Организация исполнения

Данный этап договорной работы нацелен на подчинение внутренней и внешней деятельности фирмы требованию надлежащего исполнения условий заключенных договоров.

Организация исполнения договоров включает:

1) доведение содержания условий заключенных договоров до ответственных исполнителей;

2) преобразование ответственными исполнителями условий заключенных договоров в акты стратегического и оперативного бизнес-планирования;

3) практическая реализация запланированных в целях выполнения договорных обязательств бизнес-процессов;

4) отчет исполнителей о ходе реализации бизнес-процессов, осуществляемых в рамках исполнения договорных обязательств.

1. Точное и своевременное доведение содержания условий заключенных фирмой договоров до ответственных исполнителей является исходным моментом организации исполнения договоров. Практика показывает, что многие нарушения возникают только потому, что ответственные исполнители несвоевременно или в неполном объеме получают необходимую информацию о заключенных фирмой договорах.

Ответственные исполнители должны обеспечить оперативное отражение всех требований, вытекающих из заключенных договоров, в актах стратегического и оперативного бизнес-планирования деятельности фирмы. При отсутствии надлежащей информации о содержании заключенных договоров они, так же как и подчиненные им специалисты, не смогут направить должные усилия на неукоснительное исполнение принятых фирмой договорных обязательств. Поэтому на фирме должна быть создана надежная система доведения информации о содержании заключенных договоров до ответственных лиц.

Законодательство не устанавливает каких-либо требований к формам и методам доведения информации об условиях заключенных договоров. На практике применяются следующие формы доведения такой информации:

1) непосредственное ознакомление ответственных исполнителей с договорной документацией.

Использование данной формы допустимо в тех фирмах, где число заключаемых договоров невелико. Обычно по указанию руководителя фирмы или в соответствии со сложившимся в фирме порядком ответственные исполнители сами изучают и оценивают тексты заключенных договоров на предмет наличия в них условий, которыми им необходимо будет руководствоваться при выполнении управленческих и служебных функций, делают выписки из договоров или фиксируют содержание обязательств в иной форме, удобной для их оперативной работы. В принципе, функция "доведения" при данной форме работы заключается в передаче договорных документов ответственным исполнителям, обычно с отметкой "для сведения и руководства в работе". Факт ознакомления с содержанием договора, как правило, удостоверяется подписью соответствующего ответственного исполнителя либо отметкой работника, ведущего делопроизводство по договорам, в регистрационных карточках, журналах или иных учетных формах;

2) передача ответственным исполнителям выписок из договоров (копий договорных документов).

Данная форма работы применяется в фирмах со значительным объемом заключаемых договоров, а также при заключении некоторых сложных договоров. Для исполнения многочисленных и сложных по содержанию договорных обязательств в таких случаях обычно требуется задействовать более широкий круг ответственных исполнителей. Разовое ознакомление с подлинными договорными документами в подобной ситуации не является рациональным методом передачи информации. Необходима такая форма доведения договорной информации, которая обеспечивала бы постоянное обращение к ней в процессе повседневной оперативной работы.

На практике эта задача решается путем размножения основных договорных документов и передачей их ответственным исполнителям.

Более эффективным способом доведения договорной информации до заинтересованных лиц при данной форме является доведение через внутреннюю компьютерную сеть (если, конечно, фирма таковой располагает). Эффективность возрастает, если соответствующие договорные документы (спецификации, графики, ведомости) унифицированы и приспособлены для использования в процессе внутрихозяйственного планирования и управления;

3) доведение содержания заключенных договоров до ответственных исполнителей в специально составленных планово-управленческих документах, содержащих систематизированную информацию об условиях заключенных фирмой договоров.

Типичными примерами таких документов служат наборы (описи) заказов, планы поставок, разрабатываемые на основе заключенных договоров службами, ответственными за реализацию производимой предприятием продукции. Представление сводной, систематизированной информации о содержании заключенных фирмой договоров является наиболее эффективной формой организации исполнения договорных обязательств в условиях крупномасштабного производства, особенно предприятий, выпускающих продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги) в широкой номенклатуре и для большого числа покупателей (потребителей).

