Следственная практика как источник криминалистических методических рекомендаций

Ф

ормирование криминалистической методики как раздела криминалистической науки и комплексов методических рекомендаций как частных криминалистических методик, предназначенных для использования в борьбе с преступностью, происходило на основе изучения и обобщения следственной практики. Следственная практика — и источник методических рекомендаций, и критерий их истинности, эффективности. Это положение в криминалистической методике играет роль основополагающей аксиомы.

Уже в одной из первых советских работ по криминалистической методике указывалось, что изучение практики расследования преступлений, опыта прошлого дают возможность сделать важные обобщающие практические выводы о методах работы по расследованию преступлений[621]. “Без постоянного обобщения и научного анализа практики расследования отдельных видов преступлений не может быть научно организованного следствия”, — писали С. А. Голунский и Б. М. Шавер[622]. Б. Л. Зотов, отметив, что изучение способов совершения преступлений расширяет познания следователя и указывает пути их раскрытия, назвал такие формы изучения и обобщения практики, как анализ следователем своей собственной работы, обмен опытом на оперативных совещаниях, организация семинаров следователей, созыв конференций лучших следователей, издание специальной литературы[623].

Общее требование изучения практики расследования преступлений Б. М. Шавер конкретизировал в виде принципов-условий, на которых должна базироваться разработка криминалистической методики. В их числе он назвал освоение опыта расследования анализируемой категории дел, включая сюда и способы совершения преступлений; установление — где, на каком участке, на каких предметах обычно остаются следы при совершении преступлений данной категории и какими методами и способами эти следы могут быть обнаружены, исследованы и оценены как доказательства; определение данных, пользование которыми облегчало бы установление круга лиц, среди которых может быть обнаружен преступник и выявлены свидетели[624].

Для современного периода развития криминалистической методики характерен дифференцированный подход к изучению и обобщению следственной практики. Отмечается необходимость изучения не практики вообще, а целеустремленного систематизированного накопления, анализа и обобщения эмпирического материала по следующим направлениям:

¨ способы совершения и сокрытия преступлений (изучение способов совершения и сокрытия преступлений имеет как научное — для совершенствования и разработки частных криминалистических методик, — так и сугубо практическое значение для конкретного акта расследования и действий следователя по аналогичным делам[625];

¨ признаки преступления и совершения и сокрытия его определенным способом[626];

¨ типичное содержание исходных данных при возбуждении отдельных категорий уголовных дел;

¨ применяемые в практике приемы и средства раскрытия и расследования данного вида преступлений, организация процесса их расследования[627].

Анализ работы органов расследования и процесса научной разработки проблем криминалистической методики позволяет выделить две области человеческой деятельности, являющиеся источником криминалистических методических рекомендаций. Во-первых, это область противоправной деятельности, совершения и сокрытия преступлений и, во-вторых, ее антипод — область раскрытия и расследования преступлений, т.е. правоохранительной и правоприменительной деятельности органов расследования. Применительно к каждой из этих областей, неразрывно, естественно связанных друг с другом, можно определить в мето­дическом аспекте цели их изучения. Такими непосредственными целями научного изучения преступной деятельности, на наш взгляд, являются:

¨ выявление типичных способов совершения и сокрытия конкретных видов преступлений, закономерностей выбора этих способов, различных факторов, влияющих на поведение преступника до и после совершения преступления;

¨ выявление закономерностей возникновения доказательств и определение содержания их комплексов, характерного для применения данного способа совершения и сокрытия преступления, типичных вариантов таких комплексов, выступающих в качестве исходных данных для расследования;

¨ получение иных данных, необходимых для формирования криминалистической характеристики преступления.

Достижение этих непосредственных целей обеспечивает в определенной части решение основной задачи — формирование частной криминалистической методики. Однако для ее полного решения необходимо изучение и другой области — практики раскрытия и расследования преступлений. В качестве непосредственных целей такого изучения могут быть названы:

¨ выявление закономерностей процесса доказывания и определяемых ими особенностей организации расследования конкретных видов преступлений;

¨ определение эффективности применяемых методов раскрытия и расследования преступлений, в том числе приемов рефлексивного управления действиями и поведением лиц, противодействующих следователю;

¨ проверка правильности методических рекомендаций, обоснованности их комплексирования, доступности и распространенности.

В. А. Кухарев и В. А. Мальцев, в целом, правильно описывают ступени научного исследования при обобщении следственной практики:

¨ накопление определенной совокупности эмпирических данных;

¨ логическая, математическая и иная обработка этих данных, их систематизация и классификация;

¨ выявление закономерностей, характеризующих отдельные группы обработанных фактов;

¨ выработка на основе выявленных закономерностей частных методик;

¨ проверка частных методик в ходе практической деятельности по расследованию преступлений[628].

Изучение следователем противоправной деятельности, преступления, которое он должен расследовать, преследует чисто практические цели и отличается ими от научного исследования практики. Эти цели — обнаружить признаки преступления, распознать по ним способ его совершения и сокрытия; отправляясь от знания последнего, выявить всю совокупность доказательств по делу, применив для этого как рекомендуемые наукой, так и подсказанные опытом методы и средства. Столь же практический аспект имеет изучение следователем коллективной практики расследования путем различных форм обмена опытом, ознакомления с информационными материалами и т. п. Важной задачей криминалистической методики следует признать разработку предназначенных для следователя методов анализа практики, анализа конкретного преступления, без чего его действия не могут носить целеустремленного характера. Вопрос об анализе конкретного преступления, тесно связанный с общей проблемой метода расследования, мы рассмотрим в одной из последующих глав.

Наши рекомендации