составления сопроводительной документации и т.д. Складские помещения должны иметь системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализацию, приточно-вытяжную вентиляцию.

Отделку помещений проводят с использованием материалов, позволяющих проводить влажную уборку. К напольным покрытиям предъявляются дополнительные требования в отношении их устойчивости к воздействию средств механизации, влажной уборке с использованием дезинфицирующих средств, отсутствию пылеобразующего действия.

На складе необходимо выделить специальное изолированное место для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования, и гардеробную. В гардеробной верхняя одежда и обувь хранятся изолированно от сменных специальных одежды и обуви.

Аптечный склад в соответствии с объемами работ, размерами складских площадей оснащается оборудованием и инвентарем для:

  • проведения разгрузочно-погрузочных работ (погрузчики, автопогрузчики, тележки, штабелеры);
  • обеспечения хранения товара (стеллажи, поддоны, холодильное оборудование, кондиционеры, металлические шкафы и сейфы для хранения отдельных групп ЛС, учетной документации и справочной литературы);
  • регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры или психрометры, которые размещают на внутренней стене всех помещений, где хранят ЛС, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показатели этих приборов ежедневно регистрируют в специальном журнале или карте. Приборы должны быть сертифицированы и калиброваны в установленном порядке);
  • пакетирования грузов (паллетообмотчик);
  • автоматизации учета грузов (считывающие устройства - сканер, лазерный сканер, терминалы сбора данных, компьютерная техника);
  • хранения верхней и специальной одежды и обуви в гардеробной (шкафы);
  • обеспечения санитарного режима (дезинфекционные средства, хозяйственный инвентарь — ведра, щетки, пылесос и др.).

В целях обеспечения качества технологических операций аптечного склада и товаров, хранящихся на нем, запрещается доступ посторонних лиц в производственные помещения, предназначенные для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки ЛС.

57. Понятие, цель и задачи финансового менеджмента. Состав и содержание финансовой отчетности

Финансовый менеджмент, иначе говоря, управление финансами, представляет собой систему принципов, методов и форм рационального и эффективного регулирования финансовых ресурсов и отношений предприятия с целью обеспечения устойчивой производственно-хозяйственной деятельности, достижения достаточной прибыли и повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Организация работы аптечного склада: функции, штат, организационная структура, законодательная основа деятельности. - student2.ru
Табл. 1. Известные дефиниции термина "финансовый менеджмент"

Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала. Его можно представить следующей схемой:

Организация работы аптечного склада: функции, штат, организационная структура, законодательная основа деятельности. - student2.ru
Рис. 1. Общая схема финансового менеджмента

Наши рекомендации