Пауза между циклами термической активности в середине дня на море
Причины возникновения паузы меж ду циклами термической активности на море и в горах почти одинаковы. Только здесь причиной возникновения паузы является холодный воздух с моря. Тер мическая активность на море, как пра вило, лучше после полудня. До этого по токи достаточно слабые, а база облаков, из-за влажного морского ветра, низкая.
Однако зимой формируются благо приятные условия для парящих полетов. Морской воздух не так сильно охлажда ется ночью. Образовавшаяся инверсия довольно слабая, и солнце достаточ
Рис. 3.55 Морской ветер является причиной образования паузы между циклами термичес кой активности на море. На рисунке: Монако. В горах причиной образования паузы между циклами является долинный ветер.
Рис. 3.56 Пауза между циклами термичес кой активности имеет свои плюсы. В Монако можно летать на побережье тогда, когда всего в километре от берега есть опасность возник новения грозы.
но прогревает землю для образования восходящих потоков. Это, пожалуй, и является главной причиной столь боль шой популярности Монако, как летного места, в зимнее время года.
Кроме того, зимой воздух очень нестабильный, и поэтому образуют ся довольно большие облака и иногда даже грозы. Но все это происходит не
у моря, а в значительном удалении, на суше. Слабые потоки вблизи берега не позволяют облакам вырасти. И поэтому на побережье можно еще летать, в то время как на суше, вдали от берега, это даже и в голову не придет.
Пауза между циклами тер мической активности на равнине и в невысоких горах
Здесь тоже имеет место такое явление, как пауза между циклами погоды. При чиной ее возникновения является ветер. Если он дует постоянно, на равнине и на склонах, где есть динамик, слабые фазы термической активности будут сглаже ны. На земле ветер перемещает теплый воздух через границы схода потоков. Именно там пилоту удается найти долго жданный пузырь восходящего воздуха, который, к сожалению, поднимается не слишком быстро. Как только стихнет ве тер, потоки станут сильнее. Почему же
Рис. 3.57 На равнине, а также в невысоких горах, как только поток ослабевает, пилот быстро оказывается на земле. Между 13.00 и 14.00 часами больше всего шансов пролететь длинный маршрут. Начинающему пилоту следует избегать полетов во время самой сильной термической активности весной и летом.
стихает ветер? В зоне антициклона ветер дует в сторону циклона. У земли ветер по высоте ограничен инверсионным слоем. Днем становится теплее, инверсия под нимается, пространство для ветра рас ширяется, и поэтому он ослабевает.
Смерчи
Они интересны сторонним наблюда телям, и их очень боятся пилоты.
Смерчи образуются в сильно неста бильном сухом воздухе. Воздух под нимался бы медленно, если бы только поток мог сойти до этого момента. Но смерч образуется спонтанно, без ка ких-либо триггеров.
Смерчи очень часто бывают в горах, когда воздух очень нестабилен, на старте дует северный ветер, а на юж ном склоне образуются мощные пото ки. Таким образом, на южном склоне в подветренном роторе могут образовы ваться толстые слои перегретого сухо го воздуха. В такие дни пилоты стар туют либо с северных слонов, т.к. дует северный ветер, либо с южных - сразу в поток. Очень часто это можно наблю дать на Бабадаге (Турция).
Из личного опыта:
Однажды я видел, как параплан с под весной системой подняло на 20 метров, и он недолго летел сам по себе. Сразу после этого он превратился в клубок ткани и строп. Однажды на горе Баба даг в Турции пилот попал в смерч, и его так подкинуло, что он почти с места сделал мертвую петлю. К счастью, он сильно не пострадал.
Старт в таких условиях очень опасен. Тем, кто, несмотря на риск, все же ре шил стартовать, лучше подождать пока со старта сойдет поток, вместе с ним уйдет слой теплого воздуха, и есть ве роятность, что новый смерч будет не много меньше.
