Преимущества деловой беседы
Главные преимущества деловой беседы могут быть сформулированы следующим образом:
1)она дает непосредственные сведения и обычно требует минимальных затрат;
2) является единственным способом получения некоторых сведений;
3) гибкость позиций участников позволяет ежеминутно изменять характер разговора.
Во многих случаях беседа почти также непосредственна, как личное наблюдение, а при условии тщательного и удачного выбора интервьюируемого лица представляет довольно надежный и достоверный источник сведений. С этим считается каждый аналитик: сталкиваясь с особенно сложным вопросом, по которому у него нет достаточных сведений. Он обращается к специалистам, обладающим нужными знаниями, и советуется с ними, прежде чем принять окончательное решение.
Опытный эксперт придает большое значение беседе. Приступая к обследованию, он обсуждает проблему с лицами, хорошо осведомленными в данной области. Полученные таким образом сведения вместе с собственным мнением помогают ему разработать план подхода к исследуемой проблеме. Этим он сберегает время и силы, которые иначе затратил бы бесплодно.
По мере работы исследователь регулярно пользуется беседой, чтобы дополнить собственные наблюдения и подвергнуть проверке свой опыт и догадки. Иными словами, он пользуется этим приемом для анализа ситуации так же, как врач, расспрашивающий больного о его самочувствии и о предполагаемых причинах недомогания. Конечно, он не верит всему тому, что говорит пациент, но он комбинирует полученные им сведения с собственными наблюдениями и ставит свой диагноз.
Многие проблемы обязаны своим разрешением случайному замечанию, подсказавшему новый подход к решению вопроса.
Главное преимущество беседы состоит в том, что она дает такие сведения, которые невозможно добыть никаким другим путем; в беседе выясняются такие подробности, которые, не представляя достаточного интереса для широкой публики, как раз чрезвычайно ценны для данного исследования.Ограниченность места обыкновенно не позволяет помешать в статье или в книге подробности того, каким путем был достигнут определенный вывод; а между тем исследователю иногда чрезвычайно важно знать именно эти подробности.
Кроме того, из бесед почти всегда удается познакомиться с новыми предположениями и приемами, прежде чем изложение их появляется в печати.
Огромное количество ценных сведений никогда не попадает в печать. На предприятиях имеется много умных, талантливых специалистов, но не достаточно уверенных в себе, беспечных или же не умеющих излагать свои мысли в письменном виде, а между тем они охотно делятся своим опытом с теми, кому доверяют, и часто этим путем распространяются ценные идеи, которые иначе остались бы никому неизвестными.
В этом отношении беседа имеет большое преимущество перед анкетой. Лица, которые не утруждают себя заполнением даже краткой анкеты, в беседе охотно сообщают все желаемые сведения. Кроме того, большинство людей в частном неофициальном разговоре приводят такие данные, которых они никогда не доверили бы бумаге.
Слабая сторона беседыкак метода сбора информации состоит в том, что многие сведения, почерпнутые из разговора, неточны и случайны. Мало кто взвешивает свои слова так тщательно, как это сделал бы, давая материал для печати. Поэтому аналитик должен всегда учитывать возможность при беседе преувеличений или иных неточностей и неизменно проверять полученные в устной форме сведения, прежде чем ссылаться на них в своей работе.
Доступность информации, которую можно получить этим путем, часто оказывает исследователю, особенно малоопытному, весьма плохие услуги. Из-за недостаточного знания предмета или неумения делать различие между предположением и фактом он часто попадает впросак, если слишком полагается на то, что ему сообщают.
При обследовании организации производства в цехах или в отделах менеджеры всегда обнаруживают готовность указать ему на недочеты в другом структурном подразделении. Аналитику приходится выслушивать различнейшие мнения, теории, измышления и догадки. При недостаточно критическом чутье аналитик всегда рискует придать этим сведениям преувеличенное значение и тем нанести непоправимый ущерб своей работе. А между тем эти же самые мнения оказались бы для него очень ценными, если бы он учитывал их удельный вес и подвергал их тщательной проверке и пересмотру.
Важное преимущество беседы заключается в том, что сама по себе она является отличным стимулом для участников. Хорошо известно, что ничто не способствует в такой мере появлению новых идей, как обсуждение, в которое каждый из участников вносит свою лепту. Результаты таких совместных усилий всегда значительно превосходят то, что было бы достигнуто теми же собеседниками, если бы они работали каждый сам по себе. Столкновение мнений, здесь — намек, там — догадка — вот что ведет к рождению идей, которые, быть может, никогда не возникли бы без стимулирующего влияния беседы. Это обстоятельство является одним из главных мотивов, по которым создался и укрепился обычай созывать конференции для обсуждения важнейших вопросов.
Беседа как способ сбора информации всегда связана с затратой времени, особенно в том случае, когда беседовать приходится со многими лицами. Если необходимо быстро получить нужные сведения для анализа ситуации, то либо приходится сократить число лиц, от которых может быть получена информация, либо ряд бесед приходится поручать помощникам. Последствия этого не всегда положительны.
Рекомендации по проведению собеседования:
1. Никогда не задавайте прямых вопросов. Для получения некоторых неочевидных сведений лучше задавать наводящие вопросы, изучение ответов на которые позволит вам извлечь из них желаемую информацию.
2. Следите за тем, чтобы собеседник не выходил за рамки темы разговора, но никогда не прерывайте его на слове. Впрочем, неплохо на непродолжительное время отвлечься от вопросов, предусмотренных планом беседы.
3. Даже если ваш собеседник вышел за рамки темы разговора, постарайтесь хотя бы казаться внимательным: собеседник будет вам за это очень признателен.
4. Старайтесь проявить интерес к работам, выполненным вашим собеседником. Спросите у него, с какими трудностями он сталкивается: это даст ему повод рассказать о его задачах, обязанностях, приемах работы и т.д.
5. Руководите ходом беседы, но весьма деликатным образом; например, никогда не отвечайте сами на вопросы вместо вашего собеседника и не задавайте вопросов, которые фактически содержат в себе ответ.
6. По возможности не придавайте особого значения посторонним событиям, например, появлению в комнате третьих лиц. Периодически отмечайте про себя затронутые вопросы. Никогда не пользуйтесь техническими терминами; в противном случае объясняйте их в простых и доходчивых выражениях. Не забывайте время от времени делать пометки.
7. Старайтесь затратить на беседу столько времени, сколько вам может уделить собеседник.
В конце собеседования определите возможные последствия проведения беседы: новая беседа, встреча с участием других лиц и т.д. Если возможно, Установите крайние сроки или, что лучше, точные даты проведения таких встреч. Напомните собеседнику, что вы пришлете ему отчет или докладную записку о проведении данного собеседования, уточнив при этом, в какой именно срок. Поблагодарите собеседника за прием.