Выбор конкретных форм и способов доведения договорной информации до ответственных исполнителей определяется каждой фирмой самостоятельно. При этом должны учитываться организационная структура управления фирмы, специфика ее хозяйственной деятельности и т.д. Однако в любом случае нужно исходить из того, что выбранная система доведения должна отвечать требованию обеспечения надлежащего исполнения договорных обязательств.

Чтобы предупредить искажение договорной информации при ее доведении до ответственных исполнителей, необходимо рационально использовать существующие правовые и организационные средства. Формы отражения содержания договоров в документах бизнес-планирования рекомендуется устанавливать в локальных правовых актах фирмы. Нарушение порядка доведения содержания договоров до ответственных исполнителей, равно как и их халатное отношение к использованию соответствующей информации, должно рассматриваться как серьезное нарушение трудовой дисциплины, влекущее за собой применение мер дисциплинарной и материальной ответственности.

2. Процесс исполнения заключенных договоров предполагает переложение (преобразование) их условий в стратегические и оперативные акты бизнес-планирования хозяйственной деятельности фирмы, а также в акты оперативно-календарного планирования линейных и функциональных подразделений, ответственных за конкретное направление бизнеса компании.

Для успешной реализации данной задачи требуется разработать и внедрить специальную технологию преобразования условий заключенных договоров в соответствующие организационно-плановые документы. Практика показывает, что традиционно это один из наиболее слабых участков договорной работы отечественных фирм.

В настоящее время разрабатываются и успешно внедряются автоматизированные системы преобразования подобной информации, учитывающие организационные и иные особенности конкретной фирмы. Разработка и внедрение подобных систем требует серьезных финансовых затрат, однако эти затраты довольно быстро окупают себя, особенно в фирмах с большим объемом договорной работы.

3. После преобразования информации о принятых компанией договорных обязательствах в акты стратегического и оперативного бизнес-планирования необходимо обеспечить реальное выполнение этих планов, т.е. наладить практическое исполнение мероприятий по выполнению договорных обязательств.

4. В процессе исполнения договоров необходимо получать достоверную информацию о ходе реализации бизнес-процессов, осуществляемых в целях исполнения договорных обязательств. Для этого требуется сформировать систему отчетности ответственных исполнителей, которая должна быть максимально простой и надежной. Эта задача решается с помощью автоматизированных систем контроля.

Контроль исполнения

Контроль является необходимым условием обеспечения надлежащего исполнения заключенных фирмой договоров. Опыт показывает, что отсутствие эффективной системы контроля приводит к резкому снижению результативности применяемого фирмой договорного инструментария.

Контроль необходим в первую очередь для того, чтобы своевременно выявлять возникающие сбои и отступления в выполнении договорных обязательств для принятия оперативных мер по устранению этих сбоев, корректировке или досрочному закрытию договоров.

Контроль исполнения договоров осуществляется в двух формах:

1) внутренний контроль;

2) внешний контроль.

Внутренний контроль представляет собой деятельность, специально направленную на выявление соответствия параметров протекающих в фирме бизнес-процессов параметрам заключенных ею договоров. Указанный контроль проводится путем сравнения данных об условиях заключенных договоров с данными о ходе хозяйственной деятельности, осуществляемой для исполнения этих договоров.

Внутренний контроль по своему характеру является обобщающим и учитывает текущие результаты деятельности фирмы в целом, а не отдельных ее структурных подразделений или конкретных работников. Целесообразно устанавливать такую периодичность внутреннего контроля (ежесуточно, по декадам, помесячно, в разовом порядке), которая позволит прогнозировать и выявлять сбои в исполнении договоров как можно раньше. Основное внимание при осуществлении данного контроля необходимо обращать на степень соответствия ожидаемого или реального выполнения договорных обязательств.

