Оптимальное управление складскими запасами многогранная задача, от решения которой зависит эффективность работы организации в целом

Магазин периодически испытывает проблемы, связанные с недостатком или переизбытком оборотных средств. В значительной степени эта проблема связана с неэффективным управлением товарными запасами. В результате склады и полки магазина заняты неликвидными товарами, а нужных позиций нет в наличии.

Повышение оборачиваемости – одна из самых актуальных бизнес-задач, и не только для торговой компании. Решение этой задачи позволяет значительно увеличить рентабельность.

Автоматизация управления запасами в магазине Trushop для оптимизации складских запасов актуальная, потому что в нем:

- Большой ассортимент, частое обновление номенклатуры

- Сложный алгоритм планирования, учитывающий прогнозы спроса, способы и условия доставки и тд.

- Большая трудоемкость (небольшое количество менеджеров по закупкам)

Одной из причин многочисленных трудностей является широта ассортимента. Чем больше позиций в ассортименте, состав и товарный запас в котором постоянно изменяется, тем сложнее логисту ориентироваться и контролировать ситуацию.

Оптимизация складских запасов начинается с прогнозирования и планирования. Разные товары отличаются по стабильности продаж и доходности. Прилагать усилия, чтобы получить качественный прогноз по всем товарным позициям не рационально, а в некоторых случаях это сделать невозможно. Усилия нужно дифференцировать: одни позиции прогнозировать, другие планировать, чему-то уделять максимум внимания, а что-то рассчитывать по жестким правилам. Такую дифференциацию позволят сделать abc и xyz анализы.

Задача анализа товарного запаса на складах регулярно возникает практически во всех компаниях. Целью такого анализа является уменьшение объемов запасов в количественном и стоимостном выражении, повышение оборачиваемости капитала, вложенного в складские запасы. При этом важно не допустить чрезмерного сокращения ассортимента товаров, что, в свою очередь, может привести к потере клиентов. Размер товарного запаса – это один из показателей того, насколько эффективно компания умеет работать на определенном рынке, с определенными поставщиками и клиентами.

Оптимизация запасов экономит до половины издержек по работе с ними. При этом требуется установления критериев оптимальности системы управления, т. е. конкретных параметров, к которым следует стремиться. Без современной компьютерной системы оптимизировать управление запасами каждого из тысяч наименований товаров невозможно. Задачей управления запасами является бесперебойное обеспечение торговли необходимыми товароматериальными ценностями при наименьших затратах. Для решения поставленной задачи могут использоваться ABC и XYZ анализы.

Целью данной работы является совершенствование методов управления запасами предприятия для сокращения логистических издержек и увеличения прибыли.

Для нормального функционирования предприятия важно иметь полную информацию о запасах на складе в количественном и стоимостном выражении, а также об издержках, связанных с их хранением. Поддержание запасов на минимальном уровне является средством увеличения прибыли за счет экономии на стоимости хранения и высвобождении финансовых ресурсов, вложенных в запасы. В то же время, чрезмерное сокращение запасов может приводить к убыткам в виде упущенной прибыли по причине отсутствия необходимого товара на складе в нужное время. Сужение ассортимента как результат минимизации запасов также может негативно сказаться на результатах работы предприятия в целом. Поэтому главной задачей является нахождения оптимального уровня запасов для каждого товара, а перед этим необходимо провести анализ ассортимента. Подходы к управлению запасами для разных групп товаров могут отличаться.

В данной курсовой работе решается задача эффективного управления товарными запасами в условиях широкой номенклатуры товаров, используя ABC и XYZ анализы.

Сначала проводится ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по сумме отгруженного товара за весь учетный период (например, за год). Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь этот же период (например, по ежемесячным продажам за год). После этого результаты совмещаются.

Сущность этого анализа заключается в том, что производится классификация всех номенклатурных позиций, данные о запасах которых поддерживаются по признаку относительной важности этих позиций, и для каждой выделенной категории формируются свои методики управления запасами. Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию номенклатурных позиций: на классы A, B и C.

Идея ABC-анализа строится на основе принципа Парето. В настоящее время принцип широко известен как «правило 20 на 80». Правило Парето хороший инструмент для анализа, который можно с большой пользой применить к управлению запасами. Анализ годовых затрат на расходуемые запасы, а именно: произведение используемого количества на стоимость единицы, позволяет разделить все запасы на три широкие категории:

- класс A – узкий ассортимент около 10% от полного списка на который идет основная часть затрат (70%);

- класс B – средняя группа (20%), затраты составляют 20% от полной суммы;

- класс C – основная часть списка (70%), но с малыми суммарными затратами, примерно 10% от полной суммы.

Такой способ категорирования говорит о том, что нужно вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса A, слабее отслеживать состояние объектов в классе B и меньше всего заботиться о классе C.

XYZ-анализ позволит классифицировать запасы, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, а так же определит стабильность потребления различных групп запасов.

При совмещении определяется девять групп товаров:

АХ

AY

AZ

ВХ

BY

BZ

СХ

CY

CZ

Оптимальное управление складскими запасами многогранная задача, от решения которой зависит эффективность работы организации в целом - student2.ru

Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов. Часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянным объемом заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки (и снизить тем самым сумму страхового товарного запаса), повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров опытному специалисту и т. п.

Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы.

По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

Часть товаров группы CZ можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери.

Дополнительно можно проводить ABC и XYZ анализы не по товарным группам, а по брендам в отдельной товарной группе. Это позволит узнать, какие фирмы одежды в каких категориях товаров более или менее востребованы, чем остальные. На основании полученных данных можно определить объемы запасов для отдельно взятого бренда по каждой товарной группе, то есть найти долю запасов определенной товарной марки в определенной товарной категории.

Подводя итоги и обобщив вышесказанное, можно выделить следующие рекомендации:

1) Автоматизация управления товарными запасами в магазине, путем внедрения современных программных средств и технологий

2) Найм квалифицированных специалистов

3) Проведение ABC и XYZ анализов по товарным группам и по брендам в отдельной товарной группе с помощью внедренных технологий и опытных специалистов.

Оглавление

Введение. 1

Часть 1.. 2

Краткая характеристика магазина. 2

Технико-экономические показатели.. 3

Организационная структура предприятия.. 3

Представление объекта в качестве логистической системы... 5

Определение класса логистической системы... 5

Определение входов и выходов ЛС.. 6

Движение потоков. 7

Логистические цепи.. 12

Логистические операции и функции, выполняемые звеньями.. 13

Узкие и широкие места. 15

Характеристика технических средств и организационных методов, используемых для реализации логистических операций и функций.. 15

Организационные методы... 16

Часть 2.. 17

Проблема управления запасами в магазине Trushop и пути ее решения.. 17

Наши рекомендации