Существует множество определений и точек зрения на роль наставника, и все они содержат в себе глаголы «поддерживать», «руководить», «содействовать»
Определения наставничества ■ 91
и т. п. Их важнейшие аспекты связаны со слушанием, задаванием вопросов и открытием перспектив, а не с инструктажем, приказанием и ограничением. Для успешного развития управления наставники просто необходимы, так как они могут оказывать огромное влияние на формирование установок и поощрение хорошей управленческой практики... Высококачественное наставничество связано с компетентностью, опытом и четким определением ролей, но, кроме этого, оно в самой значительной степени определяется верным балансом личностных качеств.
• Дэвид Клаттербак в 1991 году писал в своей книге «Каждый нуж
дается в наставнике» {Everyone Needs a Mentor, Clutterbuck, 1991):
Наставник — это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида.
Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.
• Постоянно появлялись и другие определения, в том числе следующие:
В условиях современного бизнеса наставничество всегда удалено по меньшей мере на один порядок (от ответственности непосредственного линейного руководства); оно направлено на долговременное приобретение и применение навыков в процессе развития карьеры и осуществляется в форме консультирования и предоставления совета (Coaching, Mentoring and Assessing; Parsloe, 1992).
Наставники — это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал {Mentoring: a guide to the basics; Shea, 1992).
Назовем мы это коучингом, помощью, советом, консультированием или наставничеством, если оно проводится качественно, его эффективность будет зависеть главным образом от веры осуществляющего этот процесс менеджера в человеческий потенциал {Coaching for Performance; Whitmore, 1997).
Наставничество — это процесс, в который входит не только коучинг, но и более широкое консультирование и поддержка, например карьерное консультирование, привилегированный доступ к информации и т. д. (The Tao of Coaching; Landsberg, 1996).
Позади каждого добившегося успеха человека стоит одна элементарная истина: кто-то, где-то, каким-то образом заботился о его росте и развитии. Этим человеком был их наставник (Up is Not the Only Way; Kaye B. L).
92 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики
• В 1998 году Клаттербак в книге «Обучающие союзы — проник
новение в талант» описал наставничество в виде интегрирую
щей функции:
Наставничество — один из наиболее мощных развивающих подходов, доступных индивидам и организациям. Распространение структурированных наставнических программ сначала в США, а затем в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, несомненно, было очень быстрым.
Большая часть широко распространенных заблуждений, касающихся того, что такое наставничество и чем оно не является, возникает главным образом вследствие существования двух различных теоретических школ. Традиционная, североамериканская, концепция наставничества воплощается в образе некоего старшего по возрасту и более влиятельного человека, ожидающего преданности в ответ на мудрые советы, руководство и руку помощи. В рамках данной персонификации наставником может являться линейный менеджер, прямой начальник некоторого человека. Для описания такого типа отношений обычно используется термин «протеже», который относительно мало указывает на наличие в этих отношениях обучения (с любой стороны) и много внимания переводит на помощь и совершение правильных с точки зрения карьерного роста действий.
Европейское понимание наставничества, напротив, предполагает, что наставник обладает скорее большим опытом, чем большим влиянием. На самом деле одной из характеристик эффективных отношений наставничества является «упаковка и отодвигание в сторону» любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя на равных. В результате европейские наставники почти всегда независимы, главным образом потому, что любому человеку очень сложно открыться перед кем-то, в чьей власти повлиять на размер его заработной платы, статус и общее благополучие. Главная цель данных отношений — обучение и развитие, хотя результатом обучения может стать развитие способностей ученика управлять своей карьерой.
• Европейский центр наставничества, аккумулирующий согласован
ность (неамериканских) мнений, предлагает следующее всеобъем
лющее определение наставничества:
как автономной помощи одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков или мышления и сознания.
При столкновении с этим достаточно запутанным набором описаний и языков может возникнуть искушение разработать определение и программу наставничества, подразумевающие, что наставничество на рабочем месте и в социальном контексте может означать все что угодно и выглядеть так, как вам заблагорассудится.
Типы наставничества (попытка тысячелетия) ■ 93
В некотором смысле это не должно нас удивлять. Мы находимся в эпицентре «революции представлений» об образовании, обучении и развитии с озвучиванием и применением ее новых практик и процессов. Для выработки четких определений и стабилизации употребляемой терминологии понадобится время.