Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Методические указания для студентов всех форм обучения
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО УГТУ-УПИ
Екатеринбург
УДК
ББК
©Автор ст. пр. С. Г. Ермолаева
Научный редактор к.ф.н. О.В. Охотников
Этика деловых отношений: методические указания /
С. Г. Ермолаева. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. 80 с.
Методические указания по дисциплине «Этика деловых отношений»
Подготовлено кафедрой социальной антропологии и психологии
и факультетом дистанционного образования.
©ГОУ ВПО «Уральский государственный
технический университет - УПИ», 2005
Лекции по дисциплине «Этика деловых отношений (ЭДО)».
Тема лекции | стр. |
Тема 1. Этика: предмет, определение. Мораль, нравственность. | |
Тема 2. Структура и функции морали. | |
Тема 3. Виды этики. | |
Тема 4. Основные концепции этики. | |
Тема 5. Моральные стандарты: интегральная теория социальных контрактов. | |
Тема 6. Моральные стандарты: телеологические принципы. | |
Тема 7. Моральные стандарты: деонтологические принципы. | |
Тема 8. Этика деловых отношений (ЭДО). Принципы этики деловых отношений. ЭДО в России. | |
Тема 9. Макроэтика и микроэтика. Принципы. | |
Тема 10. Основные проблемы этики деловых отношений: макро- и микроэтика. | |
Тема 11. Основные проблемы этики деловых отношений: пять категорий | |
Тема 12. Значение этичного поведения в организации. | |
Тема 13. Формирование нравственного поведения. | |
Тема 14. Формирование этических установок в деловых отношениях. | |
Тема 15. Этика и социальная ответственность организаций. | |
Тема 16. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности организаций. | |
Тема 17. Корпоративная культура и корпоративная этика. | |
Тема 18. Этические принципы организации. | |
Тема 19. Этика руководителя. Этические принципы хорошего подчиненного. | |
Тема 20. Этика решения спорных вопросов. | |
Тема 21. Факторы этичных решений | |
Тема 22. Принятие этичных решений. | |
Тема 23. Формы этичного делового общения. | |
Тема 24. Виды деловой беседы. Проведение деловой беседы. | |
Тема 25. Виды совещаний. Проведение совещания. | |
Тема 26. Применение комплимента в деловом общении. | |
Тема 27. Конструктивная критика в деловом общении. | |
Тема 28. Основные приёмы аргументации. | |
Тема 29. Публичное выступление. | |
Тема 30. Общение с конфликтной личностью. | |
Тема 31. Отклоняющееся поведение. | |
Тема 32. Деловой этикет. | |
Библиографический список | |
Словарь |
Тема 1
Этика: предмет, определение. Мораль, нравственность
Природа и сущность этики
Можно ли считать, что деловые люди обязаны действовать в рамках определенных моральных обязательств и соблюдать все разумные требования общества и групп, чьи интересы затрагиваются их действиями?
Может ли поведение крупной коммерческой организации строиться на основе принципов справедливости? В качестве вопросов о роли этики в деловых отношениях возьмём, например, следующие: насколько аморально подвергать сотрудников фирмы принудительному тестированию на предмет употребления наркотиков? Имеют ли предпринимательские организации моральные обязательства по защите и сохранению окружающей среды? Если «да», то каково их содержание?
Мораль и этика
Определения.
1.«Мораль(от латинского обычаи, нравы; правильный, нравоучительный), с точки зрения современной социальной философии - это один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей.
2. В то же время моральпредставляет собойособую форму общественного сознания, вид общественных отношений (моральных отношений) и выступает как предмет специального изучения этики.
3.Мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определённым общесоциальным законам.
4.Термин «мораль» используют для обозначения всей совокупности принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении).
5. Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности.
Т.о., мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль, т.о., имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида. Аналогично политическому устройству общества и родному языку мораль существует до её принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создаёт собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.
Мораль– это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.
Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Т.к. бизнес существует в социальной среде, бизнесмены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса нужно поступать морально, т.к. тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.
Де Джордж Р.Т.: «Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения».
Общераспространенный нравственный опыт охватывает все наши моральные убеждения, суждения и ощущения, которые мы выражаем на языке нравственности. Моральные суждения включают оценки людей, или их поступков, или институтов в качестве хороших или плохих, правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, честных или нечестных и т.д. Они выражают также эмоции, обычно отрицательные по поводу неправильных поступков, или положительные эмоции по поводу правильных поступков.
«Этику вообще можно определить как систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы
- установить правила, которые должны управлять поведением людей,
- выработать ценности, которых стоит придерживаться,
- а также чтобы воспитать такие черты характера людей, какие им полезно в себе развить».
Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом.
Отличие морали от этики:
Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением.
Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.
Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. (?)Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности
Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.
Нравственность. Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов. Для нравов характерно: общественным непререкаемым авторитетом обладает господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения, которая вследствие своей общепринятости имеет силу «действующего, существующего закона».Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственно морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности. Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, т.о., что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью»
Этика и этикет
Этикет, как и этика, определённым образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идёт лишь о хороших или плохих манерах.
ТЕМА 2