В принципе внутренний контроль за исполнением договоров сводится к формуле:

"Договором предусмотрено...

На сегодня выполнено или ожидается выполнить...

Для предупреждения отклонений от условий договора необходимо принять следующие меры...".

Внутренний контроль за исполнением договоров должен осуществляться одновременно с оперативно-диспетчерским регулированием хозяйственной деятельности фирмы, которое играет ведущую роль в процессе исполнения договоров. Если акты оперативного планирования хозяйственной деятельности фирмы разработаны и приняты в строгом соответствии с условиями заключенных ею договоров, то меры по выявлению и устранению отклонений от таких актов в конечном счете ведут и к предупреждению нарушений договоров.

Формы проверки хода исполнения договорных обязательств могут быть различны. Одной из таких форм, причем, как показывает практика, достаточно удобной, является периодический контроль на основе анализа данных учета, отражающих результаты исполнения заключенных договоров за определенный период времени: за квартал, месяц, неделю и т.д.

Периодический контроль рассчитан на выявление промежуточных результатов исполнения договоров и принятие оперативных мер по исправлению выявленных отклонений. Несмотря на то что контроль как таковой направлен на обнаружение нарушений договорных обязательств, все-таки основной его функцией является недопущение срывов исполнения договоров. Поэтому следует применять такие формы контроля, которые позволяют своевременно устанавливать и устранять причины возможных отклонений исполнения договорных обязательств.

В отличие от внутреннего объектом внешнего контроля является деятельность контрагента по исполнению принятых им договорных обязательств.

Внешний контроль имеет целью:

1) выявление рисков нарушения контрагентом условий заключенного договора;

2) своевременное обнаружение допущенных контрагентом нарушений договора;

3) своевременную документальную фиксацию обнаруженных нарушений договора;

4) принятие оперативных мер по устранению последствий допущенных контрагентом нарушений.

Внешний контроль позволяет правильно оценить складывающуюся с исполнением договора ситуацию и в случае необходимости своевременно воздействовать на контрагента для недопущения срыва исполнения принятых им договорных обязательств.

Если отношения с контрагентом складываются нормально, то своевременное обнаружение допущенных им дефектов исполнения на ранней стадии позволяет совместными усилиями (в том числе путем корректировки договора) исправить или компенсировать их. Если же становится ясно, что контрагент не отличается исполнительностью и добросовестностью, внешний контроль позволяет свести к минимуму возможные негативные последствия сохранения договорных связей, эффективно применять правовые средства оперативного воздействия или защиты.

Внешний контроль за исполнением договоров осуществляется путем сравнения (сверки) получаемого и принимаемого исполнения с имеющимся обязательством.

Если в процессе сверки будет обнаружено несоответствие обязательства и исполнения, необходимо документально зафиксировать данное несоответствие, а затем, не принимая недолжное исполнение, немедленно обратиться к исполняющей стороне с запросом по поводу обнаруженного дефекта. Такой запрос необходим для того, чтобы своевременно устранить возможное разночтение сторонами особенностей исполнения. Не исключено, что принимающая сторона просто имеет недостаточную или неточную информацию о порядке и параметрах исполнения обязательства.

Если на сделанный запрос не последует реакции исполняющей стороны либо она ограничится простым подтверждением наличия обнаруженного дефекта исполнения, необходимо обратиться к ней с требованием об устранении дефекта и с предупреждением об ответственности за допущенные нарушения. Практика показывает, что такие предупреждения являются довольно эффективным средством понуждения к исправлению допущенного дефекта исполнения.

Особое значение при осуществлении внешнего контроля имеет документальная фиксация допущенных контрагентом нарушений договорных обязательств.

Важность указанной процедуры проявляется в том, что наличие должным образом оформленного документа, фиксирующего факт ненадлежащего исполнения договорных обязательств, является необходимым условием для принуждения контрагента к устранению допущенного нарушения как в судебном, так и во внесудебном (претензионном) порядке.

