Требования, предъявляемые к контрольной работе
РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(РГУПС)
Г.Л. Абоносимов, Л.В. Уманцева, Л.Ю. Свиридова
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Для студентов заочного факультета РГУПС
Практикум
Издание II
Ростов-на-Дону
УДК 4Р+ ББК 71Я7 + 06
Абоносимов, Г.Л.
Контрольные работы по русскому языку и культуре речи для студентов заочного факультета РГУПС: практикум . Издание II/ Г.Л. Абоносимов, Л.В. Уманцева, Л.Ю. Свиридова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 28 с.
Настоящее издание включает в себя контрольные работы по основным темам курса русского языка и культуры речи. Содержание контрольных работ поможет студенту и преподавателю проверить степень усвоения важнейших сведений по названному курсу. Данное издание может быть использовано как в самостоятельной работе, так и в учебной аудитории под руководством преподавателя. В отличие от первого настоящее издание содержит 10 вариантов контрольных работ, а также большее количество иллюстративных материалов в разделе Приложение.
Одобрено к изданию кафедрой «Иностранные языки» РГУПС.
Рецензент ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки»
В.Н. Исаева (РГУПС)
Учебное издание
Абоносимов Геннадий Львович
Уманцева Лидия Васильевна
Свиридова Лариса Юрьевна
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Для студентов заочного факультета РГУПС
Практикум
Редактор Ю.Ю. Молодцова
Техническое редактирование и корректура Ю.Ю. Молодцова
Подписано в печать 22.08.2008. Формат 60´84/16.
Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,62
Уч.-изд. л. 2,15 Тираж 60 экз. Изд. № 14 . Заказ №
Ростовский государственный университет путей сообщения.
Ризография РГУПС.
Адрес университета: 344038, Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка
Народного Ополчения, 2.
ã Абоносимов Г.Л., Свиридова Л.Ю., Уманцева Л.В.
ã Ростовский государственный университет
путей сообщения, 2008
ВВЕДЕНИЕ
В ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент технического вуза должен научиться относиться к родному языку с уважением и вниманием. Получая высшее образование, приобретая профессию, будущий дипломированный специалист возлагает на себя общекультурную миссию – сохранять и по возможности преумножать культурные достижения прошлого и, разумеется, национальный язык.
Выполнение контрольной работы является итогом изучения теоретических и практических материалов по русскому языку и культуре речи. Список дидактических единиц (учебных тем), которые вам следует изучить, представлен в разделе «Содержание дисциплины». Кроме того, в работе помещены «Требования к уровню усвоения дисциплины», где перечисляются основные знания, умения, и общие представления, которые должны сформироваться у студента в результате изучения курса «Русский язык и культура речи». Необходимую помощь в ваших учебных действиях вам окажут учебники, учебные пособия, словари, ресурсы Интернета, перечисленные в разделе «Информационно-методическое обеспечение».
В данном издании помещён перечень вопросов для сдачи зачёта, который отражает наиболее важные аспекты содержания дисциплины.
Напоминаем, что своевременное выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачёту (экзамену).
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Каждый вариант контрольной работы состоит из 10 заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра: студенты, шифр которых оканчивается на 1, выполняют вариант № 1, на 2 – вариант № 2 и т. д.
1. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр, адрес, вариант контрольной работы. В конце работы необходимо указать список использованной литературы.
2. Контрольная работа должна быть написана самостоятельно аккуратным, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.
3. Преподаватель, принимающий зачёт (экзамен), оставляет за собой право задать дополнительные или уточняющие вопросы по заданиям, выполненным не в полном объёме или с ошибками, потребовать объяснить позицию автора контрольной работы, если она вызывает сомнения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Ниже приведеныразделы, темы и понятия, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины. Дидактические единицы дисциплины соответствуют государственному образовательному стандарту:
· стили современного русского литературного языка;
· языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие;
· основные единицы общения;
· устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
· функциональные стили современного русского языка;
· взаимодействие функциональных стилей;
· научный стиль;
· специфика использование элементов различных языковых уровней в научной речи;
· речевые нормы учебной и научной сфер деятельности;
· официально-деловой стиль;
· сферы его функционирования;
· жанровые разнообразия;
· языковые формулы официальных документов;
· приемы унификации языка в служебных документах;
· интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи;
· язык и стиль распорядительных документов;
· язык и стиль коммерческой корреспонденции;
· язык и стиль инструктивно-методических документов;
· реклама в деловой речи;
· правила оформления документов;
· речевой этикет в документе;
· жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле;
· особенности устной публичной речи;
· оратор и его аудитория;
· основные виды аргументов;
· подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи;
· основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов;
· словесное оформление публичного выступления;
· понятливость, информативность, выразительность публичной речи;
· разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка;
· условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов;
· культура речи;
· основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.