Особенности сексуального поведения человека
Исследователи с сожалением замечают, что нам известно о сексуальном поведении многих домашних животных больше, чем о человеке (Kinsey e.a., 1953).
Психофизиологические представления о половом поведении человека до работ гинеколога У. Мастерса и психолога В. Джонсона (1966) носили характер теоретических догадок, не основанных на серьезных исследованиях. Например, в 1884 г. О. Эффертц подсчитал, что каждый мужчина может за всю свою жизнь совершить не более 5400 эякуляций (Общая... 1977), из чего делался вывод о рачительном подходе к сексуальному поведению.
У. Мастере и В. Джонсон провели беспрецедентное исследование 296 супружеских пар в возрасте от 18 до 78 лет с широкой психофизиологической регистрацией во время полового акта. Они описали фазы копулятивного цикла: возбуждение, плато (отсутствие нарастания полового возбуждения), оргазм, разрешение (снятие напряжения). Им удалось опровергнуть множество мифологических представлений. Они показали, что длина полового члена не имеет решающего значения для успешности полового акта. В норме величина полового члена колеблется от 6 до 14 см, и разница в значительной степени нивелируется изменением размера при эрекции (меньшая длина связана с большими изменениями). Кроме того, женские гениталии достаточно адаптивны и легко приспосабливаются к его размерам.
У. Мастере и В. Джонсон не исследовали субъективные переживания людей, которые проходили обследование в их лаборатории. Часто наблюдается несоответствие между самоотчетами о генитальных ощущениях и изменением в притоке крови к половым органам. Эти корреляции различны в разных исследованиях— от значимых положительных до значимых отрицательных. У мужчин наблюдается большая стабильность в соответствии субъективных и объективных показателей, и корреляции эти положительны. Нелинейная зависимость наблюдается не только между генитальными реакциями и субъективными переживаниями, но и между ними и сексуальным поведением.
Следствием теории когнитивного возбуждения С. Шахтера (см. главу 13) является то, что даже в присутствии генитального возбуждения ситуация не будет переживаться как сексуальная без соответствующих когнитивных предпосылок. Это означает, что для человека ситуация не является сексуальной сама по себе. Она становится таковой после ее трансформации. Показ эротического фильма ведет к нарастанию генитального возбуждения у женщин (приток крови к влагалищу). Оно, в свою очередь, вызывает автоматические процессы обработки эротических стимулов. При этом в результате сознательной когнитивной интерпретации сигналов могут возникать несексуальные переживания. Возможно несоответствие между генитальным возбуждением и субъективным переживанием. У женщины генитальное возбуждение может быть произвольным. Но женщина находится в половом возбуждении только при наличии соответствующего субъективного переживания (Л аан, Иврард, 1999).
В настоящий момент не вызывает сомнения, что нельзя просто распрос-ранять данные, полученные в экспериментах с животными, на сексуальное кжедение человека. Слишком многое в поведении людей определяется не
только гормональными изменениями, но и процессами обучения, эмоциональным статусом и психологическим состоянием. В значительной степени это касается самого полового акта, переживания в котором, особенно у женщины, в существенной мере определяются предшествующим опытом, психологическим настроением, обучением. Автономизация сексуального поведения от репродуктивного расширяет многообразие форм реагирования в процессе сексуального взаимодействия.
Систему сексуальных реакций мужчины можно представить как сложную триаду, содержащую физиологические, психологические и поведенческие компоненты. Она начинает функционировать с самого раннего детства. Многие грудные дети реагируют на кормление эрекцией. Отмечена эрекция у мальчиков сразу же после рождения и задолго до рождения (Джансен, Ив-рард, 2001) . Результаты наблюдений говорят о том, что младенцы способны испытывать ощущения, приносящие им сексуальное удовольствие. Поведенческие реакции могут быть различными — от улыбок и гуления в ответ на стимуляцию гениталий, до самоманипуляции гениталиями и телесных движений, являющихся признаками оргазма.
Как в традиции 3. Фрейда, так и в традиции А. Кинзи преобладает представление о сексуальном влечении как о базовой биологической потребности, которая сталкивается с нормами культуры и социальной среды и должна находиться под их контролем (Гэньон, Саймон, 2001). Возникают серьезные сомнения в истинности предположений о том, что восприятие поведения ребенка, основанное на взрослой терминологии, правильно отражает смысл этого поведения для самого ребенка. Проблема состоит в том, чтобы научиться отличать источники специфических действий, жестов и телесных движений от причин, по которым они этикетируются как сексуальные на различных стадиях развития. Для грудного ребенка, играющего своим пенисом, это действие не может быть сексуальным в том же смысле, в каком мастурбация является сексуальной активностью для взрослого. Наивный внешний наблюдатель такого поведения часто приписывает ребенку сложный набор мотивационных состояний, которые обычно ассоциируются с аналогичными физическими действиями взрослого. Можно легко представить себе ситуации, в которых присутствуют все или почти все компоненты сексуального поведения, но тем не менее ситуация не приобретает сексуального характера и у ее участников не возникает сексуального возбуждения. Биологические механизмы могут быть запущены тогда, когда физическому действию будет придан сексуальный смысл. Пальпация груди при диагностике рака, гинекологический осмотр, искусственное дыхание изо рта в рот — все это сходные с сексуальными физические события. Однако их участники не воспринимают их таковыми. Социально-психологический смысл сексуальных событий постигается ребенком путем научения, потому что именно эти события создают каналы для выражения биологических потребностей.
Дж. Бэнкрофт (Bancroft, 1989) предлагает следующую модель полового возбуждения. Когнитивные процессы воздействуют на лимбическую систему и другие части головного мозга, формируя нейрофизиологическую основу сексуальности. Лимбическая система оказывает влияние на периферическую нервную систему через спинной мозг и его рефлекторные центры, которые че-
| |
е3 периферические соматические и вегетативные нервы управляют гениталь-“biivffl реакциями, а также другими периферическими проявлениями сексуального возбуждения. Полный цикл завершается восприятием, осознанием и когнитивной обработкой этих периферических и генитальных изменений. Когнитивная детерминанта эмоциональной реакции включает в себя опенку, интерпретацию и смысловой анализ. Активация полового возбуждения наступает, если стимул приобретает сексуальный смысл в результате его когнитивной трансформации. Любой стимул может нести несколько значений, а их интерпретация будет зависеть от текущих обстоятельств и биографии индивидуума (Джансен, Иврард, 2001).