При внешнем контроле мало выявить допущенное контрагентом нарушение, нужно еще и надлежащим образом его задокументировать. Если этого не сделать, то принудить контрагента к устранению выявленного нарушения не удастся.

Так, например, факт несоответствия наименования, массы и количества доставленного железнодорожным транспортом груза данным, указанным в перевозочном документе, должен удостоверяться коммерческим актом, составленным в порядке и по форме, указанным в ст. 119 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав). При несоставлении соответствующего акта или составлении его ненадлежащим образом претензия и иск получателя товара к органу железнодорожного транспорта останутся без удовлетворения (ст. 120, 125 Устава).

Сложность документального оформления обнаруженных дефектов исполнения связана с необходимостью строгого соблюдения жестких формальных требований к срокам, форме и содержанию составляемых документов, а также с тем, что его выполнение, как правило, требует рассредоточения усилий между различными структурными подразделениями фирмы.

Налаживание четкой и устойчивой работы по документальной фиксации допускаемых контрагентами нарушений договоров обеспечивается за счет:

- жесткого ее закрепления при помощи локальных правовых актов компании. Как показывает опыт, такие акты целесообразно подготавливать в комплекте, закрепляя в них весь набор организационных, технических и иных требований к документам;

- предварительной разработки образцов (форм) документов, оформляемых в целях фиксации разнообразных нарушений договоров. Нормативных указаний по разработке соответствующих документов не существует, поэтому юридическая служба фирмы должна самостоятельно подготавливать такие образцы, используя тексты законодательных актов и справочную литературу;

- систематического обучения ответственных исполнителей правильному составлению и оформлению соответствующих документов.

Для достижения четкости, согласованности действий всех сотрудников, участвующих в оформлении документации о выявленных нарушениях исполнения договорных обязательств, необходимо систематически (не реже раза в квартал) проводить занятия в форме деловых игр. Практика показывает, что при регулярном повторении операций или специальном обучении исполнителей трудности в составлении документов и решении возникающих вопросов существенно уменьшаются.

В настоящее время многие фирмы активно внедряют автоматизированные системы внутреннего и внешнего контроля исполнения договоров. Эти системы устраняют одно из основных препятствий на пути налаживания постоянного контроля процесса исполнения договоров - проблему "ручного" учета, связанную с отвлечением значительного числа работников на заполнение журналов, карточек, диаграмм и выполнение рутинных, трудоемких расчетно-аналитических операций.

Автоматизированные системы контроля позволяют формировать сводную отчетность по всем договорам, находящимся в процессе исполнения. Как правило, стандартный пакет отчетности включает календарь пользователя, список текущих договоров, перечень событий. Календарь пользователя содержит данные обо всех текущих договорах и основных этапах их исполнения. Перечень событий содержит сведения о выполненных по каждому договору мероприятиях, а также напоминание о предстоящих событиях.

Автоматизированная система контроля должна содержать перечень отчетов о выполнении бизнес-планов и каждого договорного условия. Используя такой набор отчетов, можно успешно контролировать весь процесс исполнения договоров.

Для налаживания процесса контроля договоров могут применяться следующие автоматизированные системы учета и контроля: "Alfa-Contract", "Directum", KCCC "Управление договорами и проектами", Verysell "Управление договорами", Система управления "Парус", КАС "Бизнес Люкс" и некоторые другие.

В международной и зарубежной договорной практике действует правило, обязывающее договорных контрагентов сотрудничать в процессе исполнения заключенного договора и своевременно уведомлять друг друга о любых препятствиях, мешающих его исполнению*(21). В результате внешний контроль исполнения договоров существенно облегчается и становится более эффективным.

В российской договорной практике подобное правило не действует, поэтому внешний контроль исполнения договорных обязательств является очень сложным и финансово затратным мероприятием.

Наши рекомендации