Теперь нужно задать компьютеру действия, которые нужно проделать с исходными данными, чтобы получить результат
pl := shirina * tol;
V := pl * visota;
6. После получения результата его нужно напечатать. Действительно, все операторы присваивания компьютер выполняет "в уме". После их выполнения в ячейках памяти pl и V будут находиться числовые результаты решения задачи. Чтобы их узнать, человек в нашем случае может использовать оператор WriteLn, после чего программу можно заканчивать:
WriteLn (pl,' ', V :10:3)
END.
Обратите внимание, что поскольку переменная V имеет тип Real, для ее вывода мы использовали формат (см.4.10).
Вот как будет выглядеть наша программа целиком:
VAR shirina,tol,pl :Integer;
visota,V :Real;
BEGIN
shirina:=8; tol:=5; visota:=12.41;
pl := shirina * tol;
V := pl * visota;
WriteLn (pl,' ', V :10:3)
END.
Программа напечатает два числа: 40 и 496.400 .
Эту задачу можно было бы решить и гораздо более короткой программой:
BEGIN WriteLn (8 * 5, ' ' , 8 * 5 * 12.41 :10:3) END.
А еще быстрее эту задачу решить в уме. Однако, соблюдение приведенного мной порядка составления программы облегчит вам в дальнейшем программирование реальных задач для компьютера.
Задания 12-14:
Написать программы для решения следующих задач:
12) В углу прямоугольного двора размером 50х30 стоит прямоугольный дом размером 20х10. Подсчитать площадь дома, свободную площадь двора и длину забора. Примечание: в углу, где дом, забора нет.
13) Радиус окружности равен 800. Вычислить длину окружности и площадь круга. Результаты печатать с 5 знаками после десятичной точки.
14) Автомобиль 3 часа ехал со скоростью 80 км/час и 2 часа со скоростью 90 км/час. Вычислить среднюю скорость автомобиля (она равна суммарному пути, деленному на суммарное время).
Операторы ввода данныхReadLnи Read.
Задача: Сложить два числа - 20 и 16.
Сравним две программы решения этой задачи:
VAR a,b : Integer; BEGIN a:=20; b:=16; WriteLn (a+b) END. | VAR a,b : Integer; BEGIN ReadLn (a,b); WriteLn (a+b) END. |
Программы отличаются только одной строкой. Первая программа не требует пояснений - она печатает число 36. Во второй программе нигде не сказано, чему равны a и b, а вместо этого включен оператор ReadLn. Поговорим о нем.
ReadLn читается "рид'лайн", переводится "читай строку". Он приказывает компьютеру остановиться и ждать, когда человек введет с клавиатуры определенную информацию, после чего продолжить работу. В частности, ReadLn (a,b) будет ждать ввода двух целых чисел.
Таким образом, если первая программа после запуска будет работать без остановки до самого конца и без хлопот выдаст результат, то вторая программа на операторе ReadLn остановится и будет ждать. Во время этого ожидания человек должен на клавиатуре набрать число 20 (так как первым в списке оператора ReadLn стоит a), затем нажать клавишу пробела, затем набрать 16 и нажать клавишу Enter. Паскаль воспринимает нажатие пробела, как сигнал человека о том, что закончен набор на клавиатуре одного числа и сейчас начнется набор другого. После набора на клавиатуре последнего числа необходимо нажать клавишу Enter в знак того, что ввод чисел для данного оператора ReadLn закончен и компьютер может продолжать работу. В соответствии с этим компьютер сразу же после нажатия Enter прекращает ожидание и прежде всего направляет число 20 в память, в ячейку a, число же 16 - в ячейку b. На этом он считает выполнение оператора ReadLn законченным и переходит к следующему оператору - WriteLn. В результате будет напечатано число 36.
Таким образом, обе программы делают одно и то же. Зачем же тогда применять ReadLn вместо оператора присваивания? Ведь первая программа понятней, да и работает без остановки. Одна из причин в том, что программа с ReadLn гораздо универсальнее, "свободнее": если первая программа решает задачу сложения только двух конкретных чисел, то вторая программа складывает два любых числа. Вторая причина в том, что программа с ReadLn позволяет программисту во время написания программы не задумываться над конкретными значениями исходных данных, оставляя эту головную боль на момент выполнения программы. Но самая главная причина в том, что ReadLn позволяет человеку общаться с компьютером, вести с ним диалог во время выполнения программы.
В подтверждение важности первой причины напишем программу для решения следующей задачи: В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику - две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.
Придумаем имена переменным величинам:
kol_krol - количество кроликов в зоопарке
kol_slon - количество слонов в зоопарке
norma_krol - сколько морковок в день положено кролику
norma_slon - сколько морковок в день положено слону
vsego - сколько всего требуется морковок
А теперь напишем программу:
VAR kol_krol,kol_slon,norma_krol,norma_slon,vsego :Integer;
BEGIN
norma_krol:=2;
norma_slon:=100;
ReadLn (kol_krol);
kol_slon:=3;
vsego := norma_krol * kol_krol + norma_slon * kol_slon;
WriteLn (vsego)
END.
Написав программу, программист вводит ее в компьютер, отлаживает и записывает на диск. На этом его миссия закончена. Утром служитель, пересчитав кроликов и найдя, что их 60 штук, подходит к компьютеру и запускает программу на выполнение.
Компьютер, выполнив автоматически первые два оператора (norma_krol:=2 и norma_slon:=100), останавливается на операторе ReadLn. Служитель вводит число 60, после чего компьютер посылает это число в ячейку kol_krol и переходит к выполнению следующего оператора ( kol_slon:=3 ). В конце концов на мониторе появится ответ: 420.
Вот схематическое изображение процесса выполнения программы:
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | ЧТО НАХОДИТСЯ В ЯЧЕЙКАХ ПАМЯТИ | ||||
kol_krol | kol_slon | norma_krol | norma_slon | vsego | |
norma_krol:=2 | ? | ? | ? | ? | |
norma_slon:=100 | ? | ? | ? | ||
ReadLn (kol_krol) | ? | ? | |||
kol_slon:=3 | ? | ||||
vsego:=norma_krol | |||||
WriteLn (vsego) |
На следующее утро, обнаружив, что 5 кроликов продано другому зоопарку, служитель запускает ту же самую программу, вводит число 55 и получает ответ - 410.
На этом несколько фантастичном примере я хотел показать, что применение ReadLn позволяет создавать программы, которые, оставаясь приятно неизменными, позволяют легко решать задачу в любое время для любых значений исходных данных. Можно было бы пойти по другому пути - вместо ReadLn использовать оператор присваивания, например kol_krol:=60. Но в этом случае программист каждое утро должен был бы бежать в зоопарк, чтобы исправлять в программе этот оператор присваивания.
Оператор ReadLn можно писать и без скобок, просто так: ReadLn . Выполняя оператор в такой записи, компьютер остановится и будет ждать, но не ввода какой-то информации, а просто нажатия на клавишу Enter. Таким образом, это просто оператор создания паузы в процессе выполнения программы. О том, зачем нужны паузы, поговорим чуть ниже.
Кроме оператора ReadLn для ввода данных применяется также оператор Read. Для начинающего программиста различия в их применении несущественны. Мы будем пока употреблять только ReadLn. Оператор Read без скобок паузу не создает.