Понятие логистики, сущность, задачи, функции

Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности транспортной логистики и ее влияния на финансовые результаты предприятия

Понятие логистики, сущность, задачи, функции

Глобализация логистики – это одна из основополагающих частей подобных процессов, которая, разумеется, затронула и российские предприятия. Но выход на международные рынки предприятий, функционирование логистических систем которых происходит скорее на интуитивной и опытной оценке ситуации менеджерами, чем на базе современных методов и моделей означает заведомую неудачу. Поэтому основным элементом успешной деятельности российских предприятий является правильное построение и эксплуатация логистических систем на базе внедрения международных стандартов функционирования интегрированной логистики.

Единой общепринятой логистической терминологии, строго говоря, не существует, тем не менее, некоторые из определений используются чаще других.

Основные логистические положения, методы и принципы могут быть применены к нуждающимся в этом типам процессов как коммерческого, так и государственного сектора. В 1991 году Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) видоизменил свое определение физического распределения от 1976 года, во-первых, заменив сам термин на «логистика», во- вторых, внеся следующие изменения в формулировку: Логистика – это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов»[1].

Наиболее распространенным в отечественной литературе определением является следующее: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой»[2].

В понятие «логистическая система» можно включить такие объекты как промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия и т. д. Цель логистической системы заключается в доставке сырья и продукции в определенный пункт в заданном количестве и ассортименте, подготовленных к производственному или личному потреблению при минимально возможном уровне издержек. За рубежом среди ученых и специалистов в данной области общепринятым считается понятие логистической цепи или цепи поставок, а понятие логистической системы трактуется как «планирование и координация всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня сервиса»[3].

Опыт применения систем управления в логистике среди крупных транснациональных компаний описанный Миротиным Л. Б. в[4] позволяет классифицировать эти системы в соответствии с характерным для каждой из них уровнем развития или степенью полноты охвата компонентов производственно - сбытовой системы:

· Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функций организации складирования продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям.

· Для логистических систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до выходов собственно производства, т.е. охват компонентов также внутризаводских складов готовой продукции.

· Логистические системы третьей степени полноты охвата компонентов дополняются входными складами, системой доставки исходных материалов, сферой закупок и снабжения, а также материальным движением материалов в процессе производства.

· Для логистических систем четвертой степени полноты охвата компонентов характерно распространение своей компетенции на весь объем элементов и стадий, включенных в производственно-сбытовой процесс, не исключая схемы по планированию и управлению самим производством. Возросшая роль логистики в условиях современности обусловлена, прежде всего, экономическими причинами.

Логистическая инфраструктура является каркасом, на котором строится система логистики и ее работа. Далее, говоря о составляющих логистической системы, рассмотрим роль информационных потоков, используемых для коммуникации объектов логистической инфраструктуры.

Информационные потоки в современном мире поступают в логистическую систему компании в форме отчетов о продажах, прогнозов и заказов и несут в себе либо данные непосредственно предоставляемые потребителями, либо данные полученные в ходе анализа поведения потребителя. Впоследствии поступившая информация преобразовывается в производственные планы и планы закупок. Информация и ее непосредственная роль в логистике сравнительно недавно стали рассматриваться в качестве одного из ее важнейших элементов. В первую очередь такое отношение к информации было связано с нехваткой программных продуктов отвечающих требованиям по таким факторам как технология сбора и накопления информации. Но в наше время невозможно представить себе любую логистическую инфраструктуру успешной компании без использования информационных технологий. Информационные системы в логистике необходимы для обеспечения интеграции существующих внутри нее объектов. Для наглядного изображения иерархии и функционального назначения информации на каждом из ее уровней в структуре логистических операций и решений представлен рисунок 1.

Понятие логистики, сущность, задачи, функции - student2.ru

Рисунок 1– Схема назначения информации в иерархии логистических операций[5].

В рамках логистической системы наибольшее влияние информация оказывает на процессы прогнозирования и управления заказами. В логистике прогнозирование применяется в качестве инструмента определяющего примерные данные о будущих потребностях.

Прогнозы используется в качестве инструмента оценки объема запасов, которые нужны для удовлетворения ожидаемых запросов потребителей.

• Формирование стратегических союзов

• Развитие рыночных возможностей фирмы

• Сегментный анализ прибыльности потребителей

• Маршруты и графики движения транспортных средств

• Управление запасами

• Конфигурация логистической сети

• Вертикальная интеграция или использование логистических посредников

• Финансовая оценка: издержки, управление запасами

• Оценка уровня сервиса

• Оценка производительности

• Оценка качества

• Поступление заказа

• Выделение запасов

• Комплектование заказа

• Отправка и доставка заказа

• Ценообразование

• Выставление счетов

• Предоставление информации клиентам

Любая стратегия логистики призвана для удержания величины финансовых активов, «вложенных» в запасы на наименьшем возможном уровне. Из этого вытекает и основная цель управления запасами – это достичь максимально высокой степени оборачиваемости запасов в процессе обслуживания потребителей.

Согласно обоснованиям Миротина Л. Б [6] существует пять признаков избирательного распределения ресурсов для поддержания объема запасов на минимальном уровне: сегментация потребительского рынка (состава потребителей), требуемый ассортимент продуктов, интеграция грузоперевозок, временные потребности, требования конкуренции

. При более подробном изучении процесса формирования логистической системы, становится, очевидно, что перечисленные четыре области в сочетании и образуют логистическую систему. Остальные функциональные области – складское хозяйство, грузопереработка и упаковка – тоже представляют интегрированные части системы, однако они не занимают такого независимого положения, как четыре первые. Складирование, грузопереработка и упаковка являются составными элементами других областей логистики.

Описанные выше структурные области логистики – организация инфраструктуры, информационный обмен, транспортировка и управление запасами – могут комбинироваться в единую действующую систему, позволяющую выполнять заказы клиентов множеством способов. Так как, надо заметить, что именно исполнение заказов клиентов – основная операция в логистике, поэтому попросту говоря, управление заказами означает удовлетворение конкретных запросов клиентов.

Наши рекомендации