Примеры проектов в школьной практике

Попробуем теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической тех­нологии. Важно при этом понять, что метод проектов — это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекомму­никации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, интерактивное телевидение (в настоящее время мало доступное для широкого пользователя), видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода спра­вочники, видеозаписи и т.п. Средства массовой информации также оказываются весьма полезными при работе над проектом. Поэтому главное — четко определиться с самим методом.

Выше было сказано, что обучение в сотрудничестве вполне органично интегрируется с методом проектов. Собственно, это направление в обучении выросло из метода проектов. Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполня­ются во внеурочное время. Вот и давайте посмотрим на примере нескольких проектов, как это происходит. Начнем, естественно, с уроков, поскольку мы имеем дело с методом обучения. Хотелось бы здесь напомнить еще раз, почему мы обратились к этому мето­ду. В чем его привлекательность? Для этого необходимо вспомнить основные концептуальные положения системы образования, на



которые мы ориентируемся в данной книге и которые были изло­жены нами во введении.

1. Главное стратегическое направление развития систем обра­зования б мировой педагогике — развивающее обучение, форми­рование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нрав­ственное развитие. Важно определиться, что имеется в виду под. развивающим обучением. «Развивающее обучение— тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а пря­мой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуа­тации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивает­ся в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обу­чения строится на приоритете дедуктивного способа познания; ос­нова процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий»1.

2, Развивающее обучение предполагает формирование крити­ческого и творческого мышления как приоритетных направлений
интеллектуального развития человека.

3. Эти два вида, или типа, мышления вбирают в себя либо
предполагают необходимость развития и других видов мышления,
о которых речь пойдет ниже.

Критическое мышление:

- аналитическое мышление (анализ информации, отбор необ­ходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений);

- ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее
изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ас­социаций с новыми качествами предмета, явления и пр.);

. самостоятельное мышление;

- логическое мышление (умение выстраивать логику доказа­тельности принимаемого решения, внутреннюю логику решае­мой проблемы, логику последовательности действий, предпри­нимаемых для решения проблемы и пр.);

. системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).

Творческое мышление предполагает следующие умения:

Профессиональная педагогика. - М., 1997. — С. 506.

• мысленного экспериментирования, пространственного вооб­ражения;

• самостоятельного переноса знаний для решения новой зада­чи, проблемы, поиска новых решений;

• комбинаторные (способность комбинировать ранее известные
методы, способы решения задачи, проблемы в новый комбини­рованный, комплексный способ);

• прогностические (способность предвидеть возможные послед­ствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-
следственные связи);

• эвристичность мышления, интуитивное озарение, инсайт.

К указанным умениям следует, на наш взгляд, добавить спе­цифические навыки работы с информацией, для чего важно уметь:

. отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;

• анализировать полученную информацию;

• систематизировать и обобщать полученные данные в соответ­ствии с поставленной познавательной задачей;

• выявлять проблемы в различных областях знания, в окружа­ющей действительности;

• выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

• ставить эксперименты (не только мысленные, но и натураль­ные);

• делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

• статистически обрабатывать полученные данные опытной и
экспериментальной проверок;

. генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;

• работать в коллективе, решая познавательные, творческие за­
дачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;

• владеть искусством и культурой коммуникации1.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позво­ляет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мыш­ления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту про­блему и доказать правильность ее решения, но и представить ре­зультат своей деятельности в определенном продукте, предусмат­ривает необходимость в разные моменты познавательной, экспе­риментальной или прикладной, творческой деятельности исполь­зовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных уме­ний. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого и исполь­зуется метод обучения в сотрудничестве.

Рассмотрим в качестве примеров разработки проекта на уроках проект «Планирование городского парка». Этот пример взят из практики американской учительницы Хилди Шанк (штат Мин­несота, США), а также проект «Проблемы водоснабжения г. Мос­квы». Автор последнего проекта — учитель географии экономико-математичесческой гимназии № 1512 Е.А.Мазохина.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.

'-

Проект «Планирование городского парка»

Предмет: математика, естественные науки. Класс: 6—7-й средней школы.

Планируемый результат: ученики разрабатывают план городс­кого парка, создают его проект и представляют его классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным «за­казчикам».

Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланирован­ной суммы денег, используя при этом знания в области матема­тики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, ди­зайна, физики и т.д.

Материалы:

Учебное оборудование Количество

Задание Одно на группу

Материалы и прайслист Один на группу

Батман 16 х 20 Один на группу

Комплект ролевых карт Один на группу
Время работы: три урока (по одному в неделю).
Тип группы: четыре участника.

Задание для групп: учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика.

Роли:

• бухгалтер — производит все расчеты и составляет итоговую
смету проекта;

. архитектор — наносит совместно обсужденный чертеж про­екта на ватман;

- управляющий -— следит, чтобы каждый участник группы при­нимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях,
стимулируя к сотрудничеству;

. менеджер — зачитывает все инструкции, докладывает проект группы и его стоимость с соответствующим обоснованием всему классу в конце каждого урока и обозначает план группы на следу­ющий урок.

Работа над проектом

(3 занятия)

Учебно-воспитательная задача

Урок 1. Ваша задача — разработать проект городского парка в Золотой Долине, штат Миннесота (см. лист задания в приложе-

нии1)- Решите, что вы хотите иметь в этом парке и опишите, как наша задумка соотносится с критериями, приведенными на Лис­те Задания. Все решения должны быть сформулированы в резуль­тате консенсуса, что означает, что вы все согласны с таким реше­нием. В конце каждого урока вы должны положить материалы сво­его проекта в специальную папку на моем столе.

Урок 2. Сегодня вам придется положить свои идеи на ватман заданного размера. Включите пять деревьев, ландшафт с камнями или скалами и один ручей. Вы должны решить, как расположить нее эти части экстерьера в проекте. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о ва­шем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе.

Урок 3. А теперь ваши задачи — 1) закончить планировку парка; 2) написать доклад, обосновывающий проект; 3) соста­вить и обосновать смету, чтобы продать проект всему классу; 4) представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие.

После этого класс проголосует (тайное голосование), какой проект лучше.

Взаимопомощь: я хочу, чтобы вы представили один проект от всей группы, с которым все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке.

Индивидуальная ответственность: каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы. Для успешной разработки проекта парка необходимо, чтобы каж­дый чувствовал свою ответственность.

Критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект такого парка, с которым все согласны и который полностью соответствует представленной смете', если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргу­менты в обоснование сметы будут убедительными.

Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу, ответственно выполняя поручен­ные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.

1 Приложение представлено в специальном дидактическом материале, подготовленном учителем для данного проекта. В приложении дана смета стоимости различного рода строительных материалов, деревьев, кустарников; стоимость работ по посадке растений, земляных и других видов работ и материалов, необходимых учащимся при выполнении проекта.

Парк Золотой Долины

Задание

Принято решение заложить городской парк на землях Золотой Долины. Вашей команде предложено освоение этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Ваша задача — спланировать их работу: рассчитать, какие материалы, и какое обо­рудование потребуется. Общая стоимость затрат не должна превы­шать 5 000 $, Имейте в виду следующие критерии при проектиро­вании парка.

Универсальность:

• Насколько планируемый парк будет отвечать интересам по­
жилых, молодых и людей среднего возраста?

• Можно ли будет использовать парк в ночное время так же
интенсивно, как и в дневное?

• Можно ли будет пользоваться парком в любое время года?

. Насколько широк круг активных мероприятий, доступных горожанам?

Безопасность:

• Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожилых
посетителей?

. Можно ли ожидать в таком парке каких-либо неприятных неожиданностей?

Эстетика:

• Считаете ли вы свой проект эстетичным?

• Смогут ли люди разного возраста получать в вашем парке
удовольствие?

Эффективность затрат:

• Все ли деньги израсходованы?

• Насколько эффективно используются в парке энергетичес­кие ресурсы?

Инновации:

• Насколько ваш проект необычен?

• Использовались ли в вашем проекте материалы в каком-то
новом необычном аспекте?

Далее приводится таблица стоимости материалов и оборудова­ния, фактический расход и подводится итог: общая стоимость фак­тически израсходованных материалов и оборудования.

Обратимся к другому проекту, который выполнялся в москов­ской гимназии № 1512.

Наши рекомендации