Особенности сексуального поведения человека

Исследователи с сожалением замечают, что нам известно о сексуальном пове­дении многих домашних животных больше, чем о человеке (Kinsey e.a., 1953).

Психофизиологические представления о половом поведении человека до работ гинеколога У. Мастерса и психолога В. Джонсона (1966) носили ха­рактер теоретических догадок, не основанных на серьезных исследованиях. Например, в 1884 г. О. Эффертц подсчитал, что каждый мужчина может за всю свою жизнь совершить не более 5400 эякуляций (Общая... 1977), из чего делался вывод о рачительном подходе к сексуальному поведению.

У. Мастере и В. Джонсон провели беспрецедентное исследование 296 супружеских пар в возрасте от 18 до 78 лет с широкой психофизиологичес­кой регистрацией во время полового акта. Они описали фазы копулятивного цикла: возбуждение, плато (отсутствие нарастания полового возбуждения), оргазм, разрешение (снятие напряжения). Им удалось опровергнуть множе­ство мифологических представлений. Они показали, что длина полового члена не имеет решающего значения для успешности полового акта. В норме величина полового члена колеблется от 6 до 14 см, и разница в значитель­ной степени нивелируется изменением размера при эрекции (меньшая дли­на связана с большими изменениями). Кроме того, женские гениталии до­статочно адаптивны и легко приспосабливаются к его размерам.

У. Мастере и В. Джонсон не исследовали субъективные переживания лю­дей, которые проходили обследование в их лаборатории. Часто наблюдается несоответствие между самоотчетами о генитальных ощущениях и изменением в притоке крови к половым органам. Эти корреляции различны в разных ис­следованиях— от значимых положительных до значимых отрицательных. У мужчин наблюдается большая стабильность в соответствии субъективных и объективных показателей, и корреляции эти положительны. Нелинейная за­висимость наблюдается не только между генитальными реакциями и субъек­тивными переживаниями, но и между ними и сексуальным поведением.

Следствием теории когнитивного возбуждения С. Шахтера (см. главу 13) яв­ляется то, что даже в присутствии генитального возбуждения ситуация не бу­дет переживаться как сексуальная без соответствующих когнитивных предпо­сылок. Это означает, что для человека ситуация не является сексуальной сама по себе. Она становится таковой после ее трансформации. Показ эротическо­го фильма ведет к нарастанию генитального возбуждения у женщин (приток крови к влагалищу). Оно, в свою очередь, вызывает автоматические процессы обработки эротических стимулов. При этом в результате сознательной когни­тивной интерпретации сигналов могут возникать несексуальные переживания. Возможно несоответствие между генитальным возбуждением и субъективным переживанием. У женщины генитальное возбуждение может быть произволь­ным. Но женщина находится в половом возбуждении только при наличии со­ответствующего субъективного переживания (Л аан, Иврард, 1999).

В настоящий момент не вызывает сомнения, что нельзя просто распрос-ранять данные, полученные в экспериментах с животными, на сексуальное кжедение человека. Слишком многое в поведении людей определяется не





только гормональными изменениями, но и процессами обучения, эмоцио­нальным статусом и психологическим состоянием. В значительной степе­ни это касается самого полового акта, переживания в котором, особенно у женщины, в существенной мере определяются предшествующим опытом, психологическим настроением, обучением. Автономизация сексуального поведения от репродуктивного расширяет многообразие форм реагирования в процессе сексуального взаимодействия.

Систему сексуальных реакций мужчины можно представить как сложную триаду, содержащую физиологические, психологические и поведенческие компоненты. Она начинает функционировать с самого раннего детства. Многие грудные дети реагируют на кормление эрекцией. Отмечена эрекция у мальчиков сразу же после рождения и задолго до рождения (Джансен, Ив-рард, 2001) . Результаты наблюдений говорят о том, что младенцы способ­ны испытывать ощущения, приносящие им сексуальное удовольствие. По­веденческие реакции могут быть различными — от улыбок и гуления в от­вет на стимуляцию гениталий, до самоманипуляции гениталиями и теле­сных движений, являющихся признаками оргазма.

Как в традиции 3. Фрейда, так и в традиции А. Кинзи преобладает представ­ление о сексуальном влечении как о базовой биологической потребности, ко­торая сталкивается с нормами культуры и социальной среды и должна находить­ся под их контролем (Гэньон, Саймон, 2001). Возникают серьезные сомнения в истинности предположений о том, что восприятие поведения ребенка, осно­ванное на взрослой терминологии, правильно отражает смысл этого поведения для самого ребенка. Проблема состоит в том, чтобы научиться отличать источ­ники специфических действий, жестов и телесных движений от причин, по ко­торым они этикетируются как сексуальные на различных стадиях развития. Для грудного ребенка, играющего своим пенисом, это действие не может быть сек­суальным в том же смысле, в каком мастурбация является сексуальной актив­ностью для взрослого. Наивный внешний наблюдатель такого поведения часто приписывает ребенку сложный набор мотивационных состояний, которые обычно ассоциируются с аналогичными физическими действиями взрослого. Можно легко представить себе ситуации, в которых присутствуют все или по­чти все компоненты сексуального поведения, но тем не менее ситуация не при­обретает сексуального характера и у ее участников не возникает сексуального возбуждения. Биологические механизмы могут быть запущены тогда, когда фи­зическому действию будет придан сексуальный смысл. Пальпация груди при ди­агностике рака, гинекологический осмотр, искусственное дыхание изо рта в рот — все это сходные с сексуальными физические события. Однако их участ­ники не воспринимают их таковыми. Социально-психологический смысл сек­суальных событий постигается ребенком путем научения, потому что именно эти события создают каналы для выражения биологических потребностей.

Дж. Бэнкрофт (Bancroft, 1989) предлагает следующую модель полового воз­буждения. Когнитивные процессы воздействуют на лимбическую систему и другие части головного мозга, формируя нейрофизиологическую основу сек­суальности. Лимбическая система оказывает влияние на периферическую не­рвную систему через спинной мозг и его рефлекторные центры, которые че-


|

е3 периферические соматические и вегетативные нервы управляют гениталь-“biivffl реакциями, а также другими периферическими проявлениями сексу­ального возбуждения. Полный цикл завершается восприятием, осознанием и когнитивной обработкой этих периферических и генитальных изменений. Когнитивная детерминанта эмоциональной реакции включает в себя опенку, интерпретацию и смысловой анализ. Активация полового возбуж­дения наступает, если стимул приобретает сексуальный смысл в результате его когнитивной трансформации. Любой стимул может нести несколько значений, а их интерпретация будет зависеть от текущих обстоятельств и биографии индивидуума (Джансен, Иврард, 2001).

Наши рекомендации