Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы

Пример 1. Построить кривую: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru

Решение. Данное уравнение можно преобразовать к виду

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru

и потом представить как 2 уравнения:

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru
Рисунок 10

или в виде:

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru

Построить графики этих двух функций не является большой проблемой (рис. 10). Точка М – точка самопересечения (узел)

Пример 2. Построить кривую: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru

Данное уравнения можно привести к виду: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , что является окружностью с центром в точке С(3; -5) и радусом 2 (рис. 11).

  Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru  
  Рисунок 11  

Пример 3. Построить кривую: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru

Выполним преобразование: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru . Потом введем обозначение Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru или Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - гипербола (рис. 12)

  Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru  
  Рисунок 12  

Линии второго порядка, заданные неявно

Существует 9 типов линий второго порядка. Все они представлены ниже.

1. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - эллипс

2. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - мнимый эллипс

3. а) Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , б) Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - гиперболы

4. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - пара пересекающихся прямых

5. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - пара мнимых пересекающихся прямых

6. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - пара параллельных прямых

7. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - пара мнимых параллельных прямых

8. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - пара совпавших прямых

9. а) Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , б) Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - параболы

Замечание. Линия 1 рассмотрена в приложении 2.

Линии 4, 6, 8, 9 рассматриваются в обычном школьном курсе математики

4.3. Исследование линий, заданных неявно, на основе теории, рассмотренной в §3 главы I

Здесь в спецкурс можно включить задачи типа 1, 4, 5 §4 главы I, или задачи типа примера 1, пункта 1.4, где, выполнив дополнительные исследования, можно показать, что точка М – точка самопересечения.

Заключение

В данной работе рассмотрены только отдельные вопросы теории кривых. Понятно, что следовало бы разработать отдельно следующие темы:

1) Некоторые вопросы топологии в школьном курсе математики

2) Исследование линий, заданных параметрически

3) Разработать уроки на тему: «линии второго порядка, заданные неявно»

4) Приложение данной теории в физике

5) Привести большее число задач, иллюстрирующих данную теорию

Приложение А

Примерный план спецкурса «Исследование линий на плоскости, заданных явно и неявно»

Номер Тема Часы
1.1   1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 Некоторые вопросы топологии в школьном курсе математики Понятие линии (кривой) на топологической основе Различные способы задания плоской кривой Явное и неявное задание функции Введение понятия частной производной Исследование линий, заданных явно Исследование линий, заданных неявно  
  Итого

Замечание:данный спецкурс можно разбить на 2 части: 1 часть – 9 класс (темы: 1.1 (3 часа), 1.2 (2 часа), 1.3 (2 часа), 1.4 (2 часа), 1.6 (2 часа), 1.7 (4 часа)). Остальные вопросы можно рассмотреть в 10-11 классах.

Приложение Б

Здесь в качестве примера мы рассмотрим теоретическую часть одного из возможных уроков.

Замечание: Даная тема рассматривается в 9 классе (когда изучены темы: окружность, синус и косинус угла, симметрия), может служить хорошей основой для последующего изучения тем в математике (параллельное проектирование, изображение круглых тел и т.п.) и в физике.

План – конспект урока

Класс: 9 класс

Тема: Эллипс

Цель урока: Дать основные понятия и свойства эллипса

Задачи:

Общеобразовательные: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов

Развивающие: развивать в учениках математическую культуру, логическое мышление.

Воспитательные: создать интерес учащихся к науке, вне школьной программы.

Дидактическое оснащение урока: доска, план-конспект, письменные принадлежности.

Краткий план урока:

Содержание урока

1. Начало урока. Организационный момент. Объявление темы урока.

2. Основная часть урока.

Речь учителя: Как мы знаем из школьного курса, окружность - замкнутая кривая, все точки которой равно удалены от центра. Но окружность является частным случаем эллипса.

Эллипс – множество всех точек плоскости, для каждой из которых сумма расстояний до точек F1, F2 той же плоскости есть величина постоянная. Где точки F1, F2фокусы эллипса, а расстояние между ними – фокальное расстояние.

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru
Рисунок 1

Фокальными радиусами т. М называются отрезки F1M, F2M, если M – точка данного эллипса.

Найдем уравнение эллипса в прямоугольной системе координат Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , где О – середина отрезка F1F2, а Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru (рис.1).

