Принципы управления (по А.Файолю)
№№ | Принцип | Содержание | Комментарии |
Разделение труда | Выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при прочих равных условиях | Достигается за счет сокращения целей | |
Полномочия и ответственность | Где дают полномочия, там возникает ответственность | Объемы полномочий и ответственности должны быть сбалансированы | |
Дисциплина | Повиновение, усердие, манера держать себя, проявленные соответственно установленному между организацией и его служащими соглашению | Предполагает справедливое применение норм, установленных в соглашении. «Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании всецело зависит от руководителя.» | |
Единоначалие | «Служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник…» | «Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства… Ввиду того, что это правило нельзя не признавать фундаментальным, я его включаю в число принципов.» | |
Единство руководства | Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя | Требует особого внимания в условиях создания. Так называемы, временных творческих коллективов | |
Подчиненность личных интересов общим | «…интересы служащих, или группы служащих, не должны становиться выше интересов предприятия» | «Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.» | |
Вознаграждение персонала | «Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы» | Должно быть справедливым и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего | |
Централизация | Способ организации отдельных групп в направлений общих целей и плана | «Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации — вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.» | |
Иерархия | Способ построения аппарата управления | «Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими» | |
Порядок | Расположение всего на своем месте | «Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.» | |
Справедливость | «…справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.» | «Для того, чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно…» | |
Постоянство состава персонала | Стабильность рабочего места для персонала | «Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу.» | |
Инициатива | «…возможность создания и осуществления плана…» | «Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы» | |
Единство персонала | Корпоративный дух | «Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить — дело искусное; но разделять собственные силы в предприятии — тяжкая ошибка.» |
Практическое использование теорий Ф.У. Тейлора и А. Файоля было осуществлено Генри Фордом, который стал известен своими открытиями, а также способствовал развитию теории и практики управления.
Приложение 3.
Извлечение из ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года N 464
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Извлечение из ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 года N 1763