Однажды, на лебедке в Австралии, я увидел смерч. Я был на высоте всего 150 метров, после этого отцепился и улетел от смерча шириной примерно 100 метров. При ветре 40 км/ч я естест венно уже стоял, точнее сказать, лежал на земле. С тех пор на моем комбинезо не много дырок. Этот случай я обсуждал со многими пилотами, которые летают на равнинах в Австралии. Большинство говорят, что они попадали в смерч на высоте более, чем 300 метров. Жела ющих снова попасть в эту ситуацию не оказалось.
Рис. 3.58 Очень распространенный малень кий смерч на Бабадаге, Турция. Такие смерчи часто образуются в очень нестабильном воз духе, когда высотный ветер дует с севера.
Замечание:
Смерчи тоже являются восходящими потоками. На большой высоте, в этих, заметных на земле смерчах, можно ле тать. Очень важно чтобы пилот при вхо де в смерч двигался против направле ния его закручивания. В этом случае его летательный аппарат будет в преиму щественном положении. Если же пилот полетит по направлению вращения, летательный аппарат может выкинуть очень далеко, а это очень рискованно. И все же я не советую вам летать в смер чах из -за сильной турбулентности. Это могут себе позволить только действи тельно хорошие пилоты.
Пыль и дым помогают определить местонахож дение потока
Рис.3.59. В месте, где должны встре титься эти два дыма, будет находиться поток. В штиль поток всасывает в себя воздух со всех направлений. Если бы эти дымы расходились, то вероят ность того, что там будет поток, была бы нулевой.
Рис. 3.61
Рис.3.59 Два дыма идут навстречу друг другу. В месте их пересечения (на рисунке отмечено красным цветом) будет находиться поток. Это заметил пилот дельтаплана и поэтому туда летит.
Определение стабиль ности воздуха по дыму
С помощью дыма можно определить стабильность слоев воздуха.
Если дым поднимается очень высо ко, то можно определить направление и силу ветра даже на большой высоте. Если дым поднимается вертикально вверх, значит ветер слабый или его нет вовсе. Если дым поднимается единым потоком, значит воздух стабильный. Если дым развевается веером, значит воздух нестабильный.
Рис. 3.60 Поднимающийся дым горизонталь но стелется над инверсией. По фото нельзя определить, спокоен ли воздух над инверси ей. Однако, под этой хорошо заметной лини ей пилот дельтаплана точно не попадет в тур булентность.
Последовательность дейс твий при поиске потока
Продолжительный парящий полет - это все же не случайность. Тогда возникает вопрос: каким образом пилоту посто янно удается находить потоки?
- Важную роль играет ветер. Если ве тер дует, например, с севера, то пилот будет летать на северных, максимум северо-западных или северо-восточ ных склонах.
- Кроме того, важно расположение сол нца. Возможностей для полетов больше на отвесных склонах, расположенных к солнцу, и в местах, которые солнце дол го освещало.
- Где находится граница схода потока? Есть ли явные неровности на поверх ности? Есть ли заснеженные участки склона? Не стоит недооценивать реки и трассы, так же как и затененные места. Движущаяся тень от облака всегда яв ляется триггером для схода потока.
- Теперь остальные вопросы. Как сде лать правильный выбор? Железная до рога лучше, чем лиственный лес. Чер ные насыпи щебня лучше, чем хвойный лес. Большие поля рядом с полосой леса хороши для образования потоков. Пилот должен все время представлять, как сносится поток ветром.
- На равнине сложнее искать место схо да потока. Такие места здесь не так хо рошо выражены. Таким образом, пилот летит с кукурузного поля, пролетает над фабрикой, летит к песчаной площадке, затем к земляному валу, находит сле дующий поток на трассе или набирает в потоке, который сошел у реки и т.д.
Рис. 3.62 Осыпь на склоне на краю данного плоскогорья является хорошим местом схода потоков.
РЕКЛАМА