В выбранной системе координат фокусы F1 F2 эллипса имеют координаты F1(c,0), F2(-c,0), поэтому фокальные радиусы произвольной точки М(х, у) эллипса равны:

  Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru .   (1)

Т.к. F1M+F2M=2a, поэтому Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru или в другом виде Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru . Возводя его в квадрат и приводя подобные члены, получим: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru . Снова возводя в квадрат, после преобразований получим

  Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru (2)

где Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru (3).

Таким образом, мы доказали, что координаты любой точки эллипса удовлетворяют уравнению (2). Уравнение (2) называется каноническим уравнением эллипса.

Рассмотрим свойства эллипса.

Если Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , то Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , поэтому т. О – центр симметрии эллипса

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru
Рисунок 2

Если Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , где Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru - эллипс, то х, у удовлетворяют уравнению (2), поэтому Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , т.е. все точки эллипса принадлежат прямоугольнику М1М2М3М4 (рис. 2)

Если Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , то Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru и Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru . Отсюда следует, что прямые Ох и Оу являются осями симметрии эллипса.

Каждая ось симметрии пересекается с эллипсом в двух точках: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru . Эти точки называются вершинами симметрии(рис. 2). Отрезки A1A2 и B1B2 называются большой и малой осями эллипса, соответственно. Центр О является серединой отрезка.

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru
Рисунок 3

Чтобы получить представление о виде эллипса, заданного уравнением (2), следует построить несколько точек эллипса. При этом достаточно рассмотреть только точки первой четверти, т.к. эллипс симметричен относительно осей координат. Для точки M (x, y) первой четверти ( Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru ) имеем: Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru (рис. 3).

Эксцентриситетом эллипса называется число Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru , где с – фокальное расстояние, а – большая полуось, т.е. Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru . Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru только тогда, когда эллипс – окружность, т.е. с = 0.

С увеличением эксцентриситета уменьшается «ширина» эллипса.

Из определения и свойств перечисленных выше следует способ построения эллипса.

Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru
Рисунок 6

Рассмотрим способ построения точек эллипса с помощью циркуля и линейки, если заданы его оси A1A2 и B1B2. На отрезках A1A2 и B1B2 как на диаметрах построим две концентрические окружности Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru и Некоторые примеры линий, заданных неявно, исследование которых проводится на основе обычной школьной программы - student2.ru (рис. 6). Проведем ряд радиусов большей окружности. Через их концы проведем прямые, параллельные малой оси, а через точки пересечения этих радиусов с меньшей окружностью – прямые, параллельные большей оси. Тогда точки пересечения прямых, соответствующих одному и тому же радиусу, будут точками эллипса с заданными осями.

3. Завершение урока.

Таким образом, на сегодняшнем занятии мы рассмотрели основные определения эллипса и некоторые его свойства.

Список литературы

1. Александров, Н. В. Курс общей физики. Механика: учеб. пособие / Н. В. Александров, А.Я. Яшкин. – М.: Просвещение, 1978. – 416с.

2. Алимов, Ш.А. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / Ш.А. Алимов [и др.]. – М.: Просвещение, 2012. – 464 с.

3. Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев – М.: Просвещение, 2014. – 383с.

4. Барский, И. Б. Элементы общей топологии и теории топологических многообразий: учеб. пособие / И. Б. Барский. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2011. – 224с.

5. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. / А.Н. Колмогоров, А.М [и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 384 с.

6. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч., Ч.1 / А.Г. Мордкович [и др.]. – М.: Мнемозина, 2013. –400с.

7. Погорелов, А.В. Геометрия. 7-9 классы. / А.В. Погорелов – М.: Просвещение, 2014. – 240с.

8. Погорелов, А.В. Геометрия / А.В. Погорелов. – М.: Наука, 1983. – 290с.

9. Саранцев, Г.И. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студентов ВУЗов по направлению "Педагогическое образование" / Саранцев Г.И. – Казань.: Центр инновационных технологий, 2011. – 228с.

10. Феденко, А.С. Сборник задач по дифференциальной геометрии: учеб. пособие / А.С. Феденко [и др.]. – М.: Наука, 1979. – 272с.

11. Фиников, С.П. Дифференциальная геометрия. Методическое пособие для студентов педагогических институтов: учеб. пособие / С.П. Фиников. – М.: Учпедгиз, 1949. – 109с.

12. Фиников, С.П. Дифференциальная геометрия: учеб. пособие / С.П. Фиников. – М.: Учпедгиз, 1955. – 215с.

13. Фихтенгольц, Г.М. Основы математического анализа. Т.1. / Г.М. Фихтенгольц – М.: Наука, 2005. – 440с.

Наши